12 декабря, в День российской Конституции во Франции и в Швейцарии были организованы дебаты о политической ситуации в России.
Во Франции их местом стала мэрия 2-го округа Парижа, в Швейцарии – отделение "Международной амнистии" в Лозанне.
Один из участников круглого стола в Лозанне – режиссер телеканала Arte Владимир Васак, автор фильма "Россия: хроника сумасшедшего года", который демонстрируется перед дискуссией. Перед круглым столом Владимир Васак ответил на вопросы Радио Свобода:
Почему вы участвуете в дебатах?
– Я думаю, мы должны проявлять гражданскую активность и распространять и защищать то, что мы делаем, в прямом контакте с людьми, поэтому очень важно принимать участие в дебатах, которые происходят повсюду в Европе.
Насколько заметны для европейцев события в России?
– Я думаю, люди в Европе были очень удивлены, когда увидели, насколько мощным было движение к демократии в России. Сегодня мы видим, что люди в России вовсе не такие, какими их представляли лидеры. И вот что мне представляется уникальным в России – качество образования людей, что делает все проще и сильнее: если вы делаете фильм о России, вы всегда и всюду найдете людей, которым есть, что сказать, которые размышляют над происходящим в стране и знают, что происходит в остальном мире, поскольку есть интернет, изменивший все. Он не изменил режим, но изменил восприятие людьми политической ситуации в России. Они могут сегодня легко сравнивать, более свободно, чем когда-либо. Это огромное изменение, и мы, европейские журналисты, должны принимать это во внимание, и мы должны демонстрировать европейцам, что вещи меняются в России.
Перед дебатами в Лозанне демонстрируется ваш фильм. Расскажите, почему вы сняли его.
- В фильм вошли материалы нескольких съемок в России, сделанных за последний год. Все началось в ноябре прошлого года, когда я был в Москве, чтобы сделать историю о парламентских выборах, и мы думали, это будет история о выборах, которые в России никого не интересуют. Это было ошибкой, и я решил рассказать о людях, которые пытаются объяснить, что все не так уж заморожено в России, таких как Юрий Шевчук, Борис Акунин. И что было дальше. После выборов произошли огромные протесты в Москве. Мы в Европейском союзе были просто поражены произошедшим – как надеждой на изменения в России, на укрепление демократии. Это не означало обязательно смену режима, но означало изменения в России и то, что общество становилось более зрелым. Затем я решил вернуться в январе, до президентских выборов, с моей коллегой из Ле Монд Мари Жиго. Это была поездка из Петербурга в Москву, чтобы увидеть происходящее перед выборами в городах и деревнях на этом пути. Это были вторые съемки для фильма. И затем я вернулся после выборов в апреле. Я поехал в Ярославль, где сложилась интересная политическая ситуация. Мы также проинтервьюировали людей, имевших отношение к протестам в Москве. Из материалов этих трех съемок мы собрали один документальный фильм, как хронику – половины года, трех сезонов – ноября 2011 года, января 2012-го и весны 2012-го.
Вам было бы чем продолжить ваш фильм, если принять во внимание российские события последних месяцев?
– Конечно, эта история не кончается избранием Владимира Путина. Она продолжается, она стала иной – еще случилось дело Pussy Riot, очень интересное. Мы должны были себя ограничить, и ограничили себя выборным периодом, но история, конечно, не завершилась.
Во Франции их местом стала мэрия 2-го округа Парижа, в Швейцарии – отделение "Международной амнистии" в Лозанне.
Один из участников круглого стола в Лозанне – режиссер телеканала Arte Владимир Васак, автор фильма "Россия: хроника сумасшедшего года", который демонстрируется перед дискуссией. Перед круглым столом Владимир Васак ответил на вопросы Радио Свобода:
Почему вы участвуете в дебатах?
– Я думаю, мы должны проявлять гражданскую активность и распространять и защищать то, что мы делаем, в прямом контакте с людьми, поэтому очень важно принимать участие в дебатах, которые происходят повсюду в Европе.
Насколько заметны для европейцев события в России?
– Я думаю, люди в Европе были очень удивлены, когда увидели, насколько мощным было движение к демократии в России. Сегодня мы видим, что люди в России вовсе не такие, какими их представляли лидеры. И вот что мне представляется уникальным в России – качество образования людей, что делает все проще и сильнее: если вы делаете фильм о России, вы всегда и всюду найдете людей, которым есть, что сказать, которые размышляют над происходящим в стране и знают, что происходит в остальном мире, поскольку есть интернет, изменивший все. Он не изменил режим, но изменил восприятие людьми политической ситуации в России. Они могут сегодня легко сравнивать, более свободно, чем когда-либо. Это огромное изменение, и мы, европейские журналисты, должны принимать это во внимание, и мы должны демонстрировать европейцам, что вещи меняются в России.
Перед дебатами в Лозанне демонстрируется ваш фильм. Расскажите, почему вы сняли его.
- В фильм вошли материалы нескольких съемок в России, сделанных за последний год. Все началось в ноябре прошлого года, когда я был в Москве, чтобы сделать историю о парламентских выборах, и мы думали, это будет история о выборах, которые в России никого не интересуют. Это было ошибкой, и я решил рассказать о людях, которые пытаются объяснить, что все не так уж заморожено в России, таких как Юрий Шевчук, Борис Акунин. И что было дальше. После выборов произошли огромные протесты в Москве. Мы в Европейском союзе были просто поражены произошедшим – как надеждой на изменения в России, на укрепление демократии. Это не означало обязательно смену режима, но означало изменения в России и то, что общество становилось более зрелым. Затем я решил вернуться в январе, до президентских выборов, с моей коллегой из Ле Монд Мари Жиго. Это была поездка из Петербурга в Москву, чтобы увидеть происходящее перед выборами в городах и деревнях на этом пути. Это были вторые съемки для фильма. И затем я вернулся после выборов в апреле. Я поехал в Ярославль, где сложилась интересная политическая ситуация. Мы также проинтервьюировали людей, имевших отношение к протестам в Москве. Из материалов этих трех съемок мы собрали один документальный фильм, как хронику – половины года, трех сезонов – ноября 2011 года, января 2012-го и весны 2012-го.
Вам было бы чем продолжить ваш фильм, если принять во внимание российские события последних месяцев?
– Конечно, эта история не кончается избранием Владимира Путина. Она продолжается, она стала иной – еще случилось дело Pussy Riot, очень интересное. Мы должны были себя ограничить, и ограничили себя выборным периодом, но история, конечно, не завершилась.