В российской системе управления спортом ожидаются серьезные перемены.
"Первый звонок" раздался в минувший вторник. Владимир Путин, выступая на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта в Коврове Владимирской области, поддержал решение главы Олимпийского комитета России Александра Жукова сосредоточиться на депутатской деятельности. Одновременно даже прошла информация о том, что место главы ОКР будет предложено двукратной олимпийской чемпионке в прыжках с шестом Елене Исинбаевой. Напомним, она не выступала на Играх-2016 в Рио из-за дисквалификации сборной России по легкой атлетике из-за череды резонансных допинговых скандалов. Впрочем, лично Исинбаеву никто не обвинял, она даже побывала в Рио и сделала – и там, и еще раньше в Москве – ряд скандальных заявлений. Владимир Путин, которого Исинбаева слезно просила защитить российских спортсменов, поговорил со спортсменкой по поводу места в ОКР еще 27 июля, на встрече с олимпийцами в Кремле.
Правда, пресс-служба Кремля уже опровергла сообщение о возможном назначении Исинбаевой. При этом Жуков останется руководителем координационной комиссии зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине. Он отказался назвать кандидатов на роль своего преемника, сказав, что собирается сосредоточиться на работе заместителя председателя Госдумы и в Международном олимпийском комитете, членом которого Жуков является. Разумеется, последовала и риторика об атаке на российский спорт – правда, Жуков не сказал в точности, в чем же она заключается.
Следующим громким сообщением последовала публикация в "Советском спорте" о готовящемся расформировании Министерства спорта. По словам источника издания, функции этого ведомства, а также Ростуризма и Росмолодежи будут объединены в единое агентство, находящееся в прямом подчинении правительству. По данным агентства "Р-Спорт", Минспорта стало подменять общественные организации, командовать федерациями, принимать отставки тренеров, предоставлять лицензии. Это, по сути, прямое вмешательство в дела общественных организаций, которыми являются федерации по видам спорта, что может повлечь за собой новые санкции со стороны МОК".
По сведениям того же "Советского спорта", Виталий Мутко после реорганизации может получить портфель вице-премьера правительства. Владимир Путин на совещании во Владимирской области предположил, что в ближайшем будущем спорт, молодежную политику и туризм будет курировать один из заместителей Дмитрия Медведева. А председатель правительства в ближайшее время обещал внести кандидатуру на утверждение Путину.
Судя по всему, российскому спорту предстоит сыграть в игру по лекалам крыловской басни "Квартет" – "Ведь вы не так сидите!"
В том же Коврове Путин сделал несколько важных заявлений. В частности, он потребовал снизить траты регионов и государственных компаний на профессиональный спорт, сказав, что "профессионалы могут и должны зарабатывать сами", и попросив правительство утвердить план действий по этому вопросу до конца 2016 года. Он сказал также несколько общих слов по поводу того, что "спортивная отрасль должна стать фактором экономического роста и способствовать созданию современной инфраструктуры, стимулировать малый и средний бизнес, производство спортивных товаров". Путин также сказал, что "усилия государства, общества, спортивного движения дают видимый результат. Спорт вновь обрел притягательный образ, что важно среди детей и молодежи. Выбор в пользу спорта становится очевидной тенденцией в нашей стране. Государство продолжит создание условий для занятия физкультурой и спортом. Мы будем традиционно приветствовать тех, кто берет на себя заботу и ответственность по созданию дворовых команд, развитию школьного и студенческого спорта, проведению различных соревнований".
Набор красивых слов полностью не отражает картину, сложившуюся в российском спорте, особенно если сравнить заявления президента о фактическом сокращении государственных расходов на спорт. Потратив колоссальные деньги на Олимпиаду в Сочи, имея впереди такое масштабное мероприятие, как чемпионат мира по футболу 2018 года, Россия столкнулась с серьезными экономическими проблемами, которые во многом она создала себе сама, – разумеется, большей частью не в спортивной области. Путин, кстати, признал, что "мы и сами дали повод, сами совершили целый ряд ошибок и просчетов в этой важнейшей и очень чувствительной области". Но конструктивных идей нет: Путин считает, что России надо быть уверенной в том, как ведется работа в сфере допинга, "когда и кого проверяют, каковы результаты проверок, что сделано по их результатам". То есть речь по-прежнему о том, что проверки нечисты и нечестны, и надо лишь добиться того, чтобы в первую очередь искоренять систему государственной организации употребления допинга.
Итак, судя по всему, российскому спорту предстоит сыграть в игру по лекалам крыловской басни "Квартет" – "Ведь вы не так сидите!". Перестановки на ключевых спортивных постах – главы ОКР и Министерства спорта – конечно, могут повлечь за собой некие перемены, особенно если удастся увеличить финансирование физкультуры и массового спорта за счет сокращения расходов на профессиональный спорт. Но, судя по всему, изменения все же будут косметическими, не более того. Ведь сама концепция развития спорта ревизии не подвергается. Что изменит появление вице-премьера, курирующего спорт в стране? В особенности если это будет человек, отметившийся на высоких спортивных постах и удостоившийся красноречивой шутки президента "Мутко намутил". Впрочем, будет ли Виталий Мутко новым вице-премьером или на этот пост отыщется новый претендент, ситуацию это вряд ли изменит.
Сегодня российский спорт финансируется из федеральной казны, региональных бюджетов плюс спонсорской помощи госкорпораций. Насколько грамотно используются эти деньги и сколько из них доходит до конечных получателей? Точного ответа на эти вопросы нет, и сможет ли новый вице-премьер ответить на них? Да еще он, видимо, должен будет нести ответственность и за проведение чемпионата мира по футболу 2018 года, если, конечно, турнир не будет у России отобран. В любом случае, обязательства по колоссальным тратам на организацию и проведение Олимпиады-2014 и мундиаля-2018 в свое время брались страной во многом из соображений престижа, улучшения имиджа страны на международной арене. Но сейчас у России несколько иное, как говорилось ранее, "международное положение", и престиж среды вряд ли будет серьезно зависеть от того, где состоится чемпионат мира.
Возвращаясь к реформам в спортивной сфере, стоит лишь обратить внимание на то, что Минспорта, может быть, вернется к тому, чем, в принципе, и должно заниматься – развитием массового и детского спорта. Финансирование, которое ему оставят, будет не тем, что раньше, но это уж как получится. Возможно, организация спорта в стране и сможет встать с ног на голову. Но в любом случае эпоху большого спорта в России, судя по всему, сменяет тактика большой экономии на спорте – при прежней организационной модели.