Несмотря на угрозы России нанести ответный ракетный удар, Украина не отказалась от учебных стрельб возле Крыма. Отношения Киева и Москвы вновь обострились до предела. Накануне Россия объявила, что не будет запрещать над полуостровом полеты гражданской авиации.
В рамках украинских маневров ожидаются испытания зенитных ракет средней дальности над открытым морем. К учениям привлекаются экипажи боевой и транспортной авиации, подразделения зенитно-ракетных войск, а также радиотехнических войск и связи.
В конце минувшей недели в российском Минобороны вручили военному атташе посольства Украины в РФ ноту протеста в связи с планами украинской стороны закрыть 1 и 2 декабря воздушное пространство над акваторией Черного моря к западу от побережья Крымского полуострова для проведения учений. "Украинская правда" накануне опубликовала письмо военного ведомства России от 26 ноября, адресованное украинскому военному атташе. В документе сообщается, что "при обнаружении стартовавших ракет в указанном районе они будут уничтожаться силами противовоздушной обороны ВС РФ", а если украинские ракеты создадут угрозу российским объектам, то "будут нанесены ответные удары для уничтожения средств их пуска".
После этого в Киеве напомнили Москве, что в соответствии со всеми международными соглашениями, суверенное воздушное пространство Российской Федерации в Черном море заканчивается "посередине Керченского пролива, разделяющего Крым и Таманский полуостров", где украинские военные не собираются проводить маневры.
Согласно информации украинской военной разведки, Россия перебросила в Крым зенитно-ракетные комплексы С300-ВМ и перевела на усиленный режим несения службы на полуострове все наземные и корабельные средства противовоздушной обороны.
Аннексия Крыма незаконна, никем не признана в мире, поэтому воздушным пространством над Крымским полуостровом управляют украинские диспетчеры
Вечером 30 ноября секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) Александр Турчинов заявил, что "угроза российской стороны применить оружие в ответ на проведение ракетных стрельб – попытка перевести в активную фазу гибридную войну, которую РФ ведет против Украины в течение последних трех лет". Помимо прямых угроз, секретарь СНБОУ обратил внимание и на еще один агрессивный шаг северной соседки: развертывание в непосредственной близости от границы Украины двух новых российских мотострелковых дивизий.
МИД Украины в ближайшее время намерен направить ноту протеста России и обратиться к международному сообществу из-за заявлений РФ о готовности применить военную силу в случае учебных стрельб возле аннексированного Крыма.
Об учениях на юге Украины и проведении в их рамках ракетных испытаний рассказывает украинский военный эксперт Олег Жданов:
– Учения проходят на полигоне в Херсонской области. Ракетные пуски проводятся в акватории Черного моря. Если смотреть по карте, это недалеко от Одессы параллельно крымскому побережью. Глубина района маневров – 200 км, ширина – порядка 50 км, то есть такой коридор – это поле для мишеней, которое мы оглашаем, а воздушное пространство закрывается в радиусе 500 км. Мы официально предупредили мировое сообщество, выполнили все требования международных норм, указав соответствующие координаты района, над которым закрывается воздушное пространство. Тем более что аннексия Крыма незаконна, никем не признана в мире, поэтому воздушным пространством над Крымским полуостровом управляют украинские диспетчеры. Все полеты над территорией Крыма без разрешения Киева незаконны. Мы проводим плановые учения по повышению боеспособности украинской армии, и плюс к этому – испытание новых видов вооружений. В том числе, возможно, будут и испытания отечественного ракетного комплекса "Гром-2".
– А что собой представляет этот комплекс и на каком расстоянии его ракеты могут поражать цели?
Ни одна система ПВО сбить такую ракету не может
– Это оперативно-тактический ракетный комплекс, который разрабатывался еще в конце 1990-х – начале 2000-х годов днепропетровским конструкторским бюро "Южное". И на сегодняшний день его заявленные тактико-технические характеристики для нашей армии: гарантированная дальность – 480 км, а для направляемых на экспорт ракетных комплексов – 270 км. В КБ "Южном" говорят, что можно устанавливать на эту головную часть двигатель, который позволить запускать ракеты и на расстояние до 2000 км. Это базовый ракетный комплекс, который, скажем так, достали с полок и стряхнули с него пыль, он практически был готов. Сейчас его воссоздали в железе и пытаются проводить его испытания.
– В Минобороны России грозят атаковать украинские пусковые установки и сбивать украинские ракеты, если стрельбы будут проведены в морской акватории возле Крыма.
Представьте нанесение ракетного удара по нашим пусковым установкам на глазах международных наблюдателей. Это фактическая война
– Дело в том, что на сегодняшний день нет способов борьбы с оперативно-тактическими ракетами (ОТР). Ни одна противоракетная система, ни одна система ПВО сбить такую ракету не может, поскольку расстояние в 300 км она преодолевает всего лишь за 6 минут. Вспомните иракского диктатора Саддама Хусейна, ракетный комплекс С-300 образца 1970 года. Из С-300 было совершено 169 пусков по Тель-Авиву во время первой кампании в Персидском заливе. Все пуски были успешными. Американцы после окончания войны во всех своих отчетах признали, что ни на догонных, ни на встречных курсах ракету эту сбить ни авиацией, ни системами ПВО не удалось. Скорость полета ракеты – 1100 метров в секунду. Ее все видят, но отреагировать на нее и современные системы ПВО не могут. В перспективе возможно, что эти ракеты будут сбиваться электронными пушками, которые приняты на вооружение в США. То есть Россия просто физически не сможет сбить наши ракеты. Что же касается наших пусковых установок, то они находятся на материковой территории Украины.
На этих учениях будут присутствовать международные наблюдатели, в том числе из стран НАТО. У нас официально открыто представительство Североатлантического союза, и мы как партнеры НАТО приглашаем представителей Альянса на все наши маневры. И теперь представьте нанесение ракетного удара по нашим пусковым установкам на глазах международных наблюдателей. Это фактическая война. Россия до сих пор не может определиться, что дальше делать с Донбассом. Они даже боятся признать, что там их войска находятся, потому что это фактически легализация войны. Международный суд в Гааге уже приравнял аннексию Крыма к вооруженному конфликту, то есть уже они готовы рассматривать это как военное преступление. И еще они нанесут на нашей территории ракетный удар или бомбовый удар при помощи авиации? Так тогда это все, это трибунал. И в таком случае будут только усилены санкции против России как страны-агрессора, развязавшей войну на Европейском континенте. Как вы думаете, потерпят это те же Германия, Франция, другие страны Евросоюза или США?
Между тем Российская Федерация, как отмечает бывший глава Службы внешней разведки Украины, генерал Николай Маломуж, стремится использовать любые поводы, в том числе и ракетные стрельбы, для нагнетания напряженности и обострения отношений с Украиной:
Российская ракетная атака – это фактически война. Вряд ли Москва пойдет на такой шаг
– Это и увеличение обстрелов в Донбассе, в чем Москва пытается обвинять Украину, и аресты в Крыму якобы украинских диверсантов, и сейчас, когда мы объявили учения, они заявляют, что будут уничтожать наши ракетные комплексы. Конечно же, они будут демонстрировать готовность нанести удары. Возможно, будут поднимать в воздух и самолеты, и настраивать свои противоракетные системы, но самих ударов по нашим установкам, думаю, не будет. Это такой формат холодной войны, приближенный к ее боевой части. Российская ракетная атака – это фактически война. Вряд ли Москва пойдет на такой шаг, настроив весь мир против себя не только в политическом и экономическом плане, но и в боевом. Эта история будет максимально использована Россией для демонстрации своей силы, но до горячей фазы, полагаю, дело не дойдет. Зная жесткую, агрессивную политику РФ, нам, думаю, не нужно создавать предпосылок к обострению противостояния и к возможным даже случайным столкновениям. В условиях военной угрозы с востока неразумно сейчас там проводить учения. В конце концов, их можно было бы и перенести. Но мы проявляем принципиальность и заявляем, что, несмотря ни на что, учения состоятся в запланированном районе, – считает Николай Маломуж.
И хотя международное право на стороне Украины, объявившей учения в акватории Черного моря, нынешняя конфликтная ситуация с Россией, по мнению экспертов, может привести к опасной эскалации напряженности.
Несколько дней назад в Росавиации заявили, что "Украина в одностороннем порядке" якобы приняла решение провести ракетные стрельбы в "суверенном воздушном пространстве РФ в районе Крыма", где осуществляются полеты гражданских и государственных воздушных судов. При этом Москва пожаловалась в ИКАО (ICAO — International Civil Aviation Organization, Международная организация гражданской авиации) на планы проведения Киевом военных учений. В то же время в украинской Госавиаслужбе напомнили, что согласно международным нормам Украина является единственным государством, которое регулирует воздушное пространство над Крымским полуостровом в соответствии с решением Совета ИКАО от 17 февраля 1997 года.
И хотя международное право на стороне Украины, нынешняя конфликтная ситуация с Россией вокруг учений, по мнению директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, может привести к опасной эскалации напряженности:
Эти учения хорошо укладываются в стратегию российского руководства по отношению к нашей стране
– По большому счету, мы даем повод для России, для широкого спектра ее реакций. Но что будет, если, допустим, сегодня взорвется какая-то ракета на территории Крымского полуострова, возле какого-то социального объекта? Сможем ли мы доказать, что это не наша ракета, после известной трагедии над Черным морем с гибелью пассажирского самолета (4 октября 2001 года в ходе украинских учений в Крыму над морской акваторией был непреднамеренно сбит авиалайнер авиакомпании "Сибирь". – РС). Украина сейчас стала участником политтехнологической игры, в которой от нее абсолютно ничего не зависит, с одной стороны. А с другой – эти учения хорошо укладываются в стратегию российского руководства по отношению к нашей стране, реализация которой началась в августе этого года, когда в Крыму арестовали первую группу якобы украинских диверсантов. Именно с этого времени Москва начала говорить об украинском агрессивном государстве, которое пытается сорвать переговорный процесс в Минске и в рамках "нормандской четверки" по урегулированию конфликта в Донбассе. Для этой цели российская пропаганда активно освещает задержания и аресты "украинских диверсантов", покушение на лидера так называемой "ЛНР" Игоря Плотницкого и убийство в Донецке боевика Моторолы (Арсена Павлова). И нынешние украинские военные маневры также укладываются в эту канву, они позволяют Кремлю заявлять, что Киев – виновник эскалации ситуации и пытается раскрутить маховик противостояния. Это не в наших интересах, и проходящие учения в их нынешней форме, мне кажется, нанесут как минимум политический вред Украине, а как максимум – результаты могут быть очень непредсказуемыми, потому что мы развязываем руки России, – считает Руслан Бортник.
Как заявил 1 декабря в ходе церемонии вручения штандарта батальону имени Героя Украины генерал-майора Сергея Кульчицкого президент Петр Порошенко, Украина проводит ракетные стрельбы, несмотря на угрозы РФ, чтобы "быть готовой на случай полномасштабного вторжения российской армии в страну". Он сообщил о первых успешных пусках зенитных ракет вблизи Крыма.