2 сентября - в день 70-летия окончания Второй мировой войны - в России началась официальная подготовка к выборам в Госдуму (они пройдут через год).
Сегодня начинается большой избирательный цикл 2016–2018 годов. Серьезное испытание на прочность для нынешней системы, привыкшей выигрывать региональные выборы развеской агитационных плакатов в подневольных магазинах.
Подготовка к выборам началась с одобрения Центризбиркомом новой схемы "нарезки" одномандатных округов (в будущем году депутатов-одномандатников будут выбирать впервые за 13 лет). О том, что это вовсе не технический вопрос, первым написал, кажется, "Коммерсант" в материале с красноречивым названием "Нерушимый блок города и деревни".
Главной новацией схемы одномандатных округов, с которой удалось ознакомиться "Ъ", станет так называемый лепестковый принцип нарезки, когда части густонаселенных административных центров объединяются с сельскими территориями. Применяться этот принцип будет не точечно, а повсеместно и системно <...> границы округов пройдут практически по всем столицам субъектов. Саратов, Барнаул, Новосибирск, Екатеринбург, Волгоград будут разрезаны на четыре части. Казань, Кемерово, Симферополь, Ростов-на-Дону — на три. В наибольшей степени будет нарезан Нижний Новгород. Его разделят на пять частей — каждая из них отойдет к одному из пяти одномандатных округов в области.
Саму таблицу округов публикует издание Znak.com, она и вправду довольно причудлива. В один округ с сельской местностью из крупных городов не объединены только Москва и Петербург - и то, очевидно, потому, что это отдельные субъекты федерации.
Зачем ЦИКу (степень самостоятельности которого от властей известна) понадобилось резать округа именно так? Многие эксперты и активисты вспомнили слово "джерримендеринг", сущность которого объясняет Алексей Шабуров на сайте "Политсовет":
многие города, которые могли бы стать самостоятельным округом, поделены на несколько частей. То есть, одна половина такого города входит в один избирательный округ, вторая половина — в другой. Поскольку половины населения города не хватает для нужного числа избирателей, к этой части города присоединяют близлежащие (зачастую довольно обширные) сельские территории.
Такая нарезка предложена для Махачкалы, Белгорода, Кирова, Томска и многих других городов. Ни один из них не будет образовывать отдельный избирательный округ; вместо этого округа будут состоять из сельской территории и какой-то части большого города.
То же самое коснулось и городов-миллионников. Если город с населением в миллион человек раньше мог образовать два полноценных избирательных округа, то теперь он будет разделен на три, четыре или пять частей, к которым также присоединят соседние территории.
Такая нарезка округов в политологии называется «джерримендерингом». За этим длинным и страшным словом скрывается довольно простое явление — нарезка округов таким образом, чтобы дать преимущество той или иной политической силе. <...>
Хотя авторы схемы утверждают, что она уравнивает шансы различных кандидатов и политических сил, в реальности всё, скорее всего, окажется иначе.
Одномандатные округа и так повышают представительство в Госдуме лояльных власти кандидатов, а при такой нарезке пробиться в парламент оппозиционерам будет практически невозможно.
Так что следующее предложение Шабурова вполне логично:
Придумал новый политологический термин - "чуровмендеринг".
Можно им пользоваться и внедрять.
Есть впрочем и альтернативное предложение:
Второй раз вместо "джерримендеринг" читаю "держимординг".
И еще одна идея:
Голосорубка - новая нарезка округов в ГД РФ
С критикой "чуровмендеринга", он же "держимординг" и "голосорубка", солидарно выступили оппозиционно настроенные эксперты и политики.
В фундамент будущей фальсификации выборов положен еще один камень. Увесистый такой булыжник.
Под «лепестковой нарезкой» имеется в виду, что регионы с крупными городами в центре (для примера возьмем Нижегородскую область) будут поделены на несколько избирательных округов. И в каждый сектор-лепесток-округ, расходящийся от условного центра (в нашем – столицы региона, Нижнего Новгорода), попадут как городские районы, так и большие куски с деревнями – иными словами, глубинка, сельская местность.
В итоге за депутата Х будут голосовать не только жители города, но и жители деревни, которые окажутся в одном «лепестке». Почему это важно и зачем ЦИКу менять устоявшуюся схему? – Да равно по той причине, что в городах и вести агитацию, и наблюдать за выборами куда проще, чем на селе. Именно в сельской местности простор для административного ресурса, который там проконтролировать практически невозможно.
Нижний у нас грозит выбрать оппозиционного кандидата? – Значит, размоем волю его избирателей голосами деревни.
Тут можно будет даже обойтись без сильных фальсификаций. Это в городе есть привычка к интернету, альтернативной точке зрения, а в деревне – в лучше случае «Триколор» с насмерть вбитым Киселевым на первых двадцати кнопках да «Радио России». Там все объяснят, как и за кого надо голосовать.
Обыкновенные жулики занялись банальным джерримендерингом - видать дела в городах настолько плохи, что остается столь вопиющее и откровенное жульничество
Нарезка одномандатных округов в Госдуму продолжает линию, заданную законом об отмене прямых выборов мэров крупных городов - протестно настроенное городское население лишают голоса, разбавляя его не просто сельским, а отдаленными округами, где протоколы просто рисуются <...>. Расчет на то, что оппозиционные кандидаты не смогут охватить отдаленные территории, и там кандидаты ЕР компенсируют провал в городах.
Проблема действительно серьезная, потому что помимо роста стоимости и трудоемкости кампании (вместо компактного города придется охватывать работой огромную территорию) кандидатам меньше чем за год предстоит освоить сельскую проблематику и поднять свою узнаваемость в сельских районах, которые по понятным причинам им менее знакомы. Странно требовать этих знаний от городских политиков, традиционно занятых проблемами своих городов.
А Екатерина Винокурова даже открыла сонник.
Снится Джерримендеринг — тебя ожидают перемены в личной жизни. Во сне Джерримендеринг означает, что в скором времени в вашей жизни появится человек, связь с которым принесет вам немало счастливых минут и наполнит вашу жизнь новым смыслом.
Для женщины сон, в котором присутствует Джерримендеринг, означает, что ей будут оказывать недвусмысленные знаки внимания. Для мужчины это означает, что ему скоро встретится девушка, которая будет хорошей хозяйкой, способной создать уют в доме.
О господи. Надо составить вообще политический сонник для себя на выборный год.
Нарезка округов мне пока не снилась, но вот с Плигиным по поводу вида бюллетеня я во сне как-то раз спорила.
И пусть вам всем сегодня приснится джерримендеринг, друзья!
Некоторые политологи, впрочем, настаивают на том, что джерримендерингом новую схему нарезки называть нельзя.
попытки не к месту прилепить громкий термин "джерримендеринг" к единой для большинства регионов и прозрачной технологии смешанной нарезки являются пропагандистской манипуляцией. Ибо нельзя же всерьез считать, будто Александр Кынев не в курсе того, что в США действительно называют джерримендерингом.
Не унифицированное изменение нарезки округов почти во всех регионах по единой усредненной методике, как сейчас в России (кроме Москвы, Питера и Белгорода, где и вовсе сохранились принципы нарезки 2003 года). А именно специальную нарезку отдельно взятых территорий, в которой нужных (или, наоборот, лишних) избирателей совершенно искусственно упаковывают в один округ.
Но речь-то не о терминах, а о реалиях.
Простите дамы, но это <грубый обман>.
ЦИК провел границы одномандатных округов для выборов в Госдуму-16.
Город Ростов поделен на 4(!) части, и эти части присоединены к окрестным полям и развалинам, причем ростовчане в 3-х из 4-х будут в меньшинстве.
Голоса жителей Кировского и Пролетарского районов будут считаться вместе с голосами все братвы по дороге на Сальск (Егорлык, Зерноград, Целина) включая и сам Сальск плюс Багаевка. Как человек с Пушкинской сразу скажу, что нет мне никого роднее и понятней жителя г. Сальск. 200 км, между прочим.
Ребятки с Рижта и Военведа - вы теперь как бы в Таганроге. Октябрьский район теперь весь как бы в Таганроге. Политическая нация таганрожцев, выражаясь толерантно. Территория, временно присоединенная к Таганрогу и Чалтырю. Наконец Чалтырь снова с нами, а то когда провели новую дорогу мы забыли, как он выглядит. 90 км. <...>
Это не Ростов. Это прямо какой то Берлин в 45-м году. Я правда не совсем понимаю, какую войну ростовчане развязали и проиграли, но очевидно что-то такое было. <...>
АПД И сегодня юные и гладкие начали петь про то, какая это прекрасная "нарезка", она повысит и укрепит, она мудра и свежа. Как ж<...> ежа.
Про "прекрасность" нарезки действительно поспешили высказаться многие.
Кремлевские пропагандоны уже начали визжать "это не джерримендеринг, это честная нарезка" - знает кошка, чье мясо съела. Придумывают свои объяснения, изобретают термины. Типа если округ не по форме кольца вокруг, то все честно. Ничего подобного - джерримендеринг это и есть махинация с границами округов, нарушающая естественные границы территорий, и ничем, кроме махинаций не оправданная. И не важно как выглядел первый округ родивший этот термин, сегодня в мире термин вполне себе укоренился
Впрочем, есть те, кто не против предложенной схемы. В первую очередь - москвичи (их к деревне не присоединили):
Глеб Павловский считает, что "чуровмендеринг" вряд ли даст ожидаемый эффект:
вот и Столыпин так химичил, а толку? При такой скорости вскипания рисков делать нарезку под "надёжные электораты" - пустая затея.
А Глеб Кузнецов, которого "охранителем" никак не назовешь, и вовсе не понимает, чем недовольна оппозиция:
Когда округ состоит из разных частей, когда аудиторий много и они не похожи друг на друга - выборы будут интересными и непредсказуемыми. Вот за это я ручаюсь.
Теперь серьезно. В модели, которую можно в "Ведомости" пропихнуть, или в РБК, или там в "Слон" - где у нас еще официально жалуются на чудовищную несправедливость российской политсистемы - в этой модели, взятой прямо из учебника истории 5 го класса с марксистским описанием феодализма, существует "либеральный", свободолюбивый город и забитые управляемые деревенские крепостные. И согласно этой модели либералов городских деревенский раб лишает представителей в ГД.
Только это все ерунда. Выборы по одномандатным округам - это штука со своей спецификой. Это не список, где цифрой за абстракцию надо отчитаться перед начальством, не референдум о доверии, как губернаторские выборы. Это голосование за человека. Что в этой связи делает система город + деревня предлагаемая?
Она делает выборы сложно административно управляемыми. Нету больше "понятного" чувака, который "держит" сельский округ А и к которому надо пойти и договориться. Нету больше "зама мэра по коррупции" из городского округа Б, к которому надо пойти и опять же договориться.
Зато у зама мэра есть свой кандидат, а у авторитетного селянина - свой, и даже если одному из них приказать сняться, то это будет означать только одно - полокруга переходит в "скрытую" оппозицию другой половине. Я уж не говорю о том, что кандидат одной из половин может запросто пойти от той самой оппозиции. Система понятной ответственности административной разрушается. <...>
Так что в тех регионах, где и без того все выстроено - ничего не изменится. А там, где были сомнения, где у оппозиции была игра - этой игры станет значительно больше.
Это, собственно, и есть политика. Конфликт, неразрешимые противоречия, борьба, административная неразбериха, невозможность власти сконцентрировать ресурс. Чего еще надо, я не понимаю?
Помню, на какой-то из конференций по выборам в начале 2000-х один "политгеограф", очень любимый либеральными СМИ, противопоставлял "московский тип голосования", открытый и свободолюбивый, "голосованию забитой глубинки". Это во времена расцвета лужковских электоральных манипуляций. В этот момент он и закончился для меня как эксперт.
И потому в связи со всем вышесказанным очень интересен нынешний опыт кампании ПАРНАС в Костромской области, где оппозиционнерам приходится агитировать не только в областном центре, но и в глухих углах.
Как кому-то это ни кажется удивительным, в малых городах живут вовсе не только "зомбированные" сторонники "Единой России".
В Вохме полицейские помогли нам удержать куб при сильном ветре, а потом согласились присмотреть за ним, пока мы ходили обедать.
А вот прямо-таки достойное писателей-деревенщиков описание сельской идиллии:
10 дней назад я выехал из Москвы в сторону Костромской области. План у меня был прекрасный: охота, рыбалка, выборы. Брусника, все дела. Но до охоты дело пока не дошло. Зато за 9 дней я побывал в 7 районах области не считая Костромы, раздал несколько тысяч листовок, повесил сотни плакатов, установил десяток кубов и главное поговорил с сотнями, если уже не с тысячей, людей. Иногда это "Здравствуйте, почитайте про нашу партию", иногда разоговор затягивается на полчаса. Но каждому надо искренне улыбнуться и вложить в него немного своей энергии и оптимизма. Домой мы приходим без сил ). Но если бы вы знали какой это драйв. <...>. Люди попадаются замечательные. Я уже писал где-то статистику. Неадекватных, злых путинистов меньше 0.5%. Хмурых 5%-10%. 90% доброжелательны, спокойны и пофигистски настроены. C ними-то мы и работаем. Все очень вежливые, спасибо говорят все. Кстати, почти в каждом саду в деревне растут цветы. Это что-то говорит о нашем народе. А атмосфера такая: деревня, теплый вечер, мы идем по улице, кто-то копается в огороде, детки на велосипедах, полаивают собаки, сидят на крылечках кошки, мы разговариваем с людьми. Коров только мало, зато попадаются гуси. Вот как хорошо агитировать на селе!
В ленте соседствуют посты московских комментаторов, изливающих яд в адрес "миллионов тупых быдлошариковых, поддерживающих Путина", с постами тех, кто поехал работать на выборы в Кострому и увидел, что в самой что ни на есть глубочайшей российской глубинке никто действующую власть не поддерживает, всем она надоела, что обычные бабушки и мужички хотят перемен, но власти настойчиво оберегают людей от информационных и политических альтернатив.
Вылезайте из фейсбуков и заграниц, уважаемая богема, и езжайте на выборы работать. Узнаете много нового про другую Россию, которая существует не в опросах Левады и колонках Кашина, а в реальности.
У Леонида Волкова - не столь идиллический опыт:
Команда из Шарьи приехала в Павино с первым на северо-востоке агитационным кубом, и подверглась нападению. Приехали две машины с нетрезвыми гопниками, напали на наших ребят, прокололи шины у штабного фургончика, угрожали, пытались даже куб отобрать. Вызванный полицейский был нетороплив, поздоровался с нападавшими, нарушений не нашел. Потом прибыл замглавы районной администрации и по-доброму посоветовал убираться из Павино... Чтобы вы понимали: уже было больше 200 агитационных кубов и более 80 встреч с избирателями, и в Костроме, и в других городах — и ни одной проблемы подобного рода. А вот первая же попытка поагитировать на северо-востоке области почему-то натолкнулась на серьезное противодействие. Оказалось, что там, в Павино, свои законы: администрация не понимает, что такое агитационное мероприятие, а полиция не видит нарушений в нападении, драке, прорезанных колесах, угрозах.
Кроме того, нельзя забывать, что кампания ПАРНАС началась в Костроме с ареста начальника штаба - Андрея Пивоварова. "Открытая Россия" посвятила ему специальный проект.
Заметки о кампании можно найти у того же Волкова, а подробный видеодневник - у Ильи Яшина.
На встрече в Шарье (328 км от Костромы) женщина говорит Яшину: раньше у нас был нормальный город, а теперь умирающий, у нас три предприятия осталось - полиция, приставы и налоговая.
Точнейшее ведь описание действующей модели государственного капитализма, никакой московский политолог лучше не даст.
Проблема в том, что люди в Шарье и Сусанино не видят альтернативного варианта голосования. Для них любые выборы за последние 15 лет - это три стула: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР. Какие-то другие партии в бюллетене есть, но они как белый шум.
По телевизору же больше нет никого, значит и вариант голосования за них не рассматривается. Включается традиционное "они все надоели и не годятся, но других-то нет".
Сейчас есть один самый лучший способ, чтобы рассказать о том, что другие как раз есть, они похожи на людей, говорят и делают правильные вещи - поехать туда, в Шарью, Кострому, Сусанино. Вместе с другими волонтёрами потратить десять дней на агитацию и обходы домов.
Сам Навальный тоже едет агитировать:
Даже несмотря на "внезапно" постигшие его новые неприятности:
Суть дела объясняет Навальный -
Вчера какие-то жулики-пиарщики в Кремле подумали "а давно мы Навального не разоблачали", и сегодня "газета" "известия" разразилась сенсацией о том, что моё имущество выставят на торги для того, чтобы взыскать долг по "делу Ив Роше". <...>
По закону, если судебный пристав вынес постановление о возбуждении исполнительного производства, то он обязан установить срок для добровольного исполнения требований. Срок составляет 5 дней. Пристав должен также предупредить меня о принудительном исполнении этих требований в случае, если я за 5 дней сам добровольно их не выполню.
5 дней отсчитываются с момента получения мной постановления о возбуждении исполнительного производства. Доставить мне это постановление должны по почте или лично. У приставов должна быть отметка, что я получил документ.
Стоит ли даже говорить о том, что мне ничего не отправляли и я ничего не получал.
Мой адвокат связался с приставами, которые сами очень удивлены внезапной движухой и звонками СМИ. В итоге нам сообщили, что с сегодняшнего дня начинают исчисляться 5 дней для добровольного выполнения.
И, наконец, последний опрос "Левады". О нем пишет "Коммерсант".
Если бы выборы проходили в ближайшее воскресенье, за "Единую Россию" проголосовал бы 41% опрошенных (в мае поддержать ее обещали 49%). <...> "Крымский всплеск сходит на нет, он кардинально изменил ситуацию с уровнем одобрения власти, но сейчас можно говорить о нормализации ситуации,— отмечает Денис Волков.— Но рейтинги "Единой России" все равно выше, чем два года назад". "В условиях кризиса будет расти нежелание людей участвовать в политической жизни, и явка в итоге будет низкой,— говорит политолог Григорий Добромелов.— В некоторых городах ситуация для партии власти становится катастрофичной, в первую очередь в нефтегазовых регионах, которые жили хорошо за счет высоких цен на сырье". Также, по его мнению, "Единой России" следует ожидать проблем в регионах, где социально-экономическая ситуация еще недавно была благополучной.