Ссылки для упрощенного доступа

Андрей Остальский: Тролль по имени Майло


Некоторые завсегдатаи социальных сетей доказывают, что человека, который выиграл американские президентские выборы для Дональда Трампа, зовут Майло Яннопулос. Вряд ли это утверждение надо воспринимать всерьез, но что правда, то правда: этот экстравагантный харизматичный британец греческих корней немалую роль в избирательной кампании сыграл, и его поддержка имела для Трампа значение. В последнее время он стал культовой фигурой для некоторой части молодежи, прежде всего в США. Кое-где Яннопулоса просто на руках носят, в том числе и буквально: интернет и газетные полосы обошли фотографии, на которых восторженные поклонники несут его восседающим на стуле, точно на троне, на очередную встречу с благодарной аудиторией.

Так что можно понять администрацию грамматической школы имени Саймона Лэнгтона для мальчиков в английском городе Кентербери, пригласившую знаменитость выступить перед учащимися, ведь везде и всюду школы гордятся своими выпускниками, добившимися чего-то в жизни. А Яннопулос учился в этой школе в 90-х годах. 200 учеников заранее записались на встречу. Интересно же посмотреть на такого деятеля, послушать его, задать ему вопросы, в том числе острые. Каково же было их разочарование, когда в последний момент в дело вмешался отдел по борьбе с экстремизмом британского министерства образования, "не рекомендовавший" школе встречу проводить. Визит такого гостя несет "репутационные риски", предупредил директора школы представитель ведомства.

Кто же такой Яннопулос? Он – один из ведущих редакторов новостного портала Breitbart News, активно участвовавшего в избирательной кампании Трампа. Недаром исполнительный директор портала Стивен Бэннон стал с какого-то момента руководить и самой кампанией, а после победы своего кандидата на выборах был объявлен будущим советником Белого дома по стратегии, причем официально приравненным по статусу к руководителю президентского аппарата. Breitbart считается органом движения так называемой "правой альтернативы", которую либерально настроенные американцы подозревают в пропаганде расизма, ксенофобии и женоненавистничества. Сами же "альтернативщики" уверяют, что лишь борются против засилья политкорректности, разъедающей западное общество. И никто не делает этого так страстно и ярко, как Яннопулос. Одно время его главным инструментом был "Твиттер", но аккаунт Яннопулоса закрыли, после того как афроамериканская актриса пожаловалась на "расистские оскорбления". Однако остаются сайт и радиостанция Breitbard, а также публичные выступления, телевизионные интервью и так далее.

Майло действительно остроумный, виртуозный, искрометный оратор, владеющий всеми приемами воздействия на аудиторию. Он умеет насмешить, озадачить и оскорбить. И тут же обернуть оскорбление в подобие шутки. Он – порождение нового времени, новой эстетики и этики социальных сетей, воплощение высокопрофессионального тролля. Блестящий актер. Начиная выступать перед аудиторией, в стопроцентной лояльности которой не уверен, Яннопулос ласковым бархатистым голосом спрашивает: "Есть ли здесь кто-нибудь, кто меня ненавидит?" И когда в зале поднимается несколько рук, расплывается в счастливой улыбке, изображая полный восторг.

Он по-своему красив, при этом женственен – Яннопулос бравирует своей нетрадиционной сексуальной ориентацией, называя себя dangerous faggot (что можно перевести примерно как "опасный гомик"). При этом часто говорит, что не любит геев, с отвращением описывает манеру некоторых из них одеваться и вести себя в публичных местах. Хотя и такие заявления сопровождаются заразительным хохотом, кокетливым закатыванием красивых, почти женских глаз… То ли шутит, то ли троллит. То ли всерьез. Но два главных его конька, объекты весьма недобрых острот и даже прямых оскорблений – это мусульмане и феминистки, на последних Яннопулос, можно сказать, просто зациклен. "К сожалению, – говорит он, – лесбиянки на самом деле существуют". В YouTube есть записи, на которых Яннопулос издевательски изображает руками лесбийский секс. Еще один пунктик его "веселой ненависти" – атеисты: "Мне стыдно за геев – как они издеваются над христианами… эти обиженные истеричные гомосексуалисты, пытающиеся учить верующих". "Бывают и правильные предубеждения, – говорит он в одном из интервью, – например, некоторые считают, что черные производят много шума и отвратительно себя ведут". Яннопулос уверяет, что он совсем не антисемит, и тут же, между прочим, рассказывает, что евреи захватили контроль над банками, над средствами массовой информации и общественными институтами. "Но разве перечислять статистические факты – это антисемитизм?" – спрашивает он и опять заразительно смеется. Но кое-кто еще помнит, как в молодости он позировал с германским "Железным крестом" и под псевдонимом Майло Андреас Вагнер публиковал стихи, демонстрировавшие ницшеанские, а то и нацистские влияния.

Трампа Яннопулос решил поддерживать потому, что тот якобы "может сжечь всю политическую систему". И радостно соглашается с присвоенным ему журналистом титулом: "мини-Трамп". Но вообще-то Яннопулос знает, что можно говорить, а чего нельзя. Уверен, если бы его выступление перед учениками кентерберийской школы состоялось, он не стал бы там пересказывать свою колонку, написанную для сайта Breitbart в конце августа этого года, в которой прощался с родным городом, выражая сомнение, вернется ли туда хоть когда-нибудь. А расстаться с Лондоном Яннопулос решил потому, что "утопает в тумане темных предчувствий". "Это страх – ожидание, что ужасное может случиться в любой момент, и что, когда этот ужас произойдет, раздастся многоголосое "Аллах Акбар!" Это будет завершающая часть триптиха: немецкие бомбежки второй мировой войны, страшные события в Уайтчепеле во времена Джека Потрошителя, а теперь это", – писал он.

Логика и факты больше не работают. А побеждает в глазах масс энергия, самоуверенность, эмоциональный накал и эффект броского лозунга

И далее куча подтасовок для нагнетания страха и ненависти, которые некоторые школьники могли бы и разоблачить. Например, заявление, что в самом центре Лондона, на Saville Row, теперь "сплошные бурки и хиджабы, больше ничего я там не видел". Нашлись бы ученики, что посещали тот район, но женщин в мусульманской одежде не встречали или встречали редко. По крайней мере я, бывая там иногда, ни разу с ними не столкнулся. Видно, мне "не повезло". Или заявление Яннопулоса о том, что Британия стоит на втором месте после Бельгии по числу мусульман, примкнувших к запрещенному "Исламскому государству". На самом деле Соединенное Королевство далеко отстает по этому "показателю" от Туниса, Саудовской Аравии, России и нескольких других стран, замыкая первую десятку. И наконец самый ударный пункт. "В этом месяце мы узнали, – пишет Яннопулос, – что 900 сирийских беженцев были арестованы именно за те преступления, которых вы от них и ждете, – насилие над детьми и изнасилования". Вряд ли он может не понимать, что это никак не может быть правдой. Но как же не соврать для красного словца? Британия официально приняла меньше 200 сирийских беженцев. За несколько последних лет, возможно, разными путями в страну попали еще несколько сот граждан Сирии. По максимальным, возможно, завышенным оценкам, порядка четырех тысяч. Но даже если принять такую цифру, получается, что каждый четвертый кого-то изнасиловал или проявил жестокость по отношению к ребенку. И при этом попался, и был арестован.

Яннопулос ссылается на газету Daily Mail, данные которой вызывают сомнения. Но даже ее он цитирует, мягко говоря, произвольно. Будто и не заметил последнюю фразу, подверстанную под концовку той газетной информации: «Большинство сирийцев в Англии и Уэльсе было арестовано на нарушения законодательства об иммиграции, но были и более серьезные преступления». То есть, видимо, речь шла в основном о просроченных визах, или отсутствии своевременной регистрации и так далее. При этом – лишь арестованы. Сколько из них было отпущены через несколько часов, как это водится в британской системе правосудия – под залог или просто за явным отсутствием улик? Неважно, для Майло это все скучные детали. Не портить же ими красивый, атмосферный материал…

Понятно, почему британское министерство образования решило отсоветовать кентерберийской школе проводить встречу учеников с Яннопулосом. Ученики обиделись, написали письма, в которых доказывают, что с идеологией ненависти надо бороться не запретами, а именно открытыми дебатами, в ходе которых ненавистники будут непременно посрамлены. На такой же позиции стоит и большинство газет, в том числе либеральных. И я сам еще недавно готов был бы присоединиться к этим голосам. Но теперь, после того, что произошло в Британии в период перед июньским референдумом, да и в ходе президентской предвыборной кампании в США, меня стали одолевать сомнения. Получается, что логика и факты больше не работают. А побеждают в глазах масс энергия, самоуверенность, эмоциональный накал и эффект броского лозунга. Умение эксплуатировать страхи и веру в теории заговоров.

Всем этим Майло Яннопулос владеет в совершенстве. Вот и задумаешься: а сколько впечатлительных детских умов удалось бы ему отравить за одно свое смелое, небанальное, броское выступление, за этот незабываемый спектакль одного актера? И надо ли рисковать душами детей? И еще на меня подействовало, что в последнее время на сайте совсем уже отмороженных белых националистов Radix много разговоров о том, что главное направление борьбы сегодня – это свобода слова. Пророки государства для белых убеждены, если им эту свободу дадут, то окончательный триумф не за горами. Или они ошибаются? Увы, весь последний опыт говорит о том, что сопротивляться вранью в эпоху соцсетей стало очень сложно. Иногда просто невозможно. Ведь когда фактов больше не существует, а есть только интерпретации и оценки, талантливый лгун всегда будет иметь преимущество.

Тем временем Европейский парламент примерно из этих же соображений призвал к борьбе с российской государственной пропагандой, направленной на страны континента. Резолюция была принята 304 голосами против 179 – крайне левые и крайне правые голосовали против, немало центристов воздержалось. И это неудивительно: для каждого человека демократических взглядов свобода слова всегда была священной ценностью. Но, боюсь, что это все же особый случай, требующий особого отношения. Ведь речь идет не о журналистике. И даже уже не просто пропаганде, а о тщательно организованной системе информационно-диверсионной работы, призванной подорвать основы западного общества и подогреть деструктивные процессы. Деятельность эта сродни работе спецслужб, причем военного времени. При чем тут свобода слова?

Американская газета The Washington Post только что опубликовала результаты большого расследования, показавшего, что мощная российская пропагандистская машина, состоявшая из тысяч "ботов", нескольких команд нанятых троллей, сайтов и соцсетей, усиливала и распространяла в интернете контент крайне правых порталов, изображавших Хиллари Клинтон преступницей, к тому же скрывающей потенциально фатальные проблемы со здоровьем и собирающейся передать контроль над страной зловещей кабале международных финансистов. "Невозможно установить, сыграли ли действия России решающую роль в победе Трампа на выборах, но исследователи показали, что усилия эти являются частью в целом эффективной стратегии, направленной на то, чтобы посеять недоверие к американской демократии и ее лидерам", – пишет газета.

Несколько лет назад американский режиссер Джейкоб Вон снял фильм под названием Bad Milo, "Плохой Майло". Вряд ли кто-то из авторов фильма слышал тогда о Яннопулосе – тот имел известность только в очень узких кругах. Но режиссер как в воду глядел. У того, кинематографического Майло было удивительное свойство: в состоянии стресса он из нормального, доброго человека на некоторое время становился злым и опасным гномом. Эта неожиданная метафора не может относиться к Яннопулосу напрямую: он всегда хорошо выглядит и на гнома нисколько не похож. Но притча эта описывает современную западную трагедию, когда множество приличных людей под влиянием раздражающих обстоятельств жизни и злонамеренной пропаганды становятся вдруг способными превращаться в злобных троллей, чрезвычайно опасных для себя и для других.

Остается надеяться, что не навсегда.

Андрей Остальский – лондонский политический комментатор, востоковед

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG