Ссылки для упрощенного доступа

"Мигранты" Полтавченко и "Толерантность" Матвиенко


Мигрантов в Санкт-Петербурге не меньше 180 тысяч
Мигрантов в Санкт-Петербурге не меньше 180 тысяч

В Санкт-Петербурге с этой осени не будет «Толерантности», а только «Мигранты». Принята новая программа адаптации приезжих.

При губернаторе Валентине Матвиенко бюджетные деньги тратили на «Толерантность», при Георгии Полтавченко - на программу «Мигранты». В Петербурге мигрантов от 180 тысяч до миллиона – зависит от того, кто и как считает. Если отталкиваться от меньшего значения, то на каждого приезжего в 2013-2015 годах власти Санкт-Петербурга намерены истратить почти по тысяче рублей.

В программе «Мигранты» упор будет сделан на культурную и языковую адаптацию, которой займутся центры занятости населения, администрации районов, национально-культурные объединения и посольства, на средства из городского бюджета будут организованы культурно-массовые мероприятия для мигрантов. О результативности предыдущих усилий властей можно судить по тому, что даже в Комитете по внешним связям, отвечавшем за программу «Толерантность», открыто винят мигрантов за очереди в детские сады и критикуют политику мультикультурализма.

Прежде всего, нужно перестать относиться к мигрантам, как к проблеме, – говорит директор программы «Права человека» Смольного института свободных искусств и наук Дмитрий Дубровский:

--Единственное, что, кроме языка, мешает мигрантам адаптироваться, это конструкция принимающего общества. Назвав мигрантов проблемой, вы изначально исключаете их из адаптационной модели. Рассказы, что они должны знать в области высокой культуры и якобы особенного поведения в Петербурге, – в этом и проявляется тот самый хозяйский расизм, который исключает людей из нормального общества уже на входе.

Дмитрий Дубровский вместо дорогостоящих программ адаптации предлагает решать проблему институциональной дискриминации приезжих, которая начинается с того, что мигранта воспринимают как угрозу, как вызов, как что-то неправильное, хотя они – нормальная часть экономической жизни во многих странах.

--Боритесь с коррупцией в полиции, с унижением людей при пересечении границы, с дискриминацией и расизмом в школах и институтах – и никакой специальной программы по мигрантам будет не нужно, - говорит Дмитрий Дубровский.

Внимание властей и финансирование необходимо для организации языковых курсов, полагают эксперты. Но поскольку ни денег, ни внимания не достаточно, граждане берутся за решение проблемы своими силами. Лика Френкель из еврейского общинного центра Петербурга участвует в волонтерском проекте по обучению детей мигрантов русскому языку.

--Мы понимаем, что такое ксенофобия, что такое быть чужими, не такими, как все, беречь свою культуру: с одной стороны, сливаться с местным населением, с другой – хранить что-то свое. Мы не хотим этих детей сделать русскими, хотим, чтобы они были здесь не чужими.

Главный недостаток всех программ по адаптации мигрантов, включая новую программу «Мигранты», состоит в том, что их никто не собирается исполнять, - считает социолог Мария Мацкевич:

--Могут быть составлены любые, самые лучшие программы. Но, если а базовом уровне у людей нет установки, что мигранты нам нужны, что они будут жить рядом с нами, что их дети будут ходить в школы с нашими детьми, - пока этого понимания нет, на уроне ценностей, никакие программы работать не будут. По бумагам все будет хорошо, в реально ничего не изменится – пока мы не почувствуем проблему как нашу собственную.

Новая программа «Мигранты» предполагает выпуск справочников, листовок и памяток на русском и иностранных языках, а также универсальной электронной карты, которая должна обеспечить каждому мигранту доступ к социальным услугам.
XS
SM
MD
LG