Ссылки для упрощенного доступа

Экскурсия в темноте


Незрячие гиды в киевском Музее темноты "Три после полуночи" проводят экскурсии в темноте. Это своего рода путешествие в мир незрячих. Рассказывает Елена Холоденко.

"Три после полуночи" – самое темное время суток. А также – название единственного в Украине музея, где все экскурсии проходят в полной темноте в сопровождении незрячих гидов. Но тьма в Музее в темноте кромешнее, чем перед рассветом. Для чего такое глубокое погружение? Как оживает темнота, чем наполняется? Благодаря чему понятнее и ближе становится нам мир незрячих людей? Весной 2017 года бизнес-аналитики в сфере IT Алина Марненко и Владимир Дидус, основатели киевского Музея в темноте, загорелись идеей открыть эти тайны.

Алина Марненко сооснователь и руководитель киевского Музея в темноте "Три после полуночи":

Алина Марненко
Алина Марненко

Идея сама нашла нас. Наши друзья побывали в таком музее в Германии. Они не помнят, чем конкретно занимались во время экскурсии, но у них были достаточно сильные воспоминания, экскурсия очень сильно повлияла и на их жизнь, и на их восприятие себя, и на отношение к другим людям. Меня потрясло, что, во-первых, это какое-то уникальное сочетание развлечения с очень важной социальной ценностью. Для нас это был не бизнес-проект, а скорее – реализация своего желания открыть такой музей в Украине и посмотреть, что из этого выйдет. Все потенциальные гиды сказали, что им интересно поучаствовать в проекте, но от некоторых звучал скепсис: "Я не очень верю, что зрячие люди действительно будут тратить время, чтобы прийти и понять, как мы живем". Тем не менее, люди заинтересовались – и часть кандидатов стали нашими постоянными гидами.

Многих удивляет, что незрячие приходят к нам на экскурсии. Казалось бы – экскурсия в темноте, зачем незрячим приходить. На то есть две причины. Во-первых, если говорить о прогулке в темноте, то для них это развлечение, квест. Им интересно выполнить задания, которые мы придумали, и пообщаться с гидом. Для людей, которые недавно потеряли зрение или испытывают страх потерять остаток зрения, экскурсия в темноте и общение с нашим гидом могут быть в определенном смысле реабилитацией или психологической поддержкой.

Второе важное направление нашей деятельности – это доступное искусство для незрячих: скульптура, тактильная живопись и архитектура.

Бывают курьезные случаи: когда дети думают, что если человек не видит, то он и не слышит

Очень заметна разница в восприятии и поведении на экскурсиях у детей младшего возраста и подростков. У младших присутствует еще непосредственность в общении, в том числе с незрячими людьми, а у подростков уже видна навязанная обществом стереотипизация. Когда они видят незрячего гида, у них включается барьер, ступор. Они думают, что надо себя вести как-то особенно. Бывают и курьезные случаи: когда они думают, что если человек не видит, то он и не слышит. Все это порождается и стереотипами в обществе, и отсутствием корректной информации. В целом школьники – это почти половина наших посетителей.

Сама наша экскурсия является выводом из привычных условий, потому что подавляющее число наших посетителей никогда не бывали в подобной темноте. Попадание в условия, когда визуальных ориентиров вообще не существует, и в этот момент организм начинает приходить в шок, как раз и является таким стрессовым моментом. В этот момент мозг перестраивается на все остальные органы чувств, они обостряются.

Для нас очень важно было при создании экскурсионного пространства, чтобы все было максимально реалистично. Если локация "Улица", у нас стоит настоящий светофор, лежит брусчатка, холодильник в квартире обязательно морозит. Попадая в эти условия, человек чувствует, что он в повседневной обычной жизни, но – в темноте. И благодаря реалистичности он забывает, что находится на экскурсии.

Отдельная категория реакций – когда люди пришли "за компанию" с кем-то, относясь к музею скептически, а потом выходят и говорят: "Вау! Я просто не представлял, что такое может быть". Перед открытием "Три после полуночи" ни мы, ни гиды не осознавали масштабность музея и то, насколько он может быть эффективен и полезен для общества.

Ярослав Плюта – незрячий гид Музея в темноте "Три после полуночи":

Ярослав Плюта
Ярослав Плюта

Я воспринимаю мир зрячих людей обычно, как это делаете вы. Поскольку являюсь человеком, который потерял зрение в процессе жизни. Я могу представить и понять абсолютно любую визуальную информацию: как выглядит тот или иной объект, цвета. Я потерял зрение в детстве, соответственно, некоторые картинки для меня более четкие, некоторые – менее.

Человек приходит, попадает в полную темноту, и его ощущения и чувства начинают давать ему больше информации. Это и есть "закрыть глаза, чтобы увидеть больше". Мы на полтора часа у человека отнимаем его основной источник информации, и он, полагаясь на остальные ощущения и чувства, открывает для себя что-то новое.

Человек в необычных условиях для себя, пробуя тот же кофе, получает совершенно другие ощущения от этого напитка. Для него вкус становится более насыщенный, яркий. Когда мы переходим дорогу, ежедневный звук машин в городе при обычных условиях для людей почти незаметен. Попадая в темноту, люди говорят, что автомобили гудят сильнее, шума намного больше.

Человек попадает в полную темноту, и его ощущения и чувства начинают давать ему больше информации

Экскурсия "Почувствуй Киев" – интерактивная. Человек на протяжении всей экскурсии что-то делает, чем-то занят: слушает меня, что-то щупает, трогает, слушает. И это один из факторов: когда человек все время что-то делает, страх уходит на второй план. К тому же очень важно самому быть спокойным, уверенным. Как правило, именно на уличных прогулках люди говорят, что я сначала боялся/боялась, но потом разговор гида меня успокоил и все было в порядке. Если человек зацепил тростью столбик или клумбу, ты должен ему объяснить, сказать, чтобы он не волновался. Буквально каждый клочок пространства вокруг я описываю, объясняю. Чтобы человек понимал: у гида все под контролем.

В нашем музее замечание "Не трогай!" имеет обратный эффект, наоборот, все надо трогать. А замечание "Тихо!" работает с двойной силой. Детские группы, когда начинают шуметь, создают белый шум, мешая самим себе, и могут недополучить информацию. Поэтому, если дети очень активные, мы их успокаиваем.

Если взрослая экскурсия полтора часа длится, то детская – 55 минут. И бывает, ребенок приходит с детской группой, а потом зовет родителей на длинную, полноценную прогулку. Я спрашиваю, как вы о нас узнали. Родители говорят: Машенька-Катенька была на экскурсии с ребятами из школы и прожужжала нам все уши. И вот мы пришли.

Наиля Салимова – незрячий гид Музея в темноте "Три после полуночи":

Наиля Салимова
Наиля Салимова

Зрение я потеряла в 5 лет, но ощущение световосприятия оставалось до 8–9. Потеря зрения не была чем-то шокирующим. Может, потому что это сопровождалось болезненными ощущениями от светобоязни. К тому же я теряла зрение в течение 1,5 лет, постепенно. Одиночества и чувства, что я не такая, как все, не было. Мы много играли с младшим братом, и я не чувствовала себя другой. И только лет в семь-восемь мальчик во дворе назвал меня слепой. Для меня было шоком, что я не такая, как другие дети.

Помню, я начала ходить с тростью. Когда человек берет трость, видимо, он осознает, что слепота навсегда, на всю жизнь. Но он становится более самостоятельным. Самое сложное для меня было идти с тростью возле своего дома. Мне было лет 25. Бабушки возле подъезда говорят: "Ось дівчинка іде з паличкою, біднесенька. Раніше вона з кимось ходила, а тепер сама йде". Со временем я перестала обращать на это внимание.

Человек зрячий может увидеть больше – почувствовать больше, ощутить на ощупь, погрузиться в мир других людей. Люди могут не обращать внимания на незрячих людей, у них не возникает мысли, что кому-то нужна помощь. Однажды женщина помогла мне найти вход в метро, а потом оказалось, что пару лет назад она побывала в нашем музее и теперь всегда обращает внимание на незрячих людей, людей с другими физиологическими проблемами и предлагает им свою помощь.

Если влюбленные приходят в музей, думаю, что их не смущает гид. Иначе они бы не приходили. Можно ли увлечься и забыть, что рядом гид? Про гида не забудешь, потому что он разговаривает: предупреждает, дает какие-то задания, руководства.

Пришли на экскурсию дети – девочки 6-го или 7-го класса. Одна девочка так расчувствовалась, что заплакала навзрыд. То ли ей стало незрячих людей жалко, то ли она прониклась, как они живут. Она быстро успокоилась, но вот у нее была такая моментальная реакция.

К нам приходят посетители, которые много путешествуют. Недавно у нас был посетитель, который каждый год посещает подобный Музей в темноте в какой-то из стран Азии. Был в Сингапуре и еще в пяти странах.

Николь Полищук – менеджер Музея в темноте "Три после полуночи":

Николь Полищук
Николь Полищук

Очень важные вещи мы доносим с помощью предоставления какого-то опыта и доступного эффективного формата. Человек попадает в темноту и выполняет повседневные вещи из своей жизни: переходит дорогу на улице, покупает кофе, пробует налить воды в чашку. Это очень рутинные для нас вещи, которые мы выполняем с помощью зрения в основном. А тут мы лишаемся такой возможности, и у нас начинают обостряться наши другие органы чувств, мы начинаем больше внимания обращать на них.

Яркий случай – на одной из локаций есть задание перейти дорогу. Ты это делаешь в полной темноте. И когда люди выходят, они буквально на себе чувствуют, насколько неправильно припаркованный автомобиль может мешать переходить дорогу. Люди узнают много информации, которую смогут потом внедрить в свою жизнь.

Экскурсия в темноте – это комплексное погружение, это 150 кв. м, это длится полтора часа, ты выполняешь много разных заданий, действий из повседневной жизни. Экскурсия "Почувствуй Киев" – совершенно другой формат. Мы гуляем настоящими улицами, нас ждут настоящие препятствия. Это возможность прочувствовать родной город в совершенно другом ракурсе. Проверить на доступность, почувствовать с помощью тактильных чувств, вкуса, запаха – познакомиться с ним по-новому.

Мы работаем в формате эдьютейнмент – это образование с помощью игры. Доносим важные вещи интерактивным, доступным, эффективным способом. У взрослых мы меняем отношение к незрячим людям, а у детей – мы его формируем. Мы убеждены в том, что такие вещи, как эмпатия, толерантность, их нужно развивать с самого детства и с самого детства формировать правильное представление о людях с инвалидностью. Но мы это делаем не в виде скучных лекций, а даем им возможность на собственном опыте все прочувствовать. Ты проходишь через то, через что проходят незрячие люди. Дети бывают удивлены тем, что незрячие люди пользуются телефонами, могут быть программистами, – мы им буквально открываем глаза, как живут незрячие люди и чем я могу быть полезен для незрячих людей. У нас в принципе не существует табу на вопросы – посетители могут задать любой вопрос нашему гиду. У детей эти вопросы не всегда корректные, но именно они помогают сформировать картину, как живут незрячие.

Дарина Дячук – проектный менеджер Музея в темноте "Три после полуночи":

Дарина Дячук
Дарина Дячук

Итак, вы сейчас окажетесь в очень необычных условиях – условиях полнейшей темноты. Тут за дверью большое пространство, пять разных локаций, каждая из них реалистично воссоздает какое-то место из повседневной жизни. То есть вы как будто будете проживать свой день, но в очень необычных условиях. Но не переживайте: с вами всегда будет незрячий гид, который поможет вам адаптироваться и ответит на все ваши вопросы. На одной из локаций вам понадобится трость, вы ее держите как продолжение указательного пальца, проводите, прощупывая пространство перед собой. Где не была трость, туда нога не ступает…

Комната отдыха предназначена для того, чтобы адаптироваться после выхода из темноты, познакомиться со своим гидом, которого вы не видите до сих пор. Также это пространство активностей. В комнате отдыха есть лабиринт, крестики-нолики, шахматы, шашки, домино и даже морской бой, адаптированные для игры вслепую.

Король нашего стола – как писать шрифтом Брайля. Трафарет, грифель и алфавит – наши инструменты. Но не все так просто: есть специальная методика. Мы пишем справа налево и зеркально, чтобы, перевернув, можно было читать нормальный текст – слева направо. Грифель издает определенный звук. Когда незрячий человек, например, конспектирует за лектором, можно услышать характерные звуки.

Во второй части этого выпуска передача из цикла "Писатели и музыка". Автор цикла Владимир Абаринов.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG