Пресс-служба Национального олимпийского комитета Армении сообщила, что армянские спортсмены примут участие в первых Европейских олимпийских играх в Баку. Состязания будут проведены в столице Азербайджана с 12 по 28 июня 2015 года. В рамках Европейских олимпийских игр будут разыграны 253 комплекта медалей в 20 видах спорта.
Решение об участии делегации Армении в Евроолимпиаде-2015 в Баку было принято на заседании исполкома НОК Армении 10 марта. О том, как может отразиться это событие на развитии отношений между Арменией и Азербайджаном, говорит журналист Вадим Дубнов.
– Как бы вы оценили это известие? Конфликт вокруг Нагорного Карабаха вполне мог стать причиной отказа армянских спортсменов от участия в Евроолимпиаде, которая пройдет на территории Азербайджана.
– Да, безусловно, это событие в первую очередь политическое. С точки зрения спортивной я бы не стал переоценивать значение как самих Игр, так и участия в них армянской делегации. А с политической точки зрения это, безусловно, важное событие. Потому что армянские участники в последние годы, как правило, бойкотировали не только спортивные соревнования, но и, скажем, Евровидение, и другие похожие начинания, проводившиеся на территории Азербайджана. Впрочем, и азербайджанцы тоже не слишком активно участвовали в турнирах, организованных в Армении. Хотя на чемпионат мира по борьбе они приезжали.
Но здесь, безусловно, важно то, что 2015 год – это год 100-летия геноцида армян, и здесь в Армении, насколько я понимаю, столкнулись две позиции. С одной стороны, была довольно мощная точка зрения сторонников бойкота Евроолимпиады. Федерация борьбы Армении, скажем, и сейчас по-прежнему возражает против приезда в Баку. С другой стороны, видимо, возобладала точка зрения сторонников участия в Играх. Кроме того, я думаю, что здесь имело место еще и некое давление Запада, которое усиливается именно в год геноцида, по поводу не то чтобы сближения, но, по крайней мере, смягчения позиций Армении, которая всегда была достаточно непримирима по этому поводу. Впрочем, это взаимно в случае с Азербайджаном. Но я бы не сказал, что это что-то уж совсем фатальное. Совсем недавно в Азербайджане играла молодежная сборная России по футболу, среди игроков которой был футболист армянского происхождения, 18-летний Давид Казарян. И, в общем, азербайджанцы довольно грамотно отпиарили это событие, все получилось очень красиво и достаточно сдержанно. Так что надеюсь, что Евроолимпиада в Баку пройдет спокойно.
– Условием участия армянских спортсменов в Играх в Баку было требование, которое высказал президент Национального олимпийского комитета Армении Гагик Царукян. Он сказал, что армянская олимпийская делегация готова принять участие в Играх, если Азербайджан гарантирует ей безопасность. И в свою очередь, министр спорта Азербайджана Рагимов такую безопасность гарантировал. Это какой-то дипломатический реверанс или о безопасности действительно говорится всерьез?
– Нет, это абсолютно ритуальные разговоры. Разумеется, всегда при любых контактах на территории одной из стран обсуждаются вопросы безопасности. И, кстати говоря, упомянутый футболист Давид Казарян на территории Азербайджана тоже достаточно тщательно охранялся. А имеет ли это какой-то практический смысл? Не думаю, потому что общей системы безопасности на этих Играх будет вполне достаточно. Но обмен подобными заявлениями понятен и логичен, тем более что для Азербайджана проведение этих Игр – это абсолютно глобальное повышение своего политического значения, что опять же имеет к спорту не очень большое отношение.
Здесь надо иметь в виду еще одну вещь. Ведь Международный Олимпийский комитет не участвует в финансировании европейских Игр. Евроолимпиада не входит в номенклатуру мероприятий МОК, все расходы по организации игр несет Азербайджан – немаленькие расходы, между прочим. Не говоря уже о том, сколько было затрачено на строительство, на инфраструктуру, но и само проведение Игр тоже будет достаточно дорогим. Так вот, специально было оговорено, что приезд армянской делегации армянским спортсменам не будет стоить ни копейки, поскольку он будет финансироваться азербайджанской стороной. Это послужило, в общем, поводом для достаточно саркастических выступлений внутри самого Азербайджана и, в общем, довольно добродушной иронии со стороны Армении.
– А есть шанс, что этот приезд армянской делегации станет реальным, а не виртуальным поводом для какого-то смягчения позиций обеих сторон по карабахскому конфликту?
– Нет, я думаю, что в урегулировании карабахского конфликта есть несколько секторов. Есть сектор политический, сектор дипломатический, в которых ничего не меняется. А есть сектор неформальный, в рамках которого общаются неправительственные организации. Правда, иногда бывают некие текущие политические обострения. В Азербайджане, например, и сейчас продолжаются гонения на политических неправительственных активистов, которые занимаются подобными контактами с армянскими коллегами. И здесь ничего не будет меняться. Есть еще некий культурно-спортивный сектор, в нем иногда будут происходить какие-то подобные встречи. По моим наблюдениям, неполитические контакты проходят достаточно мирно и стабильно, ими занимаются люди, которые занимаются какими-то своими профессиональными делами, и их Карабах не очень волнует.
К тому же все-таки среда спортсменов – это поколение, которое не застало всех "горячих" карабахских событий, которые они знают только по рассказам своих отцов и других старших родственников. Этого, конечно, немало. С пропагандистской точки зрения обе страны достаточно интенсивно облучают свои молодые поколения с той же самой силой, как и предыдущие. Тем не менее, одно дело – люди, для которых это история, и совсем другое – те, для кого это было повседневностью. Вот для молодых людей это все-таки история, хотя она, конечно, не может не иметь влияния на общее развитие ситуации.