Ссылки для упрощенного доступа

70 лет Волынской резне: "Простить и быть прощенными"


70 лет Волынской трагедии – массовым убийствам украинцами поляков и поляками украинцев на территории, оккупированной гитлеровцами

11–12 июля во многих польских городах прошли траурные мероприятия, а сегодня президент Польши Бронислав Коморовский посещает в Луцке могилы жертв резни. Польская сторона надеялась, что в совместной церемонии примет участие и президент Украины Виктор Янукович. Однако вместо него в Луцк приехал украинский вице-премьер Константин Грищенко. Сам Янукович уже более недели находится на отдыхе в Крыму.

Украинские националисты ранее объявили польского лидера “нежелательной персоной” на Волыни, но от своих планов – встречать гостя акциями протеста – в последний момент отказались, чтобы не обострять напряженную ситуацию.

По мнению главы Волынской областной организации партии “Свобода” Анатолия Витива, "Коморовский, похоже, хочет символически унизить украинцев, боровшихся за независимость, и представить их убийцами. Он не должен был приезжать в Луцк после многомесячного нагнетания польскими политиками антиукраинской истерии, заявлений, оскорбляющих честь и достоинство украинской нации, и фальсификации исторической правды”.

И сенат, и сейм Польши в своих заявлениях назвали разгоревшийся 70 лет назад конфликт не “геноцидом”, как предлагали правые политики, а “этнической чисткой с признаками геноцида”, обвинив в массовых убийствах поляков Организацию украинских националистов (ОУН) и Украинскую повстанческую армию (УПА). Аналогичную позицию занял и сам Коморовский.

Признать Волынскую резню геноцидом и осудить преступные деяния украинских националистов в обращении к польскому сейму просили накануне 148 депутатов Верховной рады от правящей Партии регионов и Компартии. Инициатором этой акции, вызвавшей негодование украинской оппозиции, стал “регионал” Вадим Колесниченко.

“Бандеровцы осуществляли на территории Волыни в 1943–1944 годах этнические чистки, это форма геноцида. И поэтому наша совместная с Польшей задача – привлекать их к ответственности, поскольку на Украине сейчас сложилась ситуация, когда делаются попытки не просто по реабилитации людей по горло в крови невинных мирных жителей, а их стремятся представить как героев. И нет сегодня конфликта между Польшей и Украиной, необходимо осудить конкретных преступников (из ОУН-УПА), а не страну, и перевернуть эту трагическую станицу Второй мировой войны”, – завил Колесниченко.

Председатель общественного комитета “Примирение между народами”, первый украинский президент Леонид Кравчук считает, что обращение 148 парламентариев ВРУ к польскому сейму "антигосударственный шаг, который можно приравнять к национальной измене". "Это беспрецедентный в мировой истории случай, когда политики просят законодательный орган другого государства обвинить в тяжелейшем из преступлений представителей своего народа", – подчеркнул Кравчук, отметив при этом, что "большинство депутатов, подписавших этот документ, игнорируют одну из величайших в прошлом трагедий Украины – Голодомор, который, действительно, был преступлением геноцида миллионов украинцев".

То, что происходило на Волыни 70 лет назад, некоторые историки сравнивают с событиями, имевшими место на Балканах в начале 90-х. Но только по форме, а не по сути.

Первые столкновения между поляками и украинцами начались еще в конце 1942 года на советской Волыни, оккупированной немецким вермахтом. Пик противостояния с массовыми жертвами среди мирного населения пришелся на 11 июля 1943 года. Войска Украинской повстанческой армии напали на десятки польских сел. С ответными действиями выступила польская повстанческая Армия Крайова, уничтожившая ряд украинских сел. Спустя четыре года в рамках операции “Висла” из Польши были принудительно выселены тысячи украинцев. Предполагается, что с 1942-го по 1947-й на польско-украинской границе погибли 60 000 поляков и 20 000 украинцев.

Межэтнический конфликт был заложен большой политикой. В 1772, 1793 и 1795 годах Пруссия, Австрия и Россия трижды делили земли Речи Посполитой. Польша смогла восстановить свою независимость только в 1918 году.

В 1921 году Восточная Галиция и Волынь (территория современных Волынской, Ривненской областей, а также северных частей Тернопольской, Хмельницкой областей и западной части Житомирской области) отошли к межвоенной Польше, хотя в структуре населения преобладали украинцы.

В конце 1939-го Сталин и Гитлер поделили Польшу. В результате Волынь, где к тому времени проживали порядка 16% поляков, была присоединена к Украинской ССР. Развязывая украинско-польский конфликт во время войны, по словам историка Андрея Портнова, каждая из сторон имела свои планы на будущее этого региона:

“Чтобы прояснить произошедшее тогда, очень важно иметь в виду контекст межвоенной Европы, а именно – предоставление права нациям на самоопределение. УПА фактически приняла эту логику ˜– одна нация, одно государство – и провела акцию уничтожения польского населения Волыни, по-видимому, думая, что по окончании войны в Европе неминуемо снова будет дискуссия о границах. И тогда факт отсутствия поляков на землях, которые УПА считала украинскими этническими землями, поможет присоединить Восточную Галицию и Волынь к Украине”.

По мнению Портнова, в дискуссии о Волынской трагедии в Варшаве отстаивают образ "Польши-мученицы", а на западе Украины стремятся оправдать УПА, показать ее воюющей стороной и одним из символов украинской государственности.

Впрочем, другой историк, бывший директор архива Службы безопасности Украины Владимир Вятрович подчеркивает, что в совершении военных преступлений на Волыни в равной степени виновны как украинцы, так и поляки:

“Конфликт по сути был войной, я называю его второй польско-украинской войной в ХХ веке. Ее основными действующими лицами были с одной стороны – Украинская повстанческая армия, а с другой – польское подполье и Армия Крайова. И в своих исследованиях, и в публикациях документов я показываю, что, к сожалению, обе стороны этого конфликта, обе армии можно обвинить в совершении военных преступлений. Солдаты этих армий убивали гражданское население. Но я не согласен с концепцией, выдвигаемой некоторыми моими польскими коллегами, которую поддерживают некоторые украинские историки, когда они, говоря об этих событиях, употребляют слово “геноцид”. Если мы говорим о польско-украинском конфликте в годы Второй мировой войны и в первые послевоенные годы, то здесь временами украинцы и поляки были одновременно и жертвами, и палачами”, – констатирует Владимир Вятрович.

Десять лет назад президенты Украины и Польши Леонид Кучма и Александр Квасьневский приложили максимум усилий для примирения своих народов. Нынешние же украинская и польская власти, как написала газета “Зеркало недели”, демонстрируют отсутствие реальной заинтересованности в примирении. После того как в 2010-м главой Украинского государства стал Виктор Янукович, официальный Киев начал сворачивать курс на сближение с Польшей, в частности, на почве общего исторического прошлого.

Греко-католическая церковь и украинские власти еще в 2003-м предложили двум народам формулу примирения: “Прощаем и просим прощения”. Но в Польше отказались ее принять, поскольку возлагают вину за этнические чистки исключительно на украинскую сторону.

В этом году Волынскую трагедию впервые стали использовать на Украине для внутриполитической борьбы. Скандальное обращение украинских депутатов к польскому сейму, как считают некоторые эксперты, подготовлено политтехнологами президента Виктора Януковича, которые пытаются представить Западную Украину как логово нацистских преступников и убийц из ОУН-УПА. Такая тактика, очевидно, призвана мобилизовать утративший доверие к Януковичу его электорат на востоке и юге страны в преддверии президентских выборов.

Как отмечает Владимир Вятрович, на событиях семидесятилетней давности спекулируют не только украинские, но и российские политики – противники евроинтеграции Украины.

“Тема украинско-польского конфликта 1943 года чрезмерно политизирована. Эту тему на Украине подхватили политики, которые делают все возможное для реабилитации советского прошлого. В этом контексте они проводят кампанию по дискредитации украинского повстанческого движения. И эта информационная волна, которая докатилась и до Польши, используется ими во внутриполитических целях. Я думаю, что за раскручиванием скандальной темы могут стоять и какие-то российские силы, которые заинтересованы в том, чтобы посеять раздор между Польшей и Украиной именно в тот момент, когда решается судьба подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом (документ может быть заключен на Вильнюсском саммите “Восточного партнерства” в ноябре этого года). То есть ситуация в 2013 году в некоторой степени даже напоминает ситуацию 1943-го, когда в возникновении конфликта между украинцами и поляками был заинтересован в первую очередь Советский Союз, распространивший впоследствии свое влияние и на Польшу, и на Украину”, – считает историк Владимир Вятрович.
XS
SM
MD
LG