Мотивируя отказ выдачи Андрея Лугового Великобритании, Москва ссылается на Конституцию страны, запрещающую экстрадицию граждан России. Однако правозащитники напоминают, что в последние годы российские граждане выдавались иностранных государствам. О том, так ли это, в интервью Радио Свобода говорит председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина:
- Да, конечно. Это было не раз, когда выдавались наши граждане. Правда, достаточно часто после этого уже постфактум Россия, как бы оправдываясь, лишала их гражданство или выражала какое-то сомнение о его наличии. Так было первый раз, насколько мне известно, в 2002 году, когда Мурат Гарабаев был выдан. Он был одновременно гражданином Туркменистана и России. Он был выдан по просьбе Туркменистана. Правда, потом с помощью привлечения механизмов Европейского суда и очень активной работы адвокатов, он был возвращен в Россию. В 2005 году Алишер Усманов, российский гражданин, был даже похищен. Когда он выходил из тюрьмы, где он отбывал срок за мелкое правонарушение, он был похищен спецслужбами и отправлен в Узбекистан, где получил 8 лет тюремного заключения. Россия не занималась его возвращением и не интересовалась судьбой этого человека.
Таких случаев достаточно много. Обычно они связаны с таким любезным желанием сделать приятное господину Каримову, в первую очередь. Почему-то в хороших отношениях именно с этим режимом Россия оказывается очень заинтересованной.
- Можно ли вспомнить какие-то случаи выдачи российских граждан в связи с событиями в Андижане? У тех людей, которые были выданы, у них были российские паспорта?
- Да, с событиями в Андижане связана история ивановских узбеков, которая тянется по сегодняшний день. Один из них был гражданином России. Он, правда, был выпущен из тюрьмы, но он был очень близок к тому, чтобы подвергнуться решению об экстрадиции. Он просто уехал. Он покинул Россию.
- А были ли с вашей стороны попытки предотвратить выдачу людей с российскими паспортами? Если - да, то какие ответы вы получали чаще всего от официальных лиц?
- Мы получали очень разнообразные ответы. То мы получали ответы, что это люди граждане России, то - не граждане России, что они пропали в неизвестном направлении. Мы получили совершенно фантастический ответ, что человек был по просьбе его друга отдан из тюрьмы этому другу в 5 часов утра. Например, вот такой замечательный ответ. Жена приходит в 8 часов встречать мужа из мест заключения, а ей говорят, что вот попросил, пришел друг в 5 часов. И вот так любезно его отдали этому другу. Дали возможность ему покинуть тюрьму. Потом человек оказался в Узбекистане.
- С точки зрения международного права, у России есть основания выдать Великобритании Андрея Лугового?
- По 15 статье Конституции, общепринятые принципы и нормы международного права (4 часть 15 статьи) и международные договоры являются составной частью законодательства Российской Федерации. И если международным договором установлены иные правила, чем российским законодательством, то приоритет за международными договорами. Поэтому, я считаю, что в силу вот этой части 4 статьи 15 Россия в такой ситуации должна была бы отдать своего гражданина, в такой ситуации, когда он обвиняется в таком страшном преступлении, опасном не только для одного какого-то лица - а общественно опасном. Понятно, что то, что было сделано в процессе уничтожения одного человека, несло опасность огромному числу лиц. Это совершенно недопустимо. Если есть веские основания, российским юристам и российским адвокатам никто не мешает защищать Лугового - но если есть основания его подозревать, то, я считаю, что он должен быть выдан. Там должно рассматриваться это дело по всем правилам юриспруденции.