Специально для сайта Михаил Бутов Великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому, много размышлявшему о цели и полезности для жизни того, что люди называют искусством, в самом страшном сне не могло бы присниться, что одна из его праправнучек будет в Швеции петь кабацкую музыку негритянских корней. (Именно такой, вне всякого сомнения, был и остается практически весь более-менее мейнстримовый джаз ─ в этом его сила и источник живой энергии). Ветвь шведских Толстых идет от сына писателя Льва Львовича. Однажды, будучи в Швеции, Лев Львович вынужден был обратиться к известному врачу доктору Вестерлунду. В итоге, он влюбился в дочь доктора Дору, женился на ней и остался в Швеции навсегда. Отдаленный результат этого союза, тридцатилетняя красавица (и это не штамп, внешность у нее действительно незаурядная) Виктория считает себя, разумеется, стопроцентной шведкой. Русского языка она не знает, и Льва Толстого не читала, даже в переводе, но рано или поздно собирается. К своим русским корням она относится, судя по интервью, со спокойной, достойной гордостью, и демонстрирует примерную осведомленность в родословной своей семьи. Отец Виктории был профессором музыки в университете Упсалы, где издавна идет активная джазовая жизнь. Когда будущей певице было 16 лет, отец наиграл ей на фортепиано джазовую тему, ставшую знаменитой в исполнении великой Билли Холлидей ─ "Lover Man". И Виктория сразу же поняла, чем она отныне станет заниматься. Всего три года спустя, в джаз клуб, где пела Виктория, случайно заглянули представители звукозаписывающей компании, и уже на следующий день она подписывала контракт на выпуск своего первого сольного альбома. Он был замечен. Виктория быстро сделалась знаменитостью и начала выступать с лучшими шведскими джазменами. Более того, на волне девяностых, когда инертная джазовая Америка неожиданно повернулась, словно рыба-кит, и стала проявлять интерес к джазовой Европе, Виктории предложила контракт прямо-таки символизирующая собой подлинный американский джаз фирма звукозаписи Blue Note. Но дальше одного альбома, эффектно озаглавленного "White Russian" ─ что является названием известного коктейля, но вместе с тем, конечно, намекало и на толику русской крови певицы, и на ее образ, ─ дело здесь не пошло. Альбом Виктории Толстой "Shining On You", выпущенный немецким лейблом ACT ─ пятый в дискографии певицы. (Странно, что официальный сайт Виктории Толстой в разделе «Дискография» объявляет всего два альбома; остальные, видно, исчезли в силу какого-нибудь крючкотворства в контрактах). Любителям настоящего джазового вокала лучших времен, пения с сюрпризами, как у Эллы Фитцджеральд или Сары Воэн, которых внутренний порыв мог уносить в совершенно непредсказуемые области, и ты никогда не знаешь точно, какая нота будет следующей, диск Виктории Толстой, конечно, никаких открытий не сулит. Вообще, ее музыкальный облик полностью соответствует ее внешнему облику. По книгам и фильмам можно заранее составить себе представление, как будет петь красивая шведка с длинными прямыми белыми волосами. Вот так Толстая и поет ─ очень культурно, очень по-европейски: общее благозвучие, умеренный (ближе к холодному) темперамент, балладная, атмосфера. Собственно, эта пластинка не дает крепких оснований утверждать, что Виктория Толстая поет именно джаз. Здесь, скорее, добротное, свойственное высокой эстраде, стояние на грани сразу многих жанров ─ и никакой из них в чистом виде. Можно обнаружить у Толстой отзвуки соула и джаза, даже интонации, которые стали знаковыми для женского голоса в каком-нибудь электронном трип-хопе. Но для того, чтобы быть джазовым, ее пению не хватает, прежде всего, импровизации ─ здесь она, в сущности, вовсе отсутствует. В мелодическом отношении Толстая строго следует материалу, и вся ее свобода проявлена только в интонировании, порой очень эффектном: производят впечатление, например, чуть-чуть подкрашенные электронными обработками унисоны голоса и фортепиано. Ну что ж, это тоже путь. Так делали многие лучшие джазовые вокалистки, и прежде всего великая Билли Холлидей. И все же, именно слушая Викторию Толстую, я пришел для себя к твердому выводу: джаз ─ по крайней мере, пока музыкант не вступает в новые, авангардные области, покуда он занят исполнительством в русле мейнстрима ─ ограничен определенным набором приемов, ритмических и интонационных «сдвигов», большей частью замешанных на блюзе. Другими словами, если ты говоришь, что исполняешь джаз, то будь добр делать совершенно определенные вещи. Если же ты их делать не станешь, если они не будут у тебя отчетливо проявлены, если, наконец, ты вместо них выберешь что-то другое ─ из джаза, в его мейнстримовом понимании, ты точно выпадаешь. Кстати, на этой почве Толстая довольно резко не совпадает с собственным ─ и очень качественным ─ сопровождающим составом: там-то отличные джазовые исполнители весь необходимый набор выполняют честно. И даже великолепный исполнитель на губной гармонике Тутс Тилеманс, которого Толстая пригласила подыграть в одной балладе, как-то здесь потерялся, отделался общими местами. Но "Shining On You" ─ отличный, качественный, альбом. Ценителям красивой, мастерски исполненной, лирической, романтической музыки Виктория Толстая очень даже способна потрафить. Диск предоставлен магазином «Трансильвания».
Правнучка Льва Толстого - первая леди шведского джаза - Виктория Толстая выпустила альбом "Shining On You"
Популярное
1
"Физическое вмешательство" в Чечне
2Культурный паук. Екатерина Марголис – о роспропаганде в Италии
3Что важнее войны? Ярослав Шимов – об общественном мнении
4Обыденное беззаконие. Ника Черникова – о приметах времени
5В условиях террора. Российское ЛГБТ-сообщество в 2024 году
6Центробанк РФ сократит продажи валюты почти на 60%