Ударить по преступности, закрыть границу на замок для мигрантов с Ближнего Востока и крепко подружиться с Владимиром Путиным. В кратком изложении так звучит программа Румена Радева – фаворита проходящего 13 ноября в Болгарии второго тура президентских выборов. Радев – пришедший в политику генерал, бывший командующий болгарских военно-воздушных сил. Станет ли в Восточной Европе еще одним "другом Кремля" больше?
Соперница Радева, занявшая второе место в первом туре голосования глава Национального собрания Болгарии Цецка Цечева, представляет правящую проевропейскую партию ГЕРБ ("Граждане за европейское развитие Болгарии"). Радев – беспартийный, но его поддержали оппозиционные социалисты. Его соперница видит именно в этом факте слабое место генерала. "Важно понять, какой мы хотим видеть Болгарию: страной в международной изоляции, с замороженной финансовой помощью ЕС, с цветущей коррупцией – а именно к этому вели дело социалисты каждый раз после прихода к власти – или же страной, чей голос слышен в Европе", – заявила Цачева в ходе предвыборных дебатов. Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов уже сообщил, что подаст в отставку, если кандидат его партии проиграет на президентских выборах. Многие аналитики считают, что в случае победы Радева страну ждет период нестабильности.
О нынешних выборах и политических перспективах своей страны Радио Свобода рассказал болгарский экономист и политолог, директор экономических программ Центра по изучению демократии (София) Руслан Стефанов:
– По итогам первого тура Румен Радев лидировал с небольшим отрывом от своей соперницы: у него почти 26 процентов голосов, у Цецки Цачевой – 22 процента. У генерала Радева репутация пророссийского кандидата. Насколько она оправданна и если да, то в чем причины его симпатий к Кремлю?
– Судя по его многочисленным заявлениям в ходе предвыборной кампании, Румен Радев действительно предпочитает более тесные связи Болгарии с Россией. Есть данные о том, что еще в бытность главнокомандующим ВВС генерал Радев выступал в поддержку военно-технического сотрудничества с Москвой. Из его биографии можно понять, что он проходил и подготовку в НАТО, но в политической жизни в последнее время четко занял позицию на пророссийском фланге болгарской политики. Причин тому много, я бы отметил две основные.
Во-первых, Радев – военный, а болгарские вооруженные силы, особенно ВВС, по-прежнему в очень заметной степени зависят от российской военной техники и технологий. Радев как военный летчик был с ними связан с самого начала карьеры. Во-вторых, пророссийские настроения в Болгарии в целом довольно сильны, особенно среди сторонников Социалистической партии, которая поддержала кандидатуру Радева. Он не может этого не учитывать. Пророссийские заявления – часть популистской платформы. К тому же у Радева это отчасти даже националистическая платформа, а в Болгарии национализм по ряду причин, историко-культурных в том числе, связан с пророссийской ориентацией. Риторика Радева более близка людям старшего возраста, а они весьма электорально активны.
Пророссийские заявления – часть популистской платформы
– Что можно сказать о его сопернице, Цецке Цачевой, и ее шансах на победу во втором туре?
– В ходе этой предвыборной кампании было немного содержательных дебатов. Однако тема геополитической ориентации страны затрагивалась довольно активно. Госпожа Цачева совершенно ясно дала понять, что считает Болгарию частью евроатлантического сообщества. Румен Радев в этом плане колебался: он не отрицает напрямую важность европейской и евроатлантической интеграции, но за ним было замечено, что он говорит одно в кругу "своих" избирателей и несколько иное – на более широкой публике.
Что касается госпожи Цачевой, то она связана с нынешней правящей партией ГЕРБ и ее проевропейским курсом. Рейтинг Цачевой падает: в начале кампании ее отрыв от Радева составлял 7-8 процентов, но первый тур выборов выиграл он с отрывом в 4 процента. Похоже, Цачева стала жертвой того, что она ассоциируется с истеблишментом, с нынешней властью, не пользующейся широкой популярностью. Это первый фактор, который играет против нее и уменьшает ее шансы на победу. Мы уже наблюдали этот бунт против истеблишмента в других местах – возьмите хоть референдум по Brexit, хоть недавние выборы президента США. Болгарию это не обошло стороной. И, наконец, против Цачевой играет традиционный патриархальный, маскулинный характер болгарской политики: быть женщиной в ней невыгодно. Особенно если вам противостоит генерал, бывший командующий.
– То есть Болгария сейчас переживает схватку "Клинтон против Трампа" в миниатюре?
– В каком-то смысле это сейчас повсеместно – противостояние традиционного типа демократической политики и популизма. Но, конечно, в плане личном наши кандидаты сильно отличаются от американских. Сравнение с Трампом и Клинтон было бы большим упрощением.
– Насколько велики полномочия болгарского президента? В случае победы Румена Радева мы вправе ожидать резкого изменения внешнеполитического курса?
Если Радев победит, скоро настанут перемены в парламенте и правительстве
– Не думаю, что у него будут не только полномочия, но и политическая воля для этого. В данном случае параллели с американскими выборами могут быть оправданными: то, что говорит кандидат во время предвыборной кампании, и его поведение после победы на выборах очень часто не совпадают. Став президентом, Радев окажется совсем в другом положении, чем сейчас – к тому же о нем тоже говорят как о несколько непредсказуемом кандидате. По закону у президента Болгарии немного полномочий, хотя он может оказывать определенное влияние на внешнюю политику и вопросы безопасности. Другое дело, что президентские выборы всегда рассматриваются у нас как преддверие парламентских и барометр настроений в обществе. Так что если генерал Радев победит, это будет означать, что в скором времени настанут перемены и в парламенте, и в правительстве.