Канал "РТР Планета", входивший в Латвии в шестерку наиболее популярных, дважды запрещали транслировать – по обвинению в пропаганде войны и разжигании ненависти. Первый запрет длился с апреля по июль 2014 года, срок второго, действующего с 11 апреля нынешнего года, истекает в октябре. Тем не менее латыши все чаще предпочитают местным телеканалам российские. Как меняется ситуация на латвийском рынке телевещания в связи с политической регуляцией и достигают ли запреты цели?
Исполнительный директор ассоциации вещателей Латвии Гунта Лидака считает, что в восточноевропейских странах в принципе сложно найти замену российским телеканалам. "Дело в том, что в Латвии очень маленькая аудитория, и у нас двуязычный рынок, очень сильно разделенный, – говорит она. – Часть населения потребляет российский продукт, часть – продукцию каналов, вещающих на английском, в основном американскую. Но смотрят больше, конечно, российские каналы. Поэтому их предлагают в своих пакетах наиболее влиятельные холдинги по производству и продаже контента. В связи с тем, что РТР был в одном пакете с каналами шведской MTG Group, после закрытия его трансляции увеличилось влияние группы BMA, которая продает "НТВ Мир", и в последний месяц эта компания вышла в лидеры по рейтингам".
В июне 2010 года в Латвии отключили аналоговое вещание. Компания по исследованию общественного мнения TNS, исследовавшая изменение привычек аудитории за 7 лет, выяснила, что численность домашних хозяйств, в которых есть телевизор с каким-либо подключением, немного снизилась и составляет сейчас 94 процента. Кабельное ТВ больше смотрят в городах, а в сельской местности подключают спутник или "надземное" телевидение. Доля IPTV (телевидение по протоколу интернета) растет очень быстро, его уже использует треть домохозяйств. С той же скоростью снижается, хотя по-прежнему доминирует с небольшим отрывом, доля кабельного ТВ. Надо отметить, что в целом телеаудитория, как латышская, так и русскоязычная, медленно, но верно сокращается из года в год.
Смотрят больше, конечно, российские каналы
Несмотря на то что за последние годы выросло число местных телеканалов, их аудитория тоже неуклонно снижается. За семь лет эти телеканалы стало смотреть на 5 процентов меньше латышей и почти наполовину меньше представителей других национальностей (в основном русскоязычных). Общая аудитория каналов с импортным контентом (в основном речь идет о фильмах и сериалах из России), наоборот, растет, причем за счет латышей. Интересно, что доля латышской аудитории русских каналов сейчас в три раза превышает долю русской аудитории латышских каналов.
Директор TNS Latvia Мартиньш Траубергс проследил, как изменилась аудитория телеканалов вследствие регуляции контента. В интервью Радио Свобода он сказал:
– За первые 11 дней апреля, до бана, РТР посмотрел почти миллион жителей Латвии – в среднем по 63 минуты ежедневно. Куда ушла эта аудитория? На другие каналы, которые TNS не измеряет в Латвии, в том числе на такие нелегальные платформы, как "Триколор", "Картина ТВ" и прочие. Зрители все равно нашли те передачи, которые они хотели видеть, на каналах ПБК и "НТВ Мир" или в интернете. В наши дни можно найти любой контент где угодно.
– Вы говорили о том, что аудитория российских каналов прирастает за счет латышских зрителей. С какой скоростью и как давно идет этот процесс?
– Растет и аудитория этих каналов, и время, которое каждый зритель в среднем за день посвящает их просмотру. Это происходит последние два-три года, медленно, и, если смотреть по месяцам, то есть колебания, это зависит от того, какой контент предлагают латышским зрителям местные каналы. Например, идет футбольный матч Евролиги или в августе – Олимпиада, которые показывали местные каналы. А в ноябре будут транслировать празднование Дня независимости, и, конечно, национальное латвийское телевидение будет показывать посвященные этому передачи. Но, поскольку рекламный рынок стагнирует, у местных каналов становится все меньше денег на производство качественного контента, и зрители, конечно, уходят. Нужно учесть еще, что в последние годы у российских каналов нет летнего отпуска, а латышские каналы MTG в июне, июле и августе показывают старые сериалы и фильмы. Или, например, такое событие: наш певец Интарс Бусулис в прошлом году участвовал в российском шоу "Голос", и зрители-латыши смотрели это шоу на "Первом Балтийском канале".
– Насколько латвийские зрители владеют русским языком?
– В Латвии живет 58% латышей и 42% других национальностей, из которых почти все русскоязычные. Из латышей, я бы сказал, половина говорит по-русски, и еще четверть понимает, то есть мы можем сказать, что трем четвертям латышской аудитории доступны передачи русских каналов.
Трем четвертям латышской аудитории доступны передачи русских каналов
– Смотрят ли зрители передачи запрещенного РТР и сохраняют ли лояльность каналу?
– Те, кто смотрел там какие-то сериалы или фильмы, могут найти этот контент и на других каналах. Если речь идет о новостях, то через пару дней их можно просматривать на YouTube. Так что контент зрителя достигает, однако остается вопрос, что будет делать аудитория канала в октябре, когда он вернется туда, где был раньше. Потребуется время, чтобы зритель опять привык нажимать на эту кнопку.
– А что конкретно ищет латвийский зритель на российских каналах?
– Они ищут развлекательный контент, так как большинство зрителей телевизор используют для развлечения, а не для поисков актуальной информации. Новости мы узнаем весь день в интернете, а вечером приходим домой и ищем какой-нибудь новый фильм, сериал или телешоу.
– Можно ли создать конкуренцию российским каналам именно в развлекательном сегменте?
– Латвийские каналы с их мизерным бюджетом не могут конкурировать с "Первым Балтийским каналом" или "НТВ Мир".
Зрители в возрасте 40 лет и старше останутся у телевизора и не будут смотреть сериалы на смартфоне
– А европейские или американские сериалы?
– Что касается сериалов, в этом году в Латвии зарегистрировано девять платформ "видео по запросу", сейчас начнется битва за зрителя. Но аудитория, которая использует эти платформы, еще очень мала, и пройдет долгое время, пока люди привыкнут к ним. Конечно, это будет молодежь. Зрители в возрасте 40 лет и старше останутся у телевизора и не будут смотреть сериалы на смартфоне, – говорит директор TNS Latvia Мартиньш Траубергс.
Член правления Национального совета по электронным СМИ Даце Кезбере рассказала Радио Свобода о пристрастиях аудиториии.
– Можно ли сказать, что основной зритель российских каналов – это клиент кабельных операторов, который хочет смотреть сериалы?
– Да, он предпочитает российские сериалы. А в июле у нас сложилась ситуация, которая взволновала журналистов: самым популярным каналом в Латвии оказался "Первый Балтийский", за ним "НТВ Мир". Мы посмотрели, в чем суть. Оказалось, что фестиваль Лаймы Вайкуле, который длился целую неделю в концертном зале "Дзинтари", собрал рекордное число зрителей. Если Лайму Вайкуле смотрят и слушают и латыши, и русские, и другие национальности, я в этом не вижу ничего плохого. А на "НТВ Мир" было сделано множество сериалов, которые смотрит большинство наших мужчин. Вообще зрители линейного телевидения – это люди в возрасте. Им русский язык знаком, менталитет постсоветский для них приемлем. Нечего удивляться, что российские каналы получают своего зрителя. Думаю, молодое поколение и русского языка-то толком не знает, и телевизор не смотрит. Они подрастут, и через некоторое время у нас будет совсем другая ситуация.
Даце Кезбере полагает, что запрет на вещание – не лучший способ влияния на политику и программу, потому что бизнес всякий раз на три шага опережает законодателей. К примеру, крупнейшие операторы кабельных сетей в свои программы включают в основном каналы, зарегистрированные в Евросоюзе: контент у них российский, а лицензия европейская:
Российские каналы, которые запрещены на Украине, регистрируются в Латвии
– Все больше спутниковых каналов регистрируются в Латвии как в европейской стране. В частности, это российские каналы, которые запрещены на Украине и хотят обойти запрет. У нас нет права их не регистрировать. Но я не могу отвечать за содержание канала, который вещает там, если здесь я его не вижу. Мы можем реагировать на жалобы, но если мы запустим обычную процедуру, то для принятия какого-то административного решения понадобится год.
Даце Кезбере считает, что с представителями телеканалов нужно договариваться о соответствии содержания передач европейскому и латвийскому законодательству.