Муниципальный депутат московского района Сокольники Лариса Соломатина, на которую в декабре прошлого года было совершено нападение, пожаловалась в полицию на новые угрозы. После первого инцидента (в депутата брызнули газом из баллончика и облили грязью), было заведено уголовное дело, но виновных так и не нашли.
Муниципальный депутат Лариса Соломатина борется в Сокольниках с нарушениями в сфере ЖКХ, коррупцией и нецелевым использованием бюджетных средств. Также она известна борьбой против точечной застройки и прокладки автомагистрали по территории парка Сокольники. В 2014 году Соломатина выявила схему по незаконному использованию квартир с закрытыми лицевыми счетами.
К категории такого жилья, согласно законодательству, относится муниципальная жилплощадь, хозяева которой умерли. По закону, после этого жилье должно быть передано в собственность города – городской жилищный фонд, лицевой расчетный счет должен быть закрыт, а затем жилье должно перейти к очереднику, который ждет улучшения жилищных условий.
Но в действительности этого не происходит. По данным Соломатиной, чиновники в обход закона сдавали такие квартиры своим родственникам, а также вселяли туда сотрудников хозяйственных служб.
Только в районе Сокольники, как выяснила Соломатина, есть полсотни квартир с закрытыми лицевыми счетами. Но по результатам проверки выяснилось, что в действительности они заселены: в одной жили родственники руководителя муниципального округа района Сокольники Ирины Крестовской, в другой – работники местного ЖЭКа, которые делили ее с приезжими.
Кроме махинаций с жильем, у Соломатиной как у муниципального депутата есть претензии к деятельности ГБУ "Жилищник" района Сокольники. Именно с этим связаны новые угрозы, которые поступили ее в адрес, утверждает Лариса Соломатина:
– Я уже четыре года как депутат этого последнего созыва, пытаюсь бороться в Сокольниках за справедливость и законность. В организации нападения на меня я подозреваю главу управы господина Александра Воробьева и его друга господина Евгения Неменущего, которых нам назначили в 2014 году. Запугать меня им не удалось, и я продолжала писать жалобы в УБЭП, Собянину, куда только не писала. Я записалась на прием к начальнику УБЭП города Москвы, потому что наш УБЭП ВАО абсолютно не действует. Я передала им аналитическую записку на 11 листах о том, что творится в ГБУ "Жилищник" района Сокольники под руководством господина Неменущего. Из двух с половиной тысяч тонн асфальта, которые были выделены с февраля, закрыты актами только 800 тонн, остальные вообще непонятно куда делись. Ну, догадаться можно, что это было пущено налево. 9 августа больше 40 человек были одномоментно уволены, это "мертвые души", которые работали в ГБУ "Жилищник".
– А что за история с новыми угрозами?
Передай своей подруге – ей наступит конец
– Мне передали знакомые, что Неменущий сказал одной из сотрудниц: "Передай своей подруге Соломатиной, что ей было мало в прошлый раз, я найду своих друзей, и ей наступит конец!"
(Получить комментарии от самого главы ГБУ "Жилищник" района Сокольники не удалось – Радио Свобода дозвонилось до Евгения Неменущего, но он попросил перезвонить, сославшись на занятость, и с тех пор не поднимает трубку.)
– Я написала заявление о том, что мне поступают угрозы, что я опасаюсь за свою жизнь, потому что уже было в том году нападение, одним из организаторов которого являлся, по моему мнению, тот самый Неменущий. А так как этот господин Неменущий содержал в Туле коллекторское агентство – вы понимаете, что такое коллекторы, они привыкли вышибать долги – и эти методы используются здесь.
– О каких нападениях в Сокольниках еще известно?
Приедут мои друзья и укатают тебя в асфальт
– 16 июня 2016 года было нападение на нашего активиста Владимира Лаврова, который пишет жалобы на портал "Наш город Москва". Мы в Сокольниках занимаем первое место по таким жалобам. Мы полгода держим это лидерство. По факту нападения заведено уголовное дело. Глава управы его предупреждал, что "если ты не прекратишь писать жалобы, то мои друзья из Тулы приедут и тебя укатают в асфальт". Вот он это говорил, предупреждал его. Он [Лавров] сказал: "Я не боюсь. Я следователем работал, поэтому вы зря это делаете". И вот в очередной раз, когда он фотографировал весь этот беспредел, что творится в районе, шофер главы управы, господин Ширяев сказал: "Иди отсюда и не смей здесь ничего фотографировать, иначе ты получишь!" Я лично присутствовала при этом разговоре. Буквально через 10 минут после этого, когда Лавров возвращался к себе домой, на него напал неизвестный гражданин. И перед тем, как его бить (тот его беспощадно бил), он ему сказал: "Тебе привет от Воробьева и Неменущего!"
– А вы единственный муниципальный депутат в этом районе, на кого оказывают такое давление, вплоть до физического?
– Конечно! А остальные – "Единая Россия", и им все равно, что делается, как все разворовывается… Я единственный депутат, который сопротивляется. Я родилась в Сокольниках, в отличие от многих депутатов, которые здесь даже не проживают, и я заинтересована в том, чтобы мой район был достойным, благоустройство было, ремонты были. И так нагло разворовывать – у нас еще никогда такого не было! У нас даже в этом году заборы не красили. Так просто невозможно! У нас с каждым новым главой все хуже и хуже становится, – рассказала Лариса Соломатина.
Сотруднику ФБК Алексея Навального Николаю Ляскину, который был кандидатом в депутаты Государственной думы от партии ПАРНАС и вел агитацию в московском районе Сокольники, известны коррупционные схемы, с которыми пытается бороться муниципальный депутат Лариса Соломатина:
– Нам известно, что в районе Сокольники есть много людей, которые нуждаются в жилье, нуждаются в расселении. Там есть общежития, которые находятся прямо около метро, и люди живут там в нечеловеческих условиях. Но в то же время в этом же районе Сокольники существует дом, прямо около метро, где пустует целый подъезд. Это муниципальное жилье, это точно, и оно никому не передается. То есть мы можем подозревать, что это такая большая-большая заначка для местных властей, которую они используют по своему усмотрению – либо они могут выделять кому-то, либо распоряжаться этими жильем, либо держат его на какой-то черный день.
В то же время есть документы, что работникам муниципалитета выделяют квартиры, покупают, оформляют ремонт этих квартир за счет бюджета. То есть у Ларисы Ивановны Соломатиной есть документы об этом. Да, в районе Сокольники действительно существует такая тесная спайка между главой управы, который сейчас находится на больничном, и, например, всеми подведомственными ему организациями. Плотнее всего он работает с руководителем ГБУ "Жилищник Сокольники" Евгением Неменущим, но и отделы по жилью тоже находятся с ним в тесной спайке.
Тульский человек, которого поставили сверху, этот глава управы Александр Воробьев, – им недовольны все жители, все люди, которые более-менее понимают, что происходит в районе. Люди, которые пытаются вести активную работу в районе Сокольники, местные жители, подвергаются нападениям. Некоторых избивают со словами: "Привет вам от Воробьева!" Местная полиция все это замалчивает, пытается спустить все эти дела на тормозах. Прокуратура городская говорит: разберитесь, сверху спускает постановления. Мы их видели, а местная полиция никак не хочет разбираться. И это не просто какие-то абстрактные дела, а людей избивают, на людей совершают нападения, и местная полиция не делает ничего!
– А какие еще проблемы волнуют жителей района Сокольники?
В Сокольниках – худшая инфраструктура в Москве
– Там много глобальных проблем. Там, наверное, одна из худших инфраструктур по всей Москве. ГБУ "Жилищник" района Сокольники – один из худших по Москве. ГБУ "Жилищник" в Москве вообще ужасная структура, но ГБУ "Жилищник Сокольники" просто одна из наихудших. Они ничего не делают! Они просто осваивают деньги и ничего не делают! Они никак не реагируют на просьбы граждан, на замечания жителей, это что касается инфраструктуры. У меня такое ощущение, что парк района Сокольники – единственная задача, проблема и гордость, которая интересует местные власти. Вот для парка они делают многое, потому что, видимо, имеют там какой-то свой интерес. А весь остальной район просто забыт. Ничего не строится, ничего не делается, никак не реагируют на замечания жителей.
– А как то, что происходит в Сокольниках, отражает то, что происходит в Москве, в России в целом?
Район Сокольники – это Россия в миниатюре
– Сокольники – это маленькая проекция России. Есть какая-то показательная красивая обертка, как парк Сокольники, нам говорят – смотрите, как все у нас прекрасно! Он действительно хороший, и там красивые дорожки, фонарики, велодорожки. Об остальных проблемах не говорят, а людей, которые поднимают вопрос о безобразиях, либо устраняют, либо притесняют. Вот Москва – красивый город, фонарики в центре, расцветает урбанистика. А как только начинается разговор про пенсии, про медицину, про здравоохранение, людей либо пытаются физически как-то устранить – нападения, аресты, суды, – либо выставляют врагами, которые не дают развиваться прекрасной стране.
Район Сокольники – это такая Россия в миниатюре. Я работал здесь во время предвыборной кампании, это был самый проблемный район именно относительно правоохранительных органов. Если где-то были неправомерные задержания, то это был район Сокольники. Меня задерживали как зарегистрированного кандидата уже в районе Сокольники, больше ни в одном районе этого не происходило. Полиция действует по указке администрации, они задерживают, извиняются, отпускают, выполняя приказ администрации, – рассказывает Николай Ляскин.
Тема махинаций с квартирами, поднятая муниципальным депутатом района Сокольники Ларисой Соломатиной, актуальна для всей Москвы. О том, почему эта сфера является привлекательной для чиновников-коррупционеров, Радио Свобода рассказала эксперт Школы местного самоуправления Юлия Галямина:
– В Москве имущество принадлежит городу, а не муниципалитетам. Они просто так называются – муниципальные квартиры, но по сути ими распоряжается Департамент городского имущества. И этот Департамент очень сильно подозревают в коррупции, в частности, вспомните историю, о которой все слышали – об очередниках в Москве, о голодающих многодетных матерях. Они летом голодали около офиса "Единой России", потом их разогнали, потом они объявляли сухую голодовку около мэрии, их тоже разогнали. В общем, эта история не то чтобы закончилась, в ней просто возник перерыв, но я думаю, что дальше будет продолжаться борьба этих женщин.
– С чем это связано? В чем суть этой коррупционной схемы?
Это коррупция, это махинации, которые требуют расследования
– У нас после прихода Собянина к власти через некоторое время, в 2014-м или 2015 году слили очереди. Были три очереди – отдельно для нуждающихся москвичей, отдельно для многодетных москвичей, отдельно для москвичей с инвалидностью. Потом эти очереди слили в одну, и понятно, что многие люди отскочили назад, и квартиры фактически перестали давать. Это связано еще с тем, что при Лужкове было постановление о том, что надо 20 процентов жилья, когда ведется коммерческая застройка, отдавать городу, и за счет этого пополнялся жилищный фонд для очередников.
Сейчас это постановление отменили, и все, что есть, – это строительство таких вот бюджетных домов только за счет бюджета. Темпы этого строительства совершенно невозможно оценить, потому что нет нормальной, достоверной информации относительно темпов строительства. При этом и тут и там звучат обвинения, что это муниципальное жилье продается фактически по коммерческим ценам. И это, конечно, коррупция, это махинации, которые непонятно кто осуществляет, потому что квалифицированное расследование пока не проведено. Хотя "Трансперенси Интернэшнл" в России планирует провести такое расследование и понять, как это все устроено. Ну и очередь абсолютно непрозрачная. В общем, вся эта история находится в серой зоне, и поэтому здесь есть благоприятная почва для коррупции. Кто конкретно там, в этой области, мухлюет, мы пока не можем сказать.
– Были ли истории, когда на муниципальных депутатов в Москве нападали, угрожали, как в случае с Ларисой Соломатиной?
– Раньше я никогда такого не слышала.
– По словам Ларисы Соломатиной, к нападению могут быть причастны сотрудники ГБУ "Жилищник". Что это за организация?
– ГБУ "Жилищник" – это государственное бюджетное учреждение, и оно не имеет отношения к управлению городским имуществом, оно имеет отношение к благоустройству территории и управлению многоквартирными домами. Угрожать эти люди могли не потому, что затронуты их личные интересы, и они распределением квартир занимаются, а их просто попросил кто-то, кто в этом заинтересован. Бывает, что этих людей используют с такой целью. Например, у нас была история в Тимирязевском районе со строительством дома, когда люди протестовали, и там их также запугивали сотрудники ГБУ "Жилищник" – просто потому, что там работают крепкие мужики – дворники и так далее, – рассказала Юлия Галямина.