Ссылки для упрощенного доступа

Закон бесплатной крови


Раньше человек, приезжающий из пригорода в Москву к семи утра, чтобы сдать кровь из пальца, выпить обязательный сладкий чай, а потом пройти малоприятную процедуру тромбоцитофереза, мог рассчитывать минимум на 3000 рублей.
Раньше человек, приезжающий из пригорода в Москву к семи утра, чтобы сдать кровь из пальца, выпить обязательный сладкий чай, а потом пройти малоприятную процедуру тромбоцитофереза, мог рассчитывать минимум на 3000 рублей.

Новый закон о донорстве, отменяющий выплаты за сдачу крови, призван сделать нас чище и добрее. На практике получается ровно наоборот.


«Как-то это странно: туалеты у нас платные, а кровь теперь бесплатная, – пожимает плечами Денис Виноградов. Он много лет исправно приходил на донорские пункты каждые три месяца и от компенсаций всегда отказывался. Но сейчас, когда их отменили вовсе, его энтузиазм тоже уменьшился. – Стало противно и тоскливо, хотя лично по мне закон не ударил. В последний раз я сдавал кровь на январских праздниках и что-то не видел людей на крутых машинах. А вот очередь в кассу за деньгами – видел. Я подписан на группы доноров Вконтакте и на Facebook: они организуют массовые акции по сдаче крови среди студентов и молодежи. После принятия нового закона уже несколько акций отменилось – люди просто не собрались».

Закон «О донорстве крови и ее компонентов» вступил в силу 20 января, и его уже успели прозвать «кровавым» и «вампирским». Взамен денежных компенсаций, которые донорам в России выплачивали последние двадцать лет, теперь донорам полагается... бесплатное питание. До этого первичным донорам платили около 500 рублей за порцию крови, после десятой сдачи – 1000, после двадцатой – 1500. Теперь деньги донору предложат только в том случае, если его кровь редкой группы и резус-фактора (например, четвертая отрицательная). В этом случае донор получает восемь процентов минимальной оплаты труда, то есть чуть больше 400 рублей.

Также остается денежное вознаграждение за сдачу компонентов крови, однако его уменьшат вдвое. Раньше человек, приезжающий из пригорода в Москву к семи утра, чтобы сдать кровь из пальца, выпить сладкий чай, а потом пройти полуторачасовую процедуру тромбоцитофереза, мог рассчитывать на 3000 рублей, теперь – только на 1500. И, конечно, то самое бесплатное питание. О том, как именно его нужно организовать, власти пока не договорились, поэтому пока на большинстве станций выдают сухой паек: макароны, тушенку и сгущенку, буквально.

Хотя закон действует немногим больше месяца, первые отрицательные последствия уже есть. Леонид Печатников, заместитель мэра Москвы по вопросам соцразвития, заявил по телевидению, что после принятия закона 40 процентов постоянных доноров еще не возвращались на пункты сдачи крови. А в Гематологическом центре РАН, где лечат тяжелейшие болезни крови, ежедневный поток доноров сократился на треть. Похожая ситуация в Петербурге: 31 января на Городскую станцию переливания крови пришли всего 60 человек против обычных 80-90, причем около половины доноров были родственниками больных. Меж тем федеральные интернет-порталы пестрят утешительными заголовками формата «Красноярский край доноров не потерял» или «Донорам Хабаровска деньги не нужны».

«Не нужны, потому что их и не было, – говорит Денис Виноградов, – ведь в отдельных регионах за порцию крови всегда платили не более 200-300 рублей, поэтому все доноры там фактически безвозмездные. Но вдумайтесь, когда правительству жалко несчастных двухсот рублей для жителя какой-нибудь деревни, это демотивирует даже москвичей».

Правительство, кстати, на отмене выплат не выгадало практически ничего. Роман Юринов, представитель движения «Мотодоноры – детям», подсчитал, что власти Петербурга сэкономят всего около миллиона рублей, то есть почти ничего для городского бюджета здравоохранения, составляющего около 90 млрд рублей в год. Правда, и цель нового закона совсем другая: остановить то, что глава Минздрава Вероника Скворцова на парламентских слушаниях, посвященных развитию биомедицины, назвала во время парламентских слушаний ни много ни мало «биологической проституцией». То есть прекратить платную сдачу крови и превратить ее в полную благотворительность.

Казалось бы, именно так и должно быть. В 1997 году ВОЗ выпустила постановление, согласно которому донорство крови во всем мире должно стать безвозмездным. На практике к 2006 году это удалось лишь в 49 странах мира, и, как ни странно, не все они прогрессивные западные. Например, в США по сей день сохраняются выплаты за плазмофарез. А вот в Танзании безвозмездное донорство стремительно развивается: с 2005 до 2007 года процент бескорыстных доноров вырос с 20 до 80.

Добиться этого можно единственным способом – активно прививая людям мысль, что бесплатно сдавать кровь почетно и престижно. Чем, собственно, большинство стран и занимаются на протяжении многих лет. Допустим, во многих западных странах бесплатная сдача крови стала культурной нормой. В Сингапуре, например, государство организует фантастически красивую ежегодную церемонию награждения заслуженных доноров, сравнимую с «Оскаром», с участием звезд и мишленовских поваров. В Малайзии, стране с дорогим и качественным медобслуживанием, донорам положено три месяца бесплатного амбулаторного лечения в год.

«Если Минздрав хочет развивать бесплатное донорство – это прекрасно, – говорит Денис Виноградов, – но пусть тогда сделают на улицах удобные мобильные станции по сдаче крови, как в Европе и Америке, пусть дают льготы. Чтобы не слышать от друзей: «Ты кровь сдавал? А деньги за это получил? Нет? Ну и дурак!».

Единственная пока масштабная соцкампания по поддержке безвозмездного донорства в России – музыкальный конкурс «Музартерия-2013». Организаторы предлагают всем желающим побороться за первое место в организации лучшего музыкального флешмоба в поддержку донорства крови. А затем победители выступят на гала-концерте в Москве. Конкурс был спешно запущен всего несколько дней назад, уже после вступления закона в силу. Возможно, новых «молодых, неравнодушных, энергичных граждан» он сможет привлечь. Но вот те, кто уже успел вернуться со станций переливания с пакетами тушенки и сгущенки, вряд ли захотят прийти еще.
XS
SM
MD
LG