Ссылки для упрощенного доступа

Вы живете в Москве? Мы тоже хотим!


Баннер у входа в парк "Сосняк на улице Живописной"
Баннер у входа в парк "Сосняк на улице Живописной"

Сразу над двумя лесными территориями на северо-западе Москвы нависла угроза если не полного уничтожения, то деградации. В парке "Сосняк на улице Живописной" предполагается строительство высотного дома, а в Серебряном бору вскоре должны начаться работы по благоустройству, которые превратят этот памятник природы в урбанизированную зону. Власти города утаивают информацию об обоих проектах. Тем не менее гражданские активисты узнали о них и начали борьбу за сохранение особо охраняемых природных территорий.

И Серебряный бор, и лента соснового леса, растянувшаяся на многие километры вдоль берега Москвы-реки с одной стороны и Живописной улицы с другой стороны, входят в единый комплекс природно-исторического парка "Москворецкий".

На портале "Госзакупки" сейчас размещено скупое сообщение об электронном аукционе на реализацию проекта по обустройству Серебряного бора. Подробностей никаких, только указана цена контракта, и она немалая для садово-парковых хлопот – почти 47 миллионов рублей.

Наиболее информированным об этой истории оказался телеканал "Москва-24", репортаж которого мгновенно разошелся по социальным сетям. При этом у пользователей интернета возникло ощущение, что произошла случайная утечка. Узнать о том, что 31 октября в Серебряном бору начнутся сокрушительные работы, больше было неоткуда. За разъяснениями Радио Свобода обратилось к начальнику отдела благоустройства парка "Москворецкий" Сергею Курандо. Он очень удивился: "Какая тротуарная плитка? Какие цветники вместо природного растительного покрова? Нас все заклюют, если узнают об этом. Мы только скамейки собираемся обновить".

Между тем трудно представить, что журналисты с потолка взяли следующие цифры:

Около 3,5 тысяч квадратных метров Серебряного бора покроют асфальтом, около 500 квадратных метров – гравийным покрытием. Тротуарную плитку положат на 875 квадратных метрах. Здесь появится дорожка из деревянных спилов и крупная деревянная терраса площадью около 365 квадратных метров. Кроме того, здесь появятся детские и спортивные площадки – в соответствии с технической документацией, всего планируется установить 271 малую архитектурную форму. В Серебряном бору обустроят газоны и цветники площадью более тысячи квадратных метров, заменят мхи, траву и другой напочвенный покров, а также высадят более тысячи деревьев и кустарников. При этом вырубят около 500 деревьев и кустов.

​От интервью Сергей Курандо отказался, сославшись на то, что не имеет на это права без разрешения вышестоящих начальников из Москомприроды. Руководитель пресс-службы этого ведомства Анна Хохлова не смогла подтвердить или опровергнуть сведения из репортажа телеканала. Более того, по ее словам, никто из руководства сейчас не сможет ответить на наши вопросы. Все слишком заняты, ведь идет осенняя посадка деревьев.

На берегу Москвы-реки. Серебряный бор самодостаточен, здесь не нужно дополнительное украшательство
На берегу Москвы-реки. Серебряный бор самодостаточен, здесь не нужно дополнительное украшательство

По словам гражданского активиста, члена рабочей группы при Департаменте природопользования Москвы Сергея Менжерицкого, благоустройство такого рода в Серебряном бору незаконно:

Он имеет официальный охранный статус памятника природы. Соответственно, там есть ограничения на прокладывание всяких дорожек, тем более из асфальта и плитки. Безусловно, на этой территории есть очень много сухостойных деревьев, которые необходимо удалять. Хотя бы потому, что они опасны для жизни людей, которые туда приходят погулять. Например, недавно был ветер, очень много деревьев повалилось. Но проводятся такие работы исключительно в рамках санитарных вырубок старых мертвых деревьев.

Совсем другое дело – то, что касается огромного количества метров покрытий из асфальта и плитки. При Департаменте природопользования и охраны окружающей среды существует рабочая группа, в которую входят как представители общественности, так и представители дирекции парка "Москворецкий" Серебряного бора. В начале года рассматривался проект небольшого благоустройства. Речь шла исключительно о том, чтобы проложить несколько дорожек. Причем из красного гранитного отсева, который традиционно применяется для дорожек Серебряного бора. Об асфальте или тем более о всем надоевшей тротуарной плитке в проекте не было ни слова. Для нас это такая же новость. Я вчера встречался с Галиной Васильевной Морозовой, это наш ведущий эксперт по вопросам экологии Москвы, один из авторов "Красной книги Москвы". Она в полном шоке! Тем более когда речь идет о том, что в памятнике природы будут сниматься естественные природные почвы, в том числе содержащие мхи. Это просто абсурд! Этого быть не должно!

Серебряный бор. Озеро Бездонное
Серебряный бор. Озеро Бездонное

К сожалению, руководство Департамента природопользования, да и руководство города в целом давным-давно перестало понимать, что такое особо охраняемая природная территория. Оно их благополучно путает с парками, где нужно людей развлекать, кормить и брать с них за это большие деньги. Где можно ставить везде кафе, шашлычные и мангальные. Мы, естественно, с таким подходом не согласны. Так вот, проект благоустройства Серебряного бора является развитием именно этой концепции нашего городского начальства, которое считает, что нам природа не нужна, а нам нужны исключительно развлекательные территории.

То, что происходит, является отрицанием всех тех наработок, которые ведущие экологи Москвы копили десятилетиями. Само понятие особо охраняемой природной территории – это величайшее достижение 90-х годов. Именно тогда удалось добиться того, что люди осознали: есть территории, которые трогать нельзя. Туда нельзя тащить урбанистические формы, ни в коем случае! Установили даже границы. Теперь все эти достижения просто уничтожаются на наших глазах.

Приведу пример. В Серебряном бору в свое время вместо тех прекрасных живописных природных тропинок, которые всегда сухие, которые очень комфортны, несколько лет тому назад положили из так называемого серого гранитного отсева. На самом же деле, из цементно-шлаковой смеси. Посетители бора стонут до сих пор от того, что они видят. Эти дорожки по-прежнему пылят. И имеют невероятно неэстетичный вид. Когда безграмотность соединяется с желанием потратить бюджетные деньги, мы получаем вот то самое агрессивное невежество, уничтожающее природу. Я только так могу прокомментировать этот проект.

Нынешняя власть устами заместителя мэра по градостроительной политике Хуснуллина изложила подход к обращению с особо охраняемыми природным территориям в Москве. Когда Марата Хуснуллина спросили, почему он постоянно нарушает Генплан города, тот сказал: "Если бы мы соблюдали Генплан, то в Москве бы ничего не построили". Это абсолютно волюнтаристский подход. Им нужно освоить бюджет, вот разбросали по разным территориям – здесь плитку еще положим в очередной раз, здесь бордюры поменяем. Поэтому спускается и такая разнарядка – давайте мы "впендюрим" в Серебряный бор еще тысячи квадратных метров плитки или асфальта. Это тут же принимается к исполнению, в обход даже нашей рабочей группы!

Напомню, почему и как она возникла. В 2012 году прокатилась волна протестных митингов против этого произвола – уничтожения природы. Меня, например, митинг выбрал в эту рабочую группу. Эти рабочие группы и созданы были для того, чтобы на них рассматривались проекты, и принималось именно то, что необходимо и для природы, и для людей. Все это сейчас пущено практически под топор.

Собянинская эстетика. Обещанный сквер на месте снесенного торгового центра "Пирамида" на Пушкинской площади в Москве
Собянинская эстетика. Обещанный сквер на месте снесенного торгового центра "Пирамида" на Пушкинской площади в Москве

Нынешний проект – шоковый, это самый откровенный разбой. Однажды люди придут в свой любимый Серебряный бор и вдруг обнаружат, что он стал городом. Он из природной территории превратился в городскую. Делается это исключительно из коммерческих интересов. Еще раз говорю, во-первых, это освоение бюджета. А во-вторых, по этим дорожкам можно будет пустить коммерческий транспорт, который станут предлагать взять в аренду. Кстати, уже были попытки пустить в таких местах электромобили и тому подобные средства передвижения. Брать за это деньги – вот и вся мотивация. На наших природных территориях правительство Москвы зарабатывает деньги. Благо природы, благо людей здесь на десятом плане.

– Это тем более тревожно, что в Серебряном бору в результате интенсивного строительства на северо-западе города и без того возросла антропогенная нагрузка. Попросту говоря, сюда стало приходить большее число людей. Кроме того, несколько лет назад территория бора уже пережила значительные по объему работы по этому пресловутому благоустройству. Вы упоминали бетонные дорожки. Но там ведь еще на каждом пригорке установили массивные беседки из бревен. Самое скверное – вся территория теперь покрыта километрами мостков и настилов на высоких сваях. Лыжникам, к примеру, уже не покататься по лесу. Успеет ли что-нибудь сделать ваша рабочая группа до начала новой волны преобразований?

Мы не раз ставили вопрос о необходимости демонтажа этих мостков. Мы боролись против них тогда, когда их делали. Наше мнение не учитывается. Естественно, сейчас мы будем пытаться собрать нашу рабочую группу. Будем пытаться противостоять этому произволу. Что получится, не могу сказать. Это особенности стиля городских чиновников – принять решение за спинами общественности, не ставя никого в известность. Главное – быстрее освоить бюджет, даже не имея на это соответствующих документов.

Мы даже проекта еще не видели! Проекта нет, а уже говорится, что этой осенью осуществятся работы. Я не удивлюсь, что если я завтра приду в Серебряный бор, то увижу, что там роют и копают. Что уничтожают и деревья, и естественный природный ландшафт. Это чисто коррупционное поведение. Мы живем по произволу чиновников, которые зарабатывают деньги как в последний раз, – говорит Сергей Менжерицкий.

пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:11:50 0:00
Скачать медиафайл

В соседнем с Серебряным бором парке "Сосняк на улице Живописной", вблизи стадиона "Октябрь" гражданские активисты провели акцию "Поэты обнимают деревья". Меньше всего это было похоже на традиционные в случаях борьбы с застройкой зеленых зон митинги. Московские литераторы читали свои стихи. И лирические – о природе, и, что называется, на злобу дня. В частности, был переиначен известный текст. Вместо "Здесь будет город-сад" прозвучало "Здесь будет город-зад".

пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:07:45 0:00
Скачать медиафайл

Участники акции "Поэты обнимают деревья"
Участники акции "Поэты обнимают деревья"

Член движения против бесконтрольной застройки на территории районов Щукино и Хорошево-Мневники Елена Спэнглер говорит, что поэтический флешмоб – лишь один из способов привлечения внимания общественности к возникшей проблеме:

Местные жители сегодня собрались в защиту парка, который у нас хотят отобрать власти, чтобы тупо набить себе карманы. Хотят вставить дом туда, куда его вставлять вообще нельзя. Там, где растут сосны, хотят впихнуть огромный дом, в 23 этажа, с трехэтажной подземной парковкой. Для этого дома, выстроенного буквой "Г", нужно будет где-то прокладывать коммуникации. Стадион не разрешает – значит, через лес. И если на этом участке будет вырублена часть сосен, значит, другие деревья тоже пострадают. Весь экологический комплекс нарушится. Нет сомнений, что этот лес будет погибать постепенно, но неуклонно.

На этом участке парка планируется высотный дом
На этом участке парка планируется высотный дом

Местные жители считают, что это посягательство на их личную территорию. Наши семьи здесь жили всегда, поколениями. Эти дома в основном населяли работники Курчатовского института и других, соседних с ним научных учреждений. В этом районе живет много интеллигентных, хорошо образованных людей. Сосняк – наше традиционное место прогулок и отдыха. Между прочим, и стадион "Октябрь" был создан ведомством "Атомспорт".

пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:57 0:00
Скачать медиафайл

И вот приходят наглые и богатые люди. Они говорят; "Ну и что, что вам будет нечем дышать! Главное, мы ходим побольше миллиардиков заработать!" Я лично видела проектировщика. Пришел в дорогом костюме, улыбается. Как будто ему медом тут намазали. На мой вопрос, что тут будет, он подтвердил, что большой жилой дом. "А ничего, что сразу же за забором начинается курчатовская территория с двумя заглушенными реакторами?"​ "Ну и ладно. Какая разница?" – "Мы пострадаем".​ – "Да бросьте! Вы живете в Москве – мы тоже хотим".

– Удалось ли вам узнать, какую строительную компанию представлял ваш собеседник?

По неподтвержденным данным, вроде бы, ООО "Строитель", директором которого является Игорь Кузнецов. У него репутация человека, который берет в аренду спорные территории, которые не сразу легко сдаются. И дальше он их отжимает. Во всяком случае, он тоже на днях приезжал и заявлял, что хочет здесь строить. Наши активисты ему говорят: может, все-таки в другом месте? В Москве много пустырей и промзон. Не обязательно строить на территории с лесом! Но нет, надо именно здесь!

Наглядная агитация экологических активистов
Наглядная агитация экологических активистов

– Какова ваша стратегия? Что конкретно делают местные жители?

Мы пытаемся работать по всем возможным направлениям. В том числе выясняем юридические аспекты этого дела. Кроме того, мы задействовали муниципальных и городских депутатов. Еще мы уже собрали 16 тысяч подписей под протестным письмом, адресованным мэру Москвы. Все эти документы попали к Марату Хуснуллину. Он сказал: "Какое строительство? Нет, что вы, с дуба рухнули?!"

– То есть он отрицает намерение построить здесь здание?

Да. Говорит, нет и не будет никакого дома тут. Мы не верим.

Гражданские активисты круглосуточно несут дежурство, чтобы не пропустить в парк строительную технику
Гражданские активисты круглосуточно несут дежурство, чтобы не пропустить в парк строительную технику

На въезде в лес организовали дежурство. Подъехать к месту предполагаемой стройплощадки можно только по набережной, где проложена асфальтовая дорога. По закону ее не существует, поскольку она проходит через особо охраняемую территорию соснового леса. Асфальта здесь быть не должно! Поэтому мы стараемся не пропускать строительные машины, которые едут, чтобы провести там какие-то работы. Под видом того, что на этом участке якобы была утечка газа, около полутора месяцев назад там начались работы. Мы видели и фотографировали, как там основательно укрепляли трубу газопровода. Подозреваем, что делали это для прохода тяжелой техники. Сейчас они хотят это место забетонировать, но пока сделать это не получается.

– Потому что вы не позволяете?

Да. Потому что, если забетонируют, тогда все, жди начала стройки. Но мы не пускаем не просто так. У них все время не хватает каких-то документов. Если бы нужные бумаги были, наверное, нас бы никто не слушал. А так мы просто следим, и сразу звоним или в полицию, или в Москомприроды, или в Эконадзор. Приезжают люди на зелененьких машинках и говорят, что действительно разрешительных документов нет.

То есть строители очень торопятся. Они даже все себе как надо не подготовили. Такое ощущение, что то, что они собираются делать, незаконно, – говорит Елена Спэнглер.

Скачать медиафайл

Навес из водонепроницаемой пленки, стол, две скамейки, портативная тепловая пушка, термосы с горячим чаем – так обустроен пост, где круглосуточно, сменяя друг друга, дежурят добровольцы. На вопрос, на что вы надеетесь, ведь вам противостоят серьезные и влиятельные структуры, один из дежурящих, совсем молодой юноша, говорит, что верит в собственные силы и силы своих единомышленников:

Мне кажется, активизм – единственное, на что можно рассчитывать в наше время. Не могу сказать, что нас слишком много, но самые разные возрастные группы объединились вокруг этой проблемы. Сюда приходят и молодые люди, и люди зрелого или преклонного возраста.

Сегодня через наш пост не пыталась проехать ни одна машина, а вот неделю назад мы не пропустили тяжелую технику. Подозреваем, это были представители застройщика. Под видом озеленителей, хотели провезти сосны. Однако никаких документов у них не было. Поэтому их развернули обратно, – говорит бдительный дежурный.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG