В "Ельцин-центре" обсуждают возможность подачи иска против кинорежиссера Никиты Михалкова. Эту информацию Радио Свобода подтвердил заместитель исполнительного директора "Ельцин-центра" Никита Соколов. Михалков, выступая 9 декабря на парламентских слушаниях в Совете Федерации, обвинил "Ельцин-центр" в "разрушении национального самосознания людей". После этого между режиссером и вдовой Ельцина Наиной завязалась увлекательная переписка, тему подхватили пользователи соцсетей, министр культуры Владимир Мединский и другие чиновники.
В "Ельцин-центре" первым делом напоминают, что подобные заявления со стороны Никиты Михалкова звучат не впервые. Искусствовед и историк кино из Екатеринбурга Андрей Кулик возмущен тем, что Михалков говорит о том, чего не видел сам, и дезинформирует людей
Одно дело просто телепередача, но он официально приходит к людям власти и требует от них действий
– Он ведь не первый месяц делает передачи свои на "Бесогон-ТВ", но при этом отказывается приехать в Екатеринбург, чтобы самому зайти в "Ельцин-центр". Мне просто противно, что человек не имеет понятия даже о том, как устроен центр. В первых передачах он ставил знак равенства между музеем Ельцина, который является небольшой частью "Ельцин-центра" и самим "Ельцин-центром". И многие люди, которые не живут в Екатеринбурге, мне говорили: "Что у вас творится? За 7 миллиардов отгрохали музей Ельцина!" Я говорю, что это не музей Ельцина, а "Ельцин-центр", в котором есть и музей Ельцина. Они: "Мы же смотрели Михалкова. Он же сказал". Телевидение – великая сила.
– Почему же все эти передачи не вызывали такой реакции?
– "Ельцин-центр" реагировал. Когда выходил очередной "Бесогон", где он говорил, что это мерзость, "пятая колонна", которая готовит Майдан, цветную революцию, это надо уничтожить, Людмила Телень писала в "Фейсбуке": "Никита Сергеевич, пожалуйста, приезжайте, проведем вам персональную экскурсию, чтобы вы хотя бы знали, о чем вы говорите!" Но как-то резонанса такого не было. Мы посмеивались и все. Но когда человек приходит в Совет Федерации и говорит, что необходимо уничтожить "Ельцин-центр" в его нынешнем виде, то понятно, что это уже выход на другой уровень. Одно дело просто телепередача, но он официально приходит в Совет Федерации, обращается к сенаторам. Это официальная жалоба, которую они должны рассмотреть. Михалков приходит к людям власти и требует от них действий. Видимо, поэтому так как-то нас всех это зацепило.
"Низкопробным гвалтом" назвал конфликт из-за высказываний Михалкова российский министр культуры Владимир Мединский. В своей статье на сайте "История России" Мединский фактически поддержал Михалкова.
Выступление Михалкова заставило высказаться обычно сдержанную Наину Ельцину. Вдова первого президента России назвала заявления Михалкова "лживыми" и напомнила кинорежиссеру, что когда-то он был доверенным лицом Бориса Ельцина.
С открытым письмом по поводу критики "Ельцин-центра" к Никите Михалкову обратился и первый вице-спикер Совета Федерации Николай Федоров. Он предположил, что режиссер "перестарался" в своих разоблачениях. Федоров, который при президенте Ельцине был министром юстиции, стал едва ли не единственным российским чиновником, выступившим с критикой Михалкова.
Лагерь противников "Ельцин-центра" к вечеру понедельника пополнился лидером "Антимайдана" Николаем Стариковым.
О своем понимании причин происходящего рассказывает заместитель исполнительного директора "Ельцин-центра", историк Никита Соколов:
– Наши власти избрали себе другую родословную, нежели та, которая у них действительно есть. Конечно, современная Россия, современная власть происходит из августа 1991 года, но это родство им не нравится. Они хотят воспроизвести наше общество народа-победителя во Второй мировой войне. Это такая довольно странная, на мой взгляд, история, но она довольно успешно совершена. Поэтому победа – это наше все, это то, что нас объединяет, а 90-е, откуда мы действительно родом, они какие-то грязные, черные и ужасные. В общественном сознании 10 лет вся эпоха и образ Бориса Николаевича Ельцина ассоциируются исключительно с негативом, исключительно с отрицательными коннотациями, упоминаются исключительно отрицательные факты, связанные с этим временем и с этим лицом, хотя есть совершенно другой ряд фактов. Ельцинский центр предъявляет значительную часть этих положительных фактов, не уклоняясь от спорных и отрицательных темных сторон этой эпохи.
– "Ельцин-центр" в Екатеринбурге, по свидетельствам очевидцев, место весьма популярное. И в дополнительной рекламе не нуждался. Зачем это все Михалкову?
– Я вообще не очень понимаю, чего добивается Никита Михалков. Он хочет, чтобы его смели? Ельцинский центр состоит из нескольких разного веса институтов. Центральное место – это музей Бориса Николаевича Ельцина, который очень хорошо, очень современно устроен с точки зрения музейного конструирования. Это такое очень мощное, очень современное послание. Это послание о том, что Ельцин стремился к свободе и хотел России эту свободу обеспечить. Что здесь можно переделать и почему это противоречит какому-то историческому знанию – я не понимаю.
Никиту Сергеевича Михалкова в Екатеринбурге ждут поболее, чем Деда Мороза
В августе этого года Михалков выступил за создание "Министерства детства", которое перекроет для детей поток "ложной информации" о России. Наблюдательные эксперты отмечают, что для кинорежиссера тема детей, их воспитания и образования стала едва ли не основной.
В Екатеринбурге в "Ельцин-центре" Михалкова ждут, чтобы спор и общение с разной аудиторией перешел из заочной формы в очную, говорит исполнительный директор "Ельцин-центра" Александр Дроздов.
– По наблюдениям моих екатеринбургских коллег, Никиту Сергеевича Михалкова в Екатеринбурге ждут поболее, чем Деда Мороза. Я не знаю, в каком образе возникает в головах наших сегодняшних детей, не уверен, что они знают про дядю Степу. Пусть он приедет для меня дядей Степой или Дедом Морозом. Собственно, он же говорит о том, что тут что-то не то делают с детьми. И если переходить к серьезному, то у него есть прекрасная возможность – приехать под Новый год, пообщаться с детской аудиторией, взять кого-то за руку, провести по залам, поговорить и, если захочет, поспорить с нами, – отметил Александр Дроздов.