В Кремле президент РФ вручал государственные награды под невероятные славословия в свой адрес. Путин – это новый Брежнев? Обсуждают Николай Травкин, Артемий Троицкий и Иосиф Райхельгауз
Елена Рыковцева: Владимир Путин досрочно начал праздновать день святого Валентина, потому что то количество любви, которое обрушилось на него сегодня в Георгиевском зале Кремлевского дворца, даже представить невозможно в другой праздник, кроме Валентина. Вы порадовались за Владимира Путина, когда увидели, сколько людей и какого уровня людей выразили ему свою любовь, признательность и благодарность за развитие всех существующих областей в Российской Федерации, за то, что коровы пасутся, за то, что куры несутся, оленеводы, таксисты, железнодорожники, химики! Это был первый, наверное, случай на моей памяти, когда эти люди не просто выражали благодарность за награду, которая, как мы понимаем, с ним ассоциируется, государственная награда, она уже путинская государственная награда. Они благодарят его за все, что он сделал для той отрасли, в которой они работают.
Николай Травкин: Я президенту нашему готов посочувствовать. С ним сыграла злую шутку конституция. Леонид Ильич Брежнев – пять звезд на груди, потому что награды присуждал президиум Верховного совета СССР. А Владимиру Владимировичу кто может присудить? Только он сам. Неприлично. А раз он сам себя не может наградить, то два раза в год на день труда и нынешний день устраивается награждение Владимира Владимировича. От каждой отрасли выбирается товарищ, он выходит, произносит: награждаем Владимира Владимировича. Вот от железнодорожников наградили, вот от ученых наградили, вот от авиаторов наградили.
Елена Рыковцева: Я представлю еще двух гостей нашей программы – Артемий Троицкий и Иосиф Райхельгауз. Мы подготовили нарезку благодарственных высказываний этих замечательных людей сегодня. Мы ее послушаем, потом я спрошу, как вы оцениваете как режиссер все это действо, которое мы сегодня увидели.
Елена Рыковцева: Сюрприз ли это для вас? Если не сюрприз, то масштаб выражения чувств впечатляет или все идет своим чередом?
Иосиф Райхельгауз: Уже не впечатляет, потому что мы это слышим регулярно. Все признаки возрождающегося, нарождающегося очередного культа личности налицо. Причем я должен сказать, если сравнивать нашего нынешнего президента с теми генеральными секретарями ЦК КПСС, при которых я прожил большую часть жизни, я, конечно, буду сравнивать в пользу Владимира Владимировича Путина. Потому что он внятный, грамотный, мы учились с ним в одном университете. Мне не стыдно, когда он разговаривает со своими зарубежными коллегами. Но то, что происходит сегодня, в частности, в Кремле, к огромному сожалению, напоминает не лучшие страницы нашей истории. И мы все хорошо знаем, к чему это приводит. Дай бог, чтобы наш нынешний президент удержался, не сошел с ума от всего этого безумия, я по-другому не могу сказать. Потому что все люди, которые сегодня его искренне поздравляют, я думаю, что в некоей ситуации, когда чуть повернется или не так повернется, мы слышали уже это много раз, как наш дорогой Никита Сергеевич Михалков также восторженно, радостно поздравлял другого президента, предыдущего, а потом позволяет себе совсем другое. Как бы такое не случилось. Хотелось бы все-таки жить в относительно цивилизованной ситуации, притом что человек замечательный, грамотный человек, профессиональный, талантливый, но все-таки хотелось бы, чтобы какая-то система работала, какой-то закон, а не невероятная вертикаль, когда все понимают. За коров спасибо, за КВН спасибо, за науку спасибо, за все спасибо. Спасибо действительно. Я тоже присоединяюсь – спасибо.
Елена Рыковцева: Вы говорите – умный человек, современный, с хорошим языком, за которого не стыдно, а ему как не неловко за это? Любой человек с тактом, с чувством должен понимать, насколько это неприлично выглядит. Как вы это объясняете?
Иосиф Рейхельгауз: Я могу это объяснить тем, я же занимаюсь определенной профессией, я рассматриваю все-таки любого человека как человека и как персонажа. Он в данном случае исполняет фантастически сложную роль. Это персонаж, это тот самый король, которого играет окружение. Он сидит, он молчит, он остроумно отвечает на своих пресс-конференциях. Вокруг его персонажа играют персонажи другие. Естественно, кому-то из нас и мне, конечно, хотелось бы, чтобы у него была другая реакция, чтобы он иронизировал по этому поводу, чтобы он как-то сводил на неловкость. Я тоже в силу своей профессии часто слышу о себе, читаю, что гениальный. Вышла премьера несколько дней тому назад, я прочел в газетах: потрясающе, гениально, невероятно. Если я серьезно буду это слушать, я просто понимаю, что я сойду с ума. Так же, как я читаю в других газетах и рецензиях, что чудовищный провал, ужасно. Мне кажется, потому что я родился в определенном городе – в Одессе, для меня одно из важнейших качеств человека – это чувство самоиронии, отношение к себе с заниженной, а не завышенной оценкой. Но по каким-то проявлениям я вижу, что у президента это есть, а по каким-то – я не очень понимаю, как он может это слушать. Но это его право, он прежде всего человек.
Елена Рыковцева: Только я хочу сказать, что есть разница между автором спектакля, которому выражают море комплиментов, между прочим, зная ваши спектакли, мы тоже ваши поклонники, мы знаем, за что, что вы это заслужили. Другая совершенно ситуация, уже комическая, когда человека благодарят за все железные дороги страны, которые только существовали за все последние 150 лет. И еще на одну благодарность обратил внимание Николай Травкин – это биохимик Арчаков.
Елена Рыковцева: Я специально посмотрела "Википедию", 1940 года рождения этот человек, 77 лет.
Николай Травкин: То есть возраст довольно почтенный. Он начал заниматься наукой, когда Владимир Владимирович еще не родился, и вот он его благодарит: как повезло, всю жизнь я, благодаря вам, могу наукой заниматься. Как она процветает, вообще лучше помолчать. Потому что мы видим, что происходит с наукой, с Академией наук, те приватизационные процессы, которые там идут. Еще бы немножко, под 80 лет, уважаемый человек, все люди уважаемые, они достойны государственных наград, тут никакого камушка в их огород я не осмелюсь бросить, этот почтенного возраста уважаемый человек скоро договорится до того, что, Владимир Владимирович, спасибо за мое счастливое детство. Уже такой вектор славословия задан, что базар никто не фильтрует. Кстати, вы заметили, когда Акчурин сказал: "Вы владеете виртуозно скальпелем" и Масляков засмеялся. О чем Масляков, вы думаете, подумал? Он вспомнил, когда Владимир Владимирович отвечал журналисту немецкому: "Ты подъезжай к нам, тебе отрежут, что ничего не вырастет".
Елена Рыковцева: До абсурда все это можно довести, потому что виртуозное владение ножичком на международной арене, то есть мы их всех сделаем.
Николай Травкин: Результат налицо, действительно виртуозное владение скальпелем в международных отношениях, по периметру ни одного друга и вдали ни одного друга, в лучшем случае "партнеры", все отрезали уже этим скальпелем.
Елена Рыковцева: Предлагаю теперь послушать совершенно выдающееся выступление Василия Ливанова, очень многими любимого. Только что прошел "Шерлок Холмс", который вызвал бурю страстей, снова все вспомнили Ливанова, как с ним было хорошо, как теперь без него плохо. Кино одно, а жизнь другое, и в жизни это происходило вот так сегодня.
Елена Рыковцева: Мы с вами позже обсудим второй смысл этого высказывания, озабоченности русского народа тем, что Путин может, не дай бог, уйти и не продолжить свою карьеру. Я сейчас спрошу Иосифа по поводу того, что он думает о необходимости так выразить людьми искусства свою любовь, несколько аномальным, гипертрофированным образом. Ведь у них все есть, жизнь удалась, награда получена. Зачем это, как вы считаете?
Иосиф Райхельгауз: Еще раз спасибо президенту за моего коллегу Ливанова. Но стыдно. Что можно сказать?
Елена Рыковцева: В принципе зачем это благополучным, состоявшимся людям? Чем больше лести, тем больше бюджетных денег достанется? Есть такая прямая зависимость между лексикой, которой оперирует деятель искусства, и благополучием его театра, его артистов?
Николай Травкин: Я думаю, тут не прямая связь, а в этом и суть. Помните выражение, Евстигнеев в каком-то фильме: а не взяться ли нам за Вильяма нашего Шекспира? Великий актер Ливанов, вот он всю жизнь мечтал шекспировское что-то, а ему Шерлока Холмса. И наконец наступил момент. Какие шекспировские высоты. Это почти что: Гамлет, находясь однажды в Челябинске, задал вопрос – остаться или не оставаться? И сверху ему голос: даже и не думай. Драматургия какая.
Полная видеоверсия программы
Елена Рыковцева: Это голос родины. Родина слышит, родина знает.
Николай Травкин: Голос родины раздался бы снизу в виде стона, а здесь Господь только мог так: даже и не думай. То есть это целая постановка произошла. А мы его критикуем за какую-то приземленность, обыденность. Человек в искусстве, он и должен выражаться в таких возвышенных формах.
Елена Рыковцева: Он поразил. Эта его роль потрясла воображение больше, чем Шерлок Холмс.
Николай Травкин: В советское время культ личности, Брежнев, говорят одно, а думали другое, между строк читали. Представьте себе в обратной прокрутке: Ливанов стоит за трибуной, чего-то говорит, какие-то слова хорошие, потом идет к Владимиру Владимировичу Путину, снимает орден и награждает Владимира Владимировича. Тогда все понятно, смысл этого мероприятия. Люди собрались наградить кумира, высказать ему свою любовь, напомнить, что ты даже не думай, на выборы в 2018-м, а перед этим кто-то говорил, что чуть ли не во веки веков ты должен держать, руководить, что только при тебе все это будет жить. Если смотришь это в обратной прокрутке, появляется логика.
Елена Рыковцева: Мы взяли для опроса прохожих человека, которого знают все, – это Александр Масляков. Мы спросили сегодня на улице: вы понимаете, за что его орденом наградили?
Елена Рыковцева: Знаете, на что я обратила внимание: никто из них не вспомнил, наверное, все-таки не очень следят за современным КВН, никто не вспомнил о той тесной и теплой дружбе, которая связывает эту игру с Владимиром Путиным. Не все, но принципиальные игры он обязательно сидит в зале. Вы знаете, что был юбилей КВН в октябре, его торжественно отмечали. Я обратила внимание, что в анонсе, в проморолике этой игры, который шел по Первому каналу, три синхрона Владимира Путина было использовано в разных вариантах. Там прямая включенность этого человека, которого, казалось бы, должны были бы пародировать, я боюсь это слово сказать, сатира, потому что засмеют меня, какая может быть сатира.
Николай Травкин: Если объективно, Масляков заслужил государственную награду. Ему же не звезды вешают, не героя дают, не Героя труда, не Героя России, а награждают медалями и орденами. 50 лет, с нуля он сделал вещь конкурентоспособную, которую смотрел весь Советский Союз, Россия. Да, сегодня КВН поддался той конъюнктуре, которой поддались практически все. И если бы не выражение этого заискивающего юмора в отношении Владимира Владимировича, то навряд ли бы вспомнили, что надо в очередной раз наградить Маслякова. Награждают, вообще такой междусобойчик получается самый настоящий. Либо ты должен быть в "Единой России", либо если ты отстранен от политики, ты ни в коем случае не должен критического слова сказать ни о партии, ни о политике, ни о рулевом. Циничная вообще вещь, когда между собой собрались, награждают, а представляют это, допустим, мы даем человеку, чабану, человек труда и мы награждаем его Героем, он отару спас в горах. Вот какие мы властители уважительные по отношению к людям труда. Не сказать, что я в активной политической оппозиции, но я очень критически отношусь к сегодняшней власти. И трибуна одна – "Фейсбук". И вот я герой соцтруда единственный в Академическом районе Москвы, а это где-то под сто тысяч жителей. То есть в Москве героев соцтруда человек двести. Идут разные празднества, посвященные Дню труда, ни один товарищ ни из какой структуры власти не то что не поздравил, не надо по телефону – пришли открытку. Ни одна собака. Был бы я в "Единой России", меня бы на руках носили. Тогда зачем вы строите из себя таких заботливых о людях? 70 лет, тоже ни одна собака не поздравила. А раз вы поздравляете и чествуете только своих, тогда к вам отношение со стороны остальных такое, как при этом опросе. Но отношение не только к вам, оно перекидывается на тех людей, которых вы награждаете. И Акчурин, получив награду, не добавил к заслуженной народной любви, действительно человек с золотыми руками, столько сердец и жизней спас, а убавил.
Елена Рыковцева: Иосиф, я хочу вас спросить на примере, может быть, Александра Маслякова, какое-то у нас возникает впечатление, что неслучайно орденом награждается передача. Два телевизионных деятеля были награждены сегодня – это Александр Масляков и специальный корреспондент канала "Россия", который мечется между Донбассом и Сирией, военный корреспондент Евгений Поддубный. Кто-то говорил из наших прохожих, что Масляков же не на войне.
Николай Травкин: Он тоже на войне – на пропагандистской. Выборы на носу. Кто самый главный, когда начинается выборная кампания? Пропагандисты. Поэтому их и надо награждать, вдохновлять надо.
Елена Рыковцева: Есть ли прямая связь между количеством контактов с президентом, его появлением в вашем театре, вашей лексикой, которую вы используете в его адрес, верноподданническими чувствами вашего коллектива и тем финансовым положением, в котором оказывается ваш коллектив?
Иосиф Рейхельгауз: Что президент, что руководитель театра, что любой гражданин нашей страны – это все люди с живыми нервами, с живыми мозгами. Естественно, когда ты понимаешь, о ком идет речь, тебе говорят, что есть тысячи артистов, нужно наградить одного, я понимаю, что президент не просматривает списки награжденных. Я не осуждаю Маслякова, только скажу, что в нашем театре, в Школе современной пьесы работает Елена Всеволодовна Санаева, выдающаяся русская актриса, дочь Санаева, вдова Ролана Быкова, ей через несколько месяцев исполняется 75 лет. Я уже три года представляю ее к званию народной артистки, три года мне присылают из Министерства культуры России отказ – она не заслужила. Она не заслужила своими фильмами, своей жизнью, своей работой. Я не знаю, к кому обращаться и о чем говорить. Я не о себе прошу, я прошу об актрисе, которая, выходя вечером на сцену, играет очень много спектаклей, снимается очень много. Она выходит – в зале начинаются овации, она народная любимая артистка. Но, наверное, кто-то ее не знает. Она ничего плохого не говорит, она и хорошего не говорит, она живет как живет, работает. Поэтому что мне обсуждать тех, кто получает. Я многократно награжден самыми разными государственными наградами даже самых разных государств, я благодарен, мне приятно, но это все, к сожалению, не совсем соотносится с делом, с работой. Конечно, когда президент заходит в определенный театр, видит его, понимает и отдает театральный квартал. А когда в другой театр он не заходит, причем там работает 11 народных артистов, то там после пожара три года согласовывают документы. Ничего плохого, все идет по графику, все идет медленно, спокойно, хорошо. Конечно, можно было бы быстрее, если бы кто-то наверху, а еще на самом-самом верху сказал бы – сделайте это быстро. Поэтому опять же люди, а не закон, люди, а не государственные структуры, выполняющие свои непосредственные чиновничьи обязанности. Сильно вовлечен человеческий фактор, очень сильно примешивается. Ну что теперь делать?
Елена Рыковцева: Вы сказали, что вы их не осуждаете. А себя вы не осуждаете, что вы не можете, как Ливанов, выйти и высказаться, как он. Тогда, может быть, ваши артистки получали заслуженных и даже народных, если бы вы добавили в свои тексты такие правильные и нужные слова, которые добавляют ваши коллеги?
Иосиф Рейхельгауз: Один из наших выдающихся российских поэтов написал: "Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу". Дальше можно цитировать.
Николай Травкин: У вас в театре, небось, ячейки "Единой России" нет. Должны благодарить, что вообще не дожгли.
Елена Рыковцева: Связь прервалась с Иосифом, доспросим потом. Всем рекомендую чтение, если кто хочет посмеяться на ночь, я распечатала с сайта президента "Кремлин.ру" сегодняшнюю расшифровку всего этого награждения. Советую почитать, потому что никакой Войнович так не напишет, как они свои тексты формулировали. Я не знаю, кто это, наверное, милейшая девушка по фамилии Мгоян, которая получила то, чего не получает Елена Санаева, заслуженную, она сказала правильные слова: очень хочется еще и еще в Сирию. Пусть Минобороны разрешит нам, коллеги погибли, но мы хотели бы, чтобы нам разрешили, мы на эту базу Хмеймим готовы всегда. Вот это правильный подход, который не то что обеспечит эти награды, но, наверное, как-то с пониманием будет воспринят руководителем государства. Когда приходит руководитель театра, надо говорить: а мы хотим на базу Хмеймим, пустите нас туда выступить. Согласны?
Николай Травкин: Я про это и говорю, что надо относиться к этому мероприятию как к мероприятию между своими. Собрались свои и награждают Владимира Владимировича Путина, высказывают ему свое восхищение, а не наоборот. За то, что тебе позволили это сделать, тебе предоставят какие-то блага. Что тебе нужно сделать? Показать, что ты патриот. А кто у нас патриот? Тот, кто любит Россию. А что такое Россия? Россия – это Путин. Путин сегодня говорит, что мы правильно воюем в Сирии, значит, я жизнь готова отдать, пустите меня в Сирию. Как не наградить такую самоотверженную женщину?
Елена Рыковцева: Или наградить, зная, что она скажет такие прекрасные слова, которые услышит страна. Иосиф, у вас ячейки нет в театре "Единой России", не в этом ли беда?
Иосиф Райхельгауз: Нет, у нас ничего нет, у нас нет никакой партии, ни профсоюза. Собственно, это же записано в нашей конституции, пока ее, к счастью, не меняли. Так что, извините, мы живем в соответствии с основным законом нашего государства.
Елена Рыковцева: Мне кажется, не сделал для себя правильных выводов руководитель театра.
Николай Травкин: Мало того, знаменитая и талантливейшая актриса Санаева, я уверен, не член "Единой России", а вы продолжаете провокационно подсовывать бумагу, чтобы ее наградили.
Иосиф Райхельгауз: 8 февраля, нехорошо женщинам объявлять возраст, но тем не менее, 70 лет выдающейся нашей актрисе, она столько сделала для нашей культуры, Татьяна Васильева. Я прошу правительство Москвы, я прошу в министерстве российском, я прошу в нашем департаменте, мне говорят – это очень много лет, это нельзя, должен быть разрыв. Очень много чего мне рассказывают. Я Васильеву приду, поздравлю, мы с ней выпьем, наверное, по рюмке и поздравим друг друга с ее юбилеем.
Николай Травкин: Васильева пусть в Сирию слетает. А еще лучше своим путем без Минобороны, партизанскими тропами появляется в Сирии, дает моноспектакль, говорит, что все это благодаря Владимиру Владимировичу, и будет орден.
Иосиф Райхельгауз: Я очень горжусь, у нас в труппе 10 народных артистов выдающихся, замечательных. Награды нужно просить, если к награде не представлять, то ее никто и не даст. Ее надо просить, на нее нужно оформлять огромное количество документов, согласований. Любое звание должно утверждаться Союзом театральных деятелей, Союзом кинематографистов, самыми разными общественными организациями, самыми разными государственными организациями. Проходит огромное количество согласований. Так чтобы действительно заслуженный человек получил заслуженную награду – это невероятно сложно, невозможно.
Елена Рыковцева: С нами на связи Артемий Троицкий. Мы хотели бы узнать ваше мнение по поводу сегодняшнего замечательного события, в котором необыкновенные прозвучали слова, как никогда любили сегодня награжденные Владимира Путина. Мы также хотели бы услышать, как вы понимаете критерии награждения государственными наградами? Сегодня ордена получили такие известные нашей аудитории люди, как Мария Захарова, голос МИДа, журналист ВГТРК Евгений Поддубный, Александр Масляков, Василий Ливанов, что вы думаете про все это?
Артемий Троицкий: Вы знаете, я услышал самое начало передачи, когда выступал Николай Травкин и сказал, что все это очень напоминает времена Леонида Ильича Брежнева, когда Леониду Ильичу лично выражали благодарность, все лица сияли восторгом от одного того, что прикоснулись к правой руке вождя и так далее. Это все очень похоже, но есть, конечно, и некоторые отличия. Одно отличие заключается в том, что, может, ситуация сегодня в каком-то смысле похуже, чем при Леониде Ильиче, то есть более мрачная, более непредсказуемая, более изолированная, да и страна намного слабее, чем был Советский Союз когда-то. Поэтому я так думаю, что на Владимире Путине на самом деле у очень многих сходится все, он является каким-то реальным не то чтобы лучом света, но чем-то стабильным, чем-то незыблемым в этом крайне тревожном, шатком и непредсказуемом мире. Я думаю, у Леонида Ильича как раз такого статуса не было. Здесь впечатление такое, что если не Путин, то все вообще к черту развалится. И поэтому я вполне допускаю, что многие ребята, получившие эти награды, они сияли совершенно искренне. Если был бы Медведев, было бы не то, не говоря еще о каких-то начальничках, но вот Путин – да, это уже почти Ким Ир Сен в нашей несладкой действительности. Так что понимаю я этих людей. Единственное, что еще меня удивляет и что является явно не соответствующим брежневской эпохе, – это то, что анекдотов нет. Я, правда, в России мало времени провожу, но что-то анекдоты совсем не появляются. Вспомните, сколько их было про дорогого Леонида Ильича, про Путина как-то неурожайно.
Елена Рыковцева: Они существуют, такие же, как и в КВН, где как бы о нем шутят, но он непременно крутой в этих анекдотах, это очень комплиментарные анекдоты. Над Медведевым скорее издевались кавээнщики, и Путину это очень нравилось. Он сидел и смотрел, как он в сравнении крут.
Артемий Троицкий: Я говорю не о кавээновских шутках, КВН всегда была лизоблюдская передача и в советское время, и сейчас тоже, я говорю про настоящие народные анекдоты, коих про Брежнева было огромное количество.
Елена Рыковцева: Я тоже про анекдоты в том числе. А вы это как объясняете, почему так мало?
Артемий Троицкий: Я не знаю, я думаю, сочинители анекдотов в основном уехали. Вторая версия, что и без анекдотов смешно. Абсурдность нынешней российской действительности серьезно превосходит действительность советскую. Советский Союз по-своему был государством достаточно логичным и непротиворечивым, другое дело, что там были к нему всяческие претензии идеологические и экономические, но это была такая четко сконструированная и логичная страна и государство. Что касается нынешней России, то очень странная, противоречивая, часто очень абсурдная и анекдотичная смесь. Эта анекдотичная смесь своей реальностью дает больше тем для анекдотов, чем какие-то заказные и выдуманные шуточки.
Елена Рыковцева: Это чистая правда. Это то, что случилось с последней книгой Владимира Войновича, когда жизнь оказалась смешнее, чем пародия на нее. Пародировать пародию трудно. Я предлагаю послушать то высказывание Владимира Путина, которое так встревожило, мне хочется оценить, адекватен ли уровень тревоги Василия Ливанова по поводу того, что он услышал от Владимира Путина.
Видео: Владимир Путин в Челябинске. Смотрите в видеоверсии эфира.
Елена Рыковцева: И за это наслал небеса Василий Ливанов на Владимира Путина, что не вздумай, не смей!
Николай Травкин: Не из-за этого. Он еще позже говорил, что рано принимать решение, идти или не идти. А здесь фраза вполне дипломатичная.
Елена Рыковцева: "Хотел бы завершить карьеру".
Николай Травкин: Он не говорил когда, в 2040 году или 2038-м.
Елена Рыковцева: Василий Ливанов хочет, чтобы никогда этого не случилось.
Николай Травкин: Не только Василий Ливанов хочет, каждый второй выступающий: не уходи, не уходи никогда.
Елена Рыковцева: Игорь Михайлович из Москвы, здравствуйте.
Слушатель: Исполнитель желаний он для них – такая фраза прозвучала из уст Артемия. Они добились своего, они на самом верху, это и неприкосновенность, и блага, и все остальное. Хочу по поводу Маслякова добавить: три канала смешат нас, все нас смешат, как нам живется, все в юморе. Если бы королева Англии вручала орден Бенни Хиллу или Трамп на своем ежегодном послании вручал бы орден, допустим, Джону Траволте, что бы они говорили?
Елена Рыковцева: Артемий, что вы думаете по поводу аналогии с Трампом?
Артемий Троицкий: Аналогия абсолютно в каком-то смысле неуместная, это два мира, два детства. Дело в том, что на Западе культура и искусство отделены от государства, государство если как-то соприкасается с культурой и искусством, то только в качестве спонсора. Что касается массовой культуры, то вообще никакого отношения государство категорически не имеет. Все поп-звезды, знаменитые актеры, комики и так далее от государства никак не зависят. Была скандальная только что история с Мадонной, которая обматерила Трампа. Как вы понимаете, если бы у нас Алла Пугачева высказалась как-нибудь резко по поводу Путина, в общем-то это был бы славный конец Аллы Борисовны, то есть никаких больше эфиров, никаких больше концертов, вообще ничего, а может быть, даже какие-нибудь аресты и посадки. В данном случае Мадонна хамила и отвязывалась, естественно, никак это на ее карьеру не повлияет. Это совершенно два разных мира, есть мир шоу-бизнеса, есть мир политики, есть актеры, есть государственные деятели, и все они как ветви власти друг от друга абсолютно не зависят. Поэтому в той же Америке или Британии такого рода церемонии в принципе невозможны. Изредка так бывает, "Битлз" получили ордена Британской империи из рук Елизаветы Второй, но это уникальный случай в истории, об этом до сих пор помнят. А вот так, чтобы на регулярной основе, тем более с таким обожанием и чинопочитанием, нет, этого не имеется.
Елена Рыковцева: Казалось бы, люди уже всего добились, зачем им унижаться, у них уже есть эта государственная награда, зачем им говорить, что железные дороги процветают благодаря Владимиру Путину? Ему уже 90 лет, этому человеку, он уже все получил от этого государства, едва ли он завтра получит еще один орден. Зачем сегодня говорить так, а не иначе?
Артемий Троицкий: Я уже сказал, что, на мой взгляд, есть люди, их достаточно много, которые говорят это искренне, потому что есть у них такое ощущение, что если не Путин, то каюк. С другой стороны, делают это из каких-то обычных соображений, начиная от карьеризма и кончая вежливостью. В принципе вся эта история с госнаградами, званиями и так далее сейчас не имеет такого смысла, какой она имела в Советском Союзе. Потому что в СССР она имела очень четкую материальную составляющую тоже. То есть если вы заслуженный артист, то вы получаете за выступление столько-то денег, с такой-то надбавкой, если вы народный, то с такой-то, если вы народный СССР, то с еще большей надбавкой. Все эти звания отливались в прямой и непосредственный звонкий рубль. Сейчас, по-моему, этого нет, насколько мне известно. Кажется, что сейчас это в чистом виде символика и карьеризм.
Николай Травкин: Я бы здесь не согласился. Если ты критикуешь власть, ты не будешь каждый год по две недели подряд вести "Огонек" новогодний, а это и есть материализация твоей лояльности к власти, хлеще еще стимул, чем был в Советском Союзе. Почему они так говорят, человек заслуженный, жизнь прожил и так далее? Двуличие сидит в нас генетически с советского времени. Этот же Фадеев, который сегодня "без вас железные дороги остановятся" и так далее, он выйдет из зала, с приятелем под руку пойдут: развалили, все разворовали. Этот ученый, который говорит, что химия без вас, Владимир Владимирович, не развивалась бы, со своим собратом-академиком завтра будут: черт возьми, разворовали всю академию, все уехали за рубеж, науке каюк. Сама ситуация: тебя пригласили в Кремль, тебя награждают, ты должен говорить хорошие приятные слова тому, кто тебя награждает. Сумасшедших-то нет, ему орден, а он начнет ему оппозиционные речи говорить.
Елена Рыковцева: Оцените, пожалуйста, орден Дружбы народов для Марии Захаровой.
Николай Травкин: Мария Захарова – это не просто рупор МИДа, это надежа России, это та женщина, которая олицетворяет Россию, – наглая, в горящую избу, коня, что угодно.