Ссылки для упрощенного доступа

Коллекция Ростроповича и Вишневской выставлена на Sotheby’s


На торги в «Сотбис» выставлены живопись, графика, произведения декоративно-прикладного искусства XVII-XX веков
На торги в «Сотбис» выставлены живопись, графика, произведения декоративно-прикладного искусства XVII-XX веков

18 сентября в лондонском аукционном доме «Сотбис» (Sotheby’s) стартует аукцион произведений русского искусства из коллекции недавно скончавшегося всемирно известного виолончелиста Мстислава Ростроповича и его вдовы Галины Вишневской.


На торги в «Сотбис» выставлены живопись, графика, произведения декоративно-прикладного искусства XVII-XX веков, которые находились в парижской и лондонской квартирах Ростроповича и Вишневской, — всего 450 лотов. В этой коллекции картины Брюллова, Венецианова, Боровиковского, Александра Иванова, Айвазовского, Репина, Николая Рериха, Кустодиева, Левитана, Нестерова и других выдающихся русских художников.


Галина Вишневская решила окончательно переехать в Россию, и это стало причиной продажи коллекции. Певица вспоминает, что, когда в 1974 году ее и Ростроповича вынудили покинуть Советский Союз, а затем лишили советского гражданства, они уехали из Москвы буквально без гроша. У Ростроповича, говорит она, с собой были только виолончель и собака Кузя, а у нее — два чемодана и двое детей. Через несколько лет они купили в Париже, а затем и в Лондоне квартиры и решили сделать их русскими домами. Так началось их собирательство произведений русского искусства, которое продолжалось 30 лет.


И сейчас Вишневская хочет, чтобы собранные ею и Ростроповичем сокровища достались знатокам — людям, способным их оценить. Я попросила охарактеризовать выставленную на торги коллекцию Ростроповича и Вишневской главу отдела русского искусства «Сотбис» Джоанну Викери: «Я хочу сказать, что [в коллекции] отображается определенный вкус двух человек, двух личностей. Это чувствуется, когда вы листаете каталог. Вы увидите, что здесь есть объединяющий момент. И я бы сказала, что предпочтение было отдано дореволюционному искусству».


— На ваш взгляд, профессиональный, что самое интересное среди этой коллекции? Понимаю, что это трудно выделить, но, тем не менее.
— На мой взгляд, одна из самых важных работ [в коллекции] — это портрет Авроры Демидовой кисти Карла Брюллова. Это очень редкий портрет. Работы [Брюллова] очень редко встречаются на аукционах. Это работа отличного качества.


— Скажите, а как случилось, что Галина Вишневская обратилась именно к вам, чтобы продать эту коллекцию? И, вообще, почему она решила от нее избавиться?
— Отношения между аукционным домом «Сотбис» и Ростроповичем и Вишневской существовали давно. Они на [наших аукционах] покупали много важных работ [своей] коллекции. Допустим, Борис Григорьев. Его картины «Лики России», «Сокровища ангелов» — это все было куплено у нас. Поэтому, мне кажется, она и обратилась к «Сотбису». Почему она продает коллекцию? На это, наверное, есть личные причины. Они собирали коллекцию вместе. Я думаю, что после смерти Ростроповича, хотя они оба вместе приняли решение продать коллекцию еще до его смерти, я думаю, что для нее, наверное, уже прошло желание добавлять что-то еще в коллекцию. Она, наверное, [она] просто считает, что у нее в жизни начался новый этап.


— Насколько я понимаю, сейчас продается только часть этой коллекции, то, что находилось в Париже и в Лондоне. Я припоминаю, что Ростропович говорил, что он намеревался устроить музей в Петербурге. А вот, что с этой идеей, вам неизвестно?
— Я знаю, что у них есть еще работы в России, которые находятся в Петербурге. Это не вся коллекция, хотя среди тех работ, которые я имела честь посмотреть, это основная часть.


— Как вы полагаете, ожидается ли какая-то конкуренция российским покупателям на этом аукционе Ростроповича-Вишневской?
— Я думаю, что конкуренция будет не только среди русских покупателей, но и среди западных покупателей. Потому что нельзя забывать, что эти фигуры — Ростропович и Вишневская — они широко известны всему миру. Мне кажется, что их поклонники, которые собирают шедевры для своих коллекций, они серьезно отнесутся к этой коллекции.


— Джоанна, что вы ожидаете от этого аукциона в финансовом отношении?
— В финансовом отношении на сегодняшний день мы оцениваем коллекцию между тринадцатью и двадцатью миллионами фунтов. Поскольку Вишневская и Ростропович такие знаменитые личности, я думаю, что это подогреет интерес среди покупателей. Мы думаем, что на аукционе будет достаточно много рекордов.


XS
SM
MD
LG