Ссылки для упрощенного доступа

Журналист Андрей Авситидийский – о золоте Кипра


На Кипре оживленно обсуждают итоги договоренности властей страны с руководством ЕС о финансовой помощи Брюсселя Никосии, хотя некоторые детали этих соглашений остаются непроясненными. О состоянии финансовой системы Кипра и о ежедневной жизни на острове РС беседует с главным редактором газеты "Европа-Кипр" из Лимасола Андреем Авситидийским.

– Кипрский банк номер два по объему активов, Laiki Bank, будет разделен, условно говоря, на два банка: "хороший" и "плохой". В "плохой" будут переведены сомнительные кредиты. В "хороший" банк попадут вклады до 100 тысяч евро. Еще одно решение касается Bank of Cyprus. Фактически его ждет примерно та же санация, только в более мягком режиме. Еще один важный момент – процент списания по депозитам свыше 100 тысяч евро. На данный момент точная цифра не определена, но предварительно речь идет о 30-40% списания. Получается, что люди, у которых было в банках меньше 100 тысяч евро, не пострадают. Если вы помните, первоначальный вариант предусматривал стрижку депозитов, чья величина составляла менее 100 тысяч евро. Именно это вызвало основное возмущение в стране: по законам Кипра и ЕС вклады до 100 тысяч евро застрахованы, их сохранность фактически гарантирована.

– Получается, что вклады размером свыше 100 тысяч, кроме их владельцев, никого не волнуют? Деньги отберут и скажут: ну, так получилось?

– Тут ситуация неоднозначная. Допустим, у человека есть средний бизнес. Если он заработал честным трудом больше 100 тысяч евро, кто в него кинет камень? Однако такой человек попал в крайне неприятную ситуацию. А другой продал, к примеру, земельный участок, собираясь инвестировать эти деньги в образование детей или внуков. Такие люди страдают безвинно. Но, как я понимаю, одна из главных целей тройки кредиторов – борьба с "грязными" деньгами. Безусловно, такие деньги есть, но какова их доля в этом общем пакете? Вряд ли вам кто-то точно эту сумму назовет… Это решение о списании части средств с депозитов, которые больше 100 тысяч евро, к сожалению, однозначно покончит с Кипром как с международным финансовым центром. Владельцы больших денег не любят такие меры.

– Я встречал две цифры о финансовых обязательствах Кипра. Одна цифра – 4,2 миллиарда евро – это то, что, похоже, власти получат от санации двух банков. Но вначале от Кипра из Брюсселя требовали 5,8 миллиарда евро. Если я прав, откуда возьмутся недостающие средства?

– Не знаю даже, кто сейчас мог бы ответить на этот вопрос, потому что переговоры продолжались всю ночь, и детали их не до конца известны. Точные цифры вряд ли вам кто-то приведет. Да, безусловно, у тройки кредиторов были такие намерения – получить с Кипра 5,8 миллиарда евро. Но как получится в итоге, трудно прогнозировать.

– Как протекает ежедневная банковско-финансовая жизнь на Кипре?

– Банки по-прежнему закрыты, обещают открыть во вторник. Но откроют ли и на каких условиях откроют, непонятно. Пока вся банковская жизнь сводится к тому, что люди периодически собираются у банкоматов в поисках наличных денег. Где-то эти очереди заметны, где-то – нет. Но по выпускам теленовостей за границей может сложиться неверное представление о ситуации на Кипре. Получается, если верить картинке, что практически нигде в стране не принимают банковские карточки, что можно расплачиваться исключительно наличными. Это не так. Действительно, есть места, где принимают только наличку. Это решение владельцев магазинов, ресторанов или других предприятий и служб. Но все-таки в большинстве мест банковские карты принимают. Моя семья, например, покупает бензин, покупает продукты по своим банковским карточкам. Никаких проблем нет.

– Случившееся грозит серьезными политическими неприятностями для внутриполитической жизни страны?

– Безусловно, правые, которые пришли к власти после выборов в феврале, кредит доверия серьезно растратили. Парадокс в том, что проблемы, которые сейчас приходится решать, возникли в то время, когда во главе Кипра был коммунист Димитрис Христофиас. Когда в 2008 году впервые в новейшей истории Кипра президентом стал коммунист, в бюджете был профицит. Кризис, который начался в мире, докатился до Кипра всего лишь детской волной в бассейне. Все было замечательно: страна продолжала шиковать, особенно это касалось элиты – политиков, чиновников, банкиров, высокопоставленных менеджеров полугосударственных предприятий. Христофиас в свое время учился в России. Я хорошо с ним знаком, несколько раз брал у него интервью. Когда он рассуждает о политических вопросах, то верит в то, что сам говорит, он вырос на коммунистических идеалах. Старые лозунги – "От каждого по способностям, каждому по потребностям" – в конце концов стали на Кипре претворяться в жизнь. Финансов страны на жизнь в таком режиме хватило на 2-3 года, а потом начались проблемы. Эти проблемы обострило списание греческих долгов, то есть кипрские банк №1 и банк №2 "попали" примерно на 4-5 миллиардов евро.

– Есть ли среди кипрских обозревателей, экономических обозревателей, политических комментаторов люди, которые указывают на Грецию как один из основных источников проблемы? Или все-таки та позиция, о которой вы говорите – всему виной неразумная политика властей Кипра, преобладает?

– Многие, конечно, кивают на греков. Многие киприоты обижены вот чем: Греция жила не по средствам, наверное, в сто раз мощнее, чем Кипр, и при этом ей, можно сказать, все простили. Объем помощи от европейских структур Греции на данный момент составляет примерно 240 миллиардов евро. А киприотов, получается, заставили платить по счетам.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
XS
SM
MD
LG