"Господь Бог и Святая Церковь благословляют только ту армию, которая не проявляет агрессии, но единственной целью которой является защита и оборона своего народа и государства, в его международно признанных территориальных пределах".
C этими словами болгарский патриарх Неофит обратился к верующим на праздник Богоявления в начале января. Теперь становится понятным, что тяжело болевший предстоятель Болгарской православной церкви (БПЦ) – он покинул сей мир 13 марта – хотел сказать мирянам: вечная зависимость его церкви от грозных братьев во Христе, находящихся в Москве, имеет свои пределы. "Разрушительная война против братской Украины", "ужасающее для нашей христианской совести военное столкновение" – пастырь, ранее бывший весьма осторожным, не мог выразиться яснее.
Церковь-сателлит
Русская православная церковь (РПЦ) никогда не скрывала своего начальственно-покровительского отношения к церквам славянских стран. По окончании Второй мировой войны многие из них были вынуждены копировать и систему отношений РПЦ с государством. Иногда возникали исторические анахронизмы: с русским духовенством коммунистический режим расправлялся, по прямому указанию Ленина, сразу после большевистской революции, в то время как в Болгарии такой период наступил только после коммунистического переворота в сентябре 1944 года.
Репрессии так или иначе коснулись пятой части духовенства, свидетельствует портал bogoslov.ru. Священнослужителей арестовывали, отправляли в лагеря, переселяли, лишали пенсии, заставляли проходить специальное анкетирование для доказательства своей лояльности официальной власти. Не пощадили и тогдашнего главу БПЦ, софийского митрополита Стефана. После тридцатилетнего перерыва он был избран в 1945 году экзархом (главой) Болгарской церкви, но уже тремя годами позже отстранен от дел и до самой смерти проживал в фактической ссылке в сельской местности. Несмотря на высокую религиозность послевоенного болгарского общества, установление полного государственного контроля над церковью реального сопротивления не встретило. Более того, в полном соответствии с советской практикой тринадцать из пятнадцати епископов – членов Священного синода были завербованы спецслужбами. Это стало известно из архивных материалов Комитета госбезопасности, рассекреченных в 2012 году.
В постсоциалистической Болгарии БПЦ активной общественно-политической роли не досталось, за что иногда её называют "невидимой церковью". При этом уровень доверия к ней как институту остаётся весьма высоким, в основном благодаря тому месту, которое церковь занимает в морально-историческом сознании нации. Внешняя политика БПЦ долгие годы в значительной мере определялась отношениями с РПЦ. Большинство высших болгарских церковных чинов учились в российских духовных заведениях, и это привычное обстоятельство само по себе определяло иерархию отношений.
- Патриарх Неофит (в миру Симеон Димитров) в сентябре 1967 года поступил, а в 1971 году окончил Софийскую духовную академию, после завершения которой был направлен на специализацию в Московскую духовную академию. За труд "Московское синодальное направление в русском церковном пении и его значение" был удостоен степени кандидата богословия. Одновременно с аспирантурой окончил регентское отделение при Московской духовной академии. "Золотой камертон регентского класса" ему вручил патриарх Московский и всея Руси Пимен. По возвращении из Москвы в сентябре 1973 года Неофит был назначен преподавателем восточно-церковного пения и регентом студенческого хора в Софийскую духовную академию.
Характернейшие проявления зависимости БПЦ от "старшей сестры" продемонстрировал громкий скандал 2012 года, когда прихожане церкви Святого Николая Мирликийского в Софии, известной также как "русская церковь Николая Чудотворца", направили тогдашнему болгарскому патриарху Максиму и одновременно патриарху Московскому письмо с просьбой "оказать содействие в немедленном отзыве настоятеля храма игумена Филиппа (Андрея Васильцева)". По словам ста с лишим активных прихожан, русских и болгар, представитель патриарха Московского и всея Руси при патриархе Болгарском Филипп стал самовольно разделять прихожан храма по этническому признаку, превращая церковь в чисто российский храм, для чего вывел из состава клира двух болгар – служившего там пятнадцать лет священника, духовника большинства прихожан, а также диакона. В итоге многие болгары покинули приход. Просьбы о диалоге настоятель воспринимал как бунт и неповиновение церковной власти. В храме установилась "гнетущая и отравляющая атмосфера", говорилось в письме. Кроме того, как рассказывал профессор Софийского университета имени святого Климента Охридского историк Калин Янакиев, настоятель Филипп создал и благословил военизированную организацию "Казачья станица" по образцу Войска Донского: "Это были корпулентные мужчины, задача которых состояла в том, чтобы стоять за спиной непокорных прихожан и требовать к себе уважения".
В итоге в мае 2012 года российскому послу была вручена нота с просьбой проверить утверждения о неправомерном поведении российского священника и принять необходимые меры с российской стороны.
История повторилась в сентябре 2023 года, когда из Болгарии был выслан следующий настоятель "русской церкви" – архимандрит Вассиан (Николай Змеев). Власти обвинили его в "деятельности, направленной против национальной безопасности". Одновременно этот церковный чин был объявлен персоной нон грата в Северной Македонии. Основные его заботы были направлены на внесение раскола в Македонскую православную церковь – Охридскую архиепископию (МПЦ-ОА). Она добивается автокефалии, в то время как РПЦ не признаёт решений о статусе церкви в Северной Македонии, принятых без участия Сербской православной церкви. И несмотря на то что патриарх Неофит лично назначил священников из Софии для служения в "русской церкви", она оставалась закрытой до тех пор, пока из Москвы не прибыл новый настоятель.
Российское государство начало действовать через свои церкви по всему миру
С началом полномасштабной войны России против Украины, отмечает профессор Янакиев, обнаружилось, что "российское государство начало действовать через свои церкви по всему миру, поскольку после масштабных санкций делать это через бизнесменов и даже дипломатов становилось все труднее и труднее". Русская церковь в Софии, по его словам, и вовсе превратилась в "жреческую коллегию диктатора Путина". Определённых успехов она достигла. Из России, продолжает учёный, в Болгарию проникли и распространились теории заговора, связанные с западными странами. "Те, кто пришел в церковь в последние годы, особенно молодежь, сильно индоктринированы этими теориями. Большинство из них – страстные русофилы. Они вообще не могут слушать аргументы. Сказать, что Россия – агрессор, что она совершает зверства, – такого не может быть. Они в это не верят".
Прощание
78-летнего патриарха Неофита провожали всем миром. Для прощания с ним в храм-памятник Святого Александра Невского – такой статус имеет кафедральный патриарший собор Болгарской православной церкви в Софии – выстраивались огромные очереди. Некоторые аналитики увидели в этом спонтанно проявившиеся протестные настроения простых болгар: их недовольство корыстными политиками, неспособными создать стабильные институты законодательной и исполнительной власти, невысоким уровнем жизни и другими неприятными жизненными обстоятельствами.
Покойному патриарху простили всё, в том числе вербовку в 38-летнем возрасте в качестве агента Шестого управления ДС (госбезопасность) по борьбе с идеологической диверсией под псевдонимом "Симеонов"; вербовщик – майор Кирил Котов, кураторы – он же и капитан Ангел Славчев. Как отмечалось в характеристике Шестого управления в обоснование вербовки, новый агент "проявлял безграничную преданность и любовь к Советскому Союзу, советскому народу, а также делу и линии, проводимыми Русской православной церковью".
После восстановления демократического правления в Болгарии Неофит повинился, сказав, что никогда не хотел сделать кому-то что-то плохое и не пользовался привилегиями, которые предоставляли секретные службы. И действительно, специальная комиссия выяснила, что его досье содержало только информацию о его собственной деятельности, и в нём не было никаких документов, которые могли бы скомпрометировать других людей. Так что в марте 1990 года новый орган госбезопасности – Национальная служба защиты Конституции, переименованная позже в Службу национальной безопасности, дал епископу Неофиту ещё одну, окончательную характеристику: "Весьма религиозен, привязан к церкви, сформировался как один из консервативных молодых представителей высшего духовенства, ратующих за сохранение старых традиций в православной церкви. Активно занимался расширением религиозной деятельности после процессов перестройки и демократизации, начавшихся в социалистических странах, стал открыто поддерживать тезис о полной независимости и невмешательстве государства в религиозную деятельность и церковное управление". С этой грамотой Неофит успешно продолжил церковную карьеру и в феврале 2013 года возглавил БПЦ.
Последний скандал
На похороны Неофита российский патриарх Кирилл, называвший войну в Украине "милостью Божьей", о чём здесь помнят, формально приглашен не был. Зато там присутствовал глава Украинской православной церкви (УПЦ) Киевского патриархата митрополит Киевский Епифаний (Сергей Думенко), которого включил в свою делегацию Вселенский патриарх Варфоломей. Это также было воспринято как знак того, что БПЦ дистанцируется от Русской православной церкви. "Такое сильное потрясение – с войной между двумя православными народами, русским и украинским, трудно пережить", – объяснил отсутствие приглашения главе РПЦ митрополит Варненский и Велико-Преславский Иоанн, избранный после смерти патриарха вице-председателем Священного синода.
По-другому взглянула на ситуацию посол России в Болгарии Элеонора Митрофанова. Московский патриарх Кирилл не будет присутствовать на похоронах болгарского патриарха Неофита, "большого друга России", сказала она, потому что у него встреча и совместные мероприятия с сербским патриархом. "Это циничное заявление, – пишет factor.bg, – показывает, каково на самом деле отношение Русской и Сербской церквей к Болгарии. В качестве оправдания отсутствия Кирилла посол объяснила, что никто из Болгарии его не приглашал. Митрофанова, видимо, не знает, что на похороны не приглашают, а только присылают извещения о смерти, и каждый, кто хочет проводить покойного и попрощаться с ним, имеет такое право".
Битва за контроль над церковью будет идти через те же разделительные линии, что пересекают всю страну
В день траура посол возмущалась тем, что в Софии находится предстоятель новой Украинской православной церкви, которая отделилась от Московского патриархата и была признана Вселенским патриархом Варфоломеем. "Это не просто напряженность, а огромная провокация против Болгарской церкви в том числе. Это провокация, потому что эта церковь не признана Болгарской церковью. Это абсолютная провокация со стороны Фенера (исторический район Стамбула, где находится резиденция Вселенского патриарха. – РС)", – подчеркнула Митрофанова.
Кто наследует престол
Собор Болгарской православной церкви, на котором будет избран новый предстоятель, состоится 30 июня. Согласно процедуре, в качестве кандидатов на патриарший престол будут выдвинуты три епархиальных митрополита из девяти, отвечающих необходимым требованиям (всего их пятнадцать).
"Битва за контроль над церковью будет идти через те же разделительные линии, что пересекают всю страну. Эти два течения – пророссийское и евроатлантическое. Они есть и в нашей православной церкви. Такт, с которым патриарх Неофит решал эти проблемы, будет очень востребован", – говорит обозреватель Иван Гарелов. По его словам, большинство потенциальных кандидатов в преемники патриарха Неофита имеют пророссийские настроения, и они условно делятся на три группы – "умеренно пророссийскую, пропутинскую и мракобесное русское крыло". Существует только один кандидат, представляющий евроатлантические ценности, – 81-летний митрополит Американский, Канадский и Австралийский Иосиф.
Здесь отмечают, что митрополит Иосиф стал первым болгарским священнослужителем, который публично признал свои связи с секретными службами коммунистического режима и объявил, что готов уйти в отставку и удалиться в монастырь. В июне 2008 года он опубликовал обращение к болгарскому народу, в котором попросил прощения у всех, кому мог причинить вред. Священный синод решил не принимать отставку.