Ссылки для упрощенного доступа

О защите иммиграционной системы от беженцев


Получившие отказ заявители депортируются из Канады в ускоренном порядке
Получившие отказ заявители депортируются из Канады в ускоренном порядке
Канада – страна иммигрантов, это все знают. Я со студенческих времен помню голосовую рекламу в питерском метро: «Эмиграция в Канаду. Телефон – миллион». Кажется, ее крутили лет десять. Но времена меняются, и как относиться к этим переменам, никто не знает. Вот недавняя история без правильного ответа. Напрямую она касается венгерских цыган. Опосредованно – наших культурных установок, понятий о «цивилизованном мире» и границах человеческой ответственности.

Канадский плакат, появившийся на рекламных щитах в Мишкольце 15 января 2013 года
Канадский плакат, появившийся на рекламных щитах в Мишкольце 15 января 2013 года
В середине января в третьем по величине венгерском городе, Мишкольце, появились рекламные плакаты довольно грозного вида. Черным по белому канадское правительство сообщало жителям Мишкольца, что «для предотвращения злоупотреблений при принятии беженцев Канада вносит изменения в порядок иммиграции». И жирным шрифтом добавляло: «Беженцы с необоснованными заявками будут отправлены домой в ускоренном порядке». «Отправлены домой» выделено для пущей важности красным. Текст не самый приятный для тех, кто думает о переезде на другой континент, а красная строчка выглядит совсем уж грозно: что это за дом такой, возвращение в который ассоциируется с опасностью?

Формально история, стоящая за рекламной кампанией канадского правительства, сводится к тому, что в июне минувшего года парламент принял «Акт о защите канадской системы иммиграции и приема беженцев». В соответствии с ним порядок рассмотрения заявок на получение статуса беженца в Канаде зависит от того, из какой страны приехал человек, подающий эту заявку. Далее, все страны мира классифицируются (решением канадского министерства гражданства, иммиграции и мультикультурализма) как опасные или «безопасные». Соответственно, заявки от беженцев из безопасных стран рассматриваются по упрощенной схеме, в которой не предусмотрена возможность судебной апелляции, а получившие отказ заявители депортируются из Канады в ускоренном порядке. Любопытная деталь: предыдущий закон, взамен которого был принят нынешний, назывался «Акт о защите иммигрантов и беженцев».

При чем здесь Венгрия, становится понятно из сочетания двух фактов. В 2011 году был отмечен резкий рост заявок на получение убежища от венгерских цыган: если в 2010 году было подано 2300 таких заявок, то в следующем году их было уже 4400. В каждой из них речь идет, как правило, не об одном человеке, а о семье из 3-5 человек. Канадское иммиграционное министерство, проанализировав данные об удовлетворенных заявках, пришло к выводу, что таких крайне мало, на основании чего в декабре 2012 года приняло решение о придании Венгрии статуса «безопасной страны». А поскольку 40% просьб об убежище поступало от жителей Мишкольца, то их и решили предупредить напрямую, что на положительное разрешение иммиграционного вопроса рассчитывать теперь не стоит. Проще говоря: у нас тут и без вас таких много, так что не надо сюда стучаться.

Обоснованность министерского решения оспаривается, как оспаривается и конституционность самого подхода: считать страну, из которой приехал человек, фактором, определяющим порядок рассмотрения заявлений на получение статуса беженца. Безапелляционный тон размещенных в Мишкольце плакатов не нравится никому, но нет ни одного комментатора, который не упомянул бы, что примерно тем же самым занимается британское правительство, планирующее международную рекламную кампанию по созданию непривлекательного образа Британии среди потенциальных иммигрантов из Румынии и Болгарии (подробнее – здесь). Наплыв приезжих из Восточной Европы в трудных экономических условиях не нужен никому. Но разница между британской и канадской рекламными кампаниями все же есть. Потому что на последнюю уже получен ответ.

Его дал мэр города Мишкольц, член правящей партии ФИДЕС Акош Криза. Рекламные плакаты вызвали у него гнев. Но не потому, что беженцы в соответствии с новым канадским законом лишаются права на рассмотрение своих заявок по полной схеме. Криза разгневан потому, что Канада намерена отправлять этих беженцев обратно в Мишкольц. «Никого они сюда не отправят, – сказал Криза в интервью венгерскому телевидению. – По этому вопросу уступок от меня не будет». И дальше добавил, что люди, пытавшиеся получить убежище за границей, не имеют никакого права возвращаться домой, и в этом смысле канадцам не стоило бы «угрожать муниципалитету». Криза пояснил, что каждый случай возвращенцев будет рассматриваться отдельно, в отношении каждого будет проведено расследование на предмет причастности к преступной деятельности, наличия «долгов государству» (под которыми мэр понимает факт получения социальных пособий в прошлом), а дети этих самых возвращенцев будут в случае необходимости помещаться под охрану государства, то есть в детские дома. Криза не считал нужным скрывать, что цыгане ему в Мишкольце вообще-то не нужны.

Венгерский Хельсинкский комитет уже выступил с заявлением, в котором указал, что слова мэра демонстрируют, насколько небезопасна Венгрия для цыган, в связи с чем канадскому правительству следовало бы пересмотреть ее статус. Но раньше, чем Оттава рассмотрит это заявление, в Мишкольц из Оттавы прибудут люди, которым в получении статуса беженца уже отказано. В Венгрии мало кто сомневается, что их ждет теплый прием в виде демонстрации ультраправых дружинников под традиционным лозунгом «Возвращайтесь в Индию!». Антицыганские марши такого рода проходят в Венгрии регулярно. Когда группа канадских документалистов во главе с Карлом Неренбергом сняла антицыганский марш в деревне Дёньдёошпата к северо-востоку от Будапешта, а потом отправилась интервьюировать местных цыган, организаторы марша обвинили Неренберга в подстрекательстве: цыгане, мол, готовы рассказывать любые небылицы о своих страданиях, лишь бы покрасоваться перед западными телекамерами.

Ситуация тупиковая. Никто не спорит, что Канада не обязана решать внутренние проблемы стран – членов Европейского союза. Но никто не спорит и с тем, что беженцы, в отличие от туристов, уезжают из дома не для того, чтобы после возвращения он показался им еще милее, а для того, чтобы никогда больше его не видеть. Именно поэтому слова «будут отправлены домой» и выделены на плакате красным. Канадское министерство отлично понимает, что «домой» целевая аудитория этой рекламы не поедет. Ее месседж – отправляться ко всем чертям, но только не в Канаду. Куда же? Должны ли мы ждать, что ответит Индия?

весь блог
XS
SM
MD
LG