Вышел в свет сборник киносценариев Фридриха Горенштейна "Раба любви". Горенштейн, советский и российский прозаик и сценарист, написал семнадцать киносценариев, только по шести из них были поставлены фильмы, включая три телевизионных. Есть еще несколько картин, в которых Горенштейн участвовал в доводке сценариев, но его имя не стоит в титрах. Это "Первый учитель" Андрея Кончаловского и "Андрей Рублев" Андрея Тарковского, для которого Горенштейн переписал речь главного героя.
Он работал с такими режиссерами, как Андрей Тарковский, Никита Михалков, Андрей Михалков-Кончаловский, Али Хамраев. Горенштейн, произведения которого, за исключением рассказа "Дом с башенкой", не печатались в СССР, эмигрировал в конце 1980 года. Он скончался в 2002 году в Берлине.
О книге "Раба любви" рассказывает ее составитель, корреспондент Радио Свобода в Германии и знаток творчества Фридриха Горенштейна Юрий Векслер:
– Это впервые изданные отдельной книгой киносценарии Фридриха Горенштейна, который больше понимал себя как писатель (он автор нескольких романов, повестей и пьес), но кино любил самозабвенно, сценаристом хотел быть параллельно с работой над прозаическими текстами, и делал это. Он написал почти два десятка сценариев, но фильмов по ним поставлено немного. Наиболее известные – "Солярис" Андрея Тарковского и "Раба любви" Никиты Михалкова. Есть еще несколько, но, в общем-то, процент реализации оказался невелик. А сценариев, интересных и мощных, Горенштейн написал немало.
В сборнике "Раба любви" собраны только оригинальные сценарии, то есть не адаптации литературных произведений (есть и такие), а именно оригинальные, которые сочинены самим Горенштейном. "Раба любви", сценарий, давший название книге, никогда прежде не публиковался. Самый первый горенштейновский сценарий, "Дом с башенкой", в его изначальной авторской версии тоже никогда не публиковался – в этот сценарий входит не только одноименный рассказ, который был потом опубликован, но и сиквел, продолжение этого рассказа, когда герой его, мальчик, оставшийся сиротой (потерявший и отца, сгинувшего в сталинском лагере, и мать, умершую в эвакуации) вырастает и ищет могилу матери. По этому единому сценарию хотел снимать фильм Андрей Тарковский.
Впервые публикуется и огромный сценарий "Тамерлан", написанный для режиссера Али Хамраева и при его участии. Этот фильм предполагалось ставить в Италии, сценарий писался по заказу итальянских продюсеров, но фильм так и не возник. Сценарий о жизни Тамерлана и читать интересно, но я очень надеюсь, кто-нибудь когда-нибудь этот сценарий все-таки возьмет в работу и сделает на его основе картину. Еще один сценарий – "Унгерн", про одного из лидеров белого движения на Дальнем Востоке барона Романа фон Унгерна. Тема этого сценария – русский фашизм. Интересно, что сценарий об Унгерне рассматривал Ларс фон Триер, он приезжал в Берлин к Горенштейну, но по разным причинам этот фильм так и не начал снимать. Потом картину по этому сценарию собирался снимать Александр Прошкин, но из-за отсутствия достаточного финансирования в России эта лента тоже не возникла. И последний сценарий из пяти – "Скрябин", написанный совместно с Андреем Кончаловским в 1970-е годы, но до сих пор также не реализованный.
Нереализованных сценариев много, но, как написал в предисловии к книге Андрей Кончаловский, "и… сценариев "Соляриса" Тарковского и "Рабы любви", который мы написали вместе, достаточно для того, чтобы его имя оставалось в истории кино".
Еще в книге есть два синопсиса. Синопсис – изложение сценарного замысла без диалогов. Один из публикуемых синопсисов – результат долгой совместной работы Кончаловского и Горенштейна, начавшейся уже когда Горенштейн жил в Берлине, над замыслом картины про Марию Магдалину. Это своеобразное апокрифическое 40-страничное "Евангелие от Горенштейна и Кончаловского", так бы я сказал.
– Поэтому именно Андрей Кончаловский написал предисловие к этой книге? В чем фокус его текста?
– Из живущих кинематографистов Андрей Сергеевич, во-первых, больше всех других работал с Горенштейном, причем работал с ним в паре, в тандеме. Это был трудный тандем. Я знаю, что Горенштейн не чувствовал себя комфортно, работая с Кончаловским, и наоборот, Кончаловский тоже не был в комфортном состоянии. Тем не менее, несколько их замыслов реализовано. В частности, сценарий знаменитого истерна "Седьмая пуля" (фильм Али Хамраева) – это совместная Горенштейна и Кончаловского, как и сценарий "Рабы любви". Мало кто знает о том, что Горенштейн переписал по просьбе режиссера сценарий первой картины Кончаловского "Первый учитель" (1965), получившей много фестивальных наград. Фамилии Горенштейна в титрах нет, но это его работа.
Горенштейн в совместной работе всегда шел на несколько шагов впереди того, что можно было себе представить
Андрей Сергеевич в своем предисловии сожалеет, что так мало замыслов Горенштейна превращено в кино. А самый главный вывод об особенностях творчества Горенштейна, который сделал Кончаловский в этом своем тексте, пожалуй, сводится к такой цитате: "Горенштейн в совместной работе всегда шел на несколько шагов впереди того, что можно было себе представить. Он был художником очень смелым, неожиданным и парадоксальным, его характеры, их поведение было всегда крайними и какими-то "горенштейновскими"..." Кончаловский подчеркивает: мы имеем дело с писателем и художником, у которого всегда есть собственная версия мира, даже если он работает по заказу.
– Вы ознакомились со всем массивом чудесных кинотекстов Горенштейна. Есть смысл, на ваш взгляд, издавать полное собрание сценариев? Или то, что сейчас издано – это такие бриллианты, которые пусть сверкают сами по себе, а все остальное пусть остается в архивах?
– Я намеренно не включил в сборник некоторые сценарии. Во-первых, концептуально не брал сценарии, которые являются адаптациями, а среди них есть бриллиант – сценарий, написанный вместе с Андреем Тарковским, "Светлый ветер". Это очень вольное переложение романа Александра Беляева "Ариэль". Не исключено, что по этому сценарию фильм будет сниматься, сейчас такую попытку делает сын Андрея Тарковского. Есть еще несколько сценариев, которые, наверное, стоило бы опубликовать. Например, сценарий фильма по шекспировской "Комедии ошибок". Этот сценарий – большая литературная удача Горенштейна, которому удался сплав шекспировского текста с текстами римского комедиографа Плавта. Двухсерийный телефильм, поставленный режиссером Вадимом Гаузнером в 1978 году, далеко отошел от сценария, сам текст которого представляет собой, на мой взгляд, довольно серьезную художественную ценность. Назову еще один сценарий, который издан в России отдельной книгой, которая пользуется большой популярностью. Этот сценарий о жизни Марка Шагала называется "Летит себе аэроплан". Я потому и не включил его в книгу, что выходило отдельное издание. Горенштейн писал "своего Шагала" для режиссера Александра Зельдовича и при его участии, но фильм так и не возник. Другой режиссер, Владимир Мирзоев, рассказывал мне, что он с удовольствием бы снял эту картину, ему очень нравится сценарий, но для него самого вряд ли на этот проект сейчас реально найти достаточные деньги.
Есть, наверное, и еще сценарии Горенштейна, которые можно было бы и стоило бы опубликовать для широкой аудитории, но все-таки я думаю, что не все. Некоторые сценарии все же устаревают, и в случае профессионального интереса к ним будут нуждаться в переработке. Читать же их тем не менее всегда удовольствие, так как Горенштейн обладал уникальным даром "зримости" всего, что выходило из-под его пера.
– А что это за хорошие люди, которые издали книгу сценариев Горенштейна?
– Это журнал "Сеанс", которым руководит киновед Константин Шавловский. Эта инициатива продолжает серию "Библиотека кинодраматурга", ранее выходившую в издательстве "Амфора". Теперь "Амфора" этим уже не занимается, но "Сеанс" продолжает дело. Шавловский подавал заявку на несколько книг, и Роскомпечати выделил гранты на полиграфию и на бумагу, в частности, и на книгу Горенштейна, что и позволило сделать эту довольно большую книгу. "Сеанс" и его сотрудники – это, конечно, настоящие энтузиасты, так как получение прибыли самим издательством от книг киносценариев практически исключено, – рассказал Радио Свобода составитель сборника сценариев Фридриха Горенштейна "Раба любви" Юрий Векслер.
Кинобиография Фридриха Горенштейна была продолжена в последние годы и экранизациями его прозы. Две картины сделала на Украине Ева Нейман, а полнометражный фильм по повести "Искупление" снял Александр Прошкин.