Это верно: знают не все. Но потихоньку растет число людей, знающих, что дрался он не по своей воле и не за свою страну, а на Кавказе, и не чаял, как оттуда вырваться. "Пожелайте мне легкой раны…" Они отдают себе полный отчет, что это совершенно разные вещи: за страну и на Кавказе. По нынешним временам вряд ли нужно долго топтаться на сем месте. Каждый может продолжить ряд: не за свою страну, а в Прибалтике, не за свою страну, а в Финляндии, не за свою страну, а в Польше, Венгрии, Чехословакии, Афганистане, вплоть до современной Грузии.
Барабанный патриотизм – действительно самое противное, что грядет, да уже и грянуло, не впервые, впрочем. А вот самое болезненное будет после этого. Речь идет о ревизии классики в современном западном духе. Ее таки придется измерить общим аршином – каждую строку, а не то что главу. И все, что с евроатлантической высоты какого-нибудь 2020 года будет выглядеть империализмом, расизмом, сексизмом, ксено- и любой иной фобией, так и будет названо. В лучших случаях сомнительные места будут снабжены воспитательно-познавательными примечаниями, в худших – вымараны, заменены точками или какими-нибудь бесцветными словами.
Это будет сравнимо с тем, что Россия уже проходила с большевиками. Тогда все рассматривалось сквозь призму классовой борьбы. Дело было трудное, щекотливое, но совершенно необходимое для победы самого передового общественного строя. Классика-то была создана классом-эксплуататором! Одни из его представителей были вбиты в землю, другие убежали, кого-то изгнали, кого-то прокляли, поскольку не могли дотянуться в прошлые века с более крутыми мерами. А книги их, что ли, пощадить? Было бы не совсем логично. Что-то сожгли, что-то изъяли из библиотек, что-то снабдили вразумляющими комментариями, преди- и послесловиями. Блоку показалось, что во главе революционных масс идет Христос. Что увидел, то и спел:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Тебя я воспою, герой,
О Котляревский, бич Кавказа!
Куда ни мчался ты грозой –
Твой ход, как черная зараза,
Губил, ничтожил племена…