Ссылки для упрощенного доступа

Наводнение. Хроника обитаемого острова


Николай Бережных спас от гибели множество животных
Николай Бережных спас от гибели множество животных

Из 400 жителей пригородного поселка, затопленного водами Амура и озера Хорпы, 50 человек с 26 августа и по сей день живут на обитаемом острове.

Пятачки сухой земли, сельский клуб и пара двухэтажных жилых зданий, отделенных от ближайших высотных массивов Комсомольска-на-Амуре пятью километрами водной глади, стали «ноевым ковчегом». Но, в отличие от Ноя, хорпинцы спасли каждой твари не по паре, а почти всю местную живность.

Проплывая в середине сентября на лодке над административной территорией поселка Хорпинского, в мутной глубине я уже почти не увидел парников, собачьих будок, курятников, поленниц. За три прошедших недели имущество с сотен частных подворий разнесло амурской водой в неизвестных направлениях. Словно парусники, носятся по окрестностям конструкции теплиц. Под водой еще можно разглядеть очертания крупных хозяйственных сооружений, но и многие основательные постройки уже сорвало с фундаментов.

Затопленный поселок Хорпинский
Затопленный поселок Хорпинский

Над поверхностью воды возвышаются только печные трубы и высокие кровли. Отправив семьи на большую землю - к родственникам, друзьям или в пункты временного размещения - местные мужики остались пережидать беду и стеречь окрестные чердаки. У них, в отличие от Робинзона Крузо, есть корейские газовые горелки, кое-какая посуда и остатки банок с прошлогодними заготовками. А буханку хлеба, пару банок консервов и 5 литров питьевой воды на брата ежедневно доставляют в моторках спасатели.

Правда, в конце минувшей недели, когда обитателям острова не подвезли сухие пайки, они всерьез разволновались. Связались по мобильнику с оперативным дежурным МЧС, а сотрудник буквально ошарашил: «По информации муниципалитета, из Хорпинского все население уже эвакуировано». Спустя несколько часов положенную норму все же подвезли, и жизнь пошла своим чередом – над бескрайне гладью воды поплыл запах разогретой тушенки.

Витает в последние дни над крышами и запах жареного лосося. Кета идет по Амуру нынешней осенью рунным ходом, хоть и берегов у реки теперь нет. Ловить рыбу мужики отправляются зачастую прямо с чердаков, поддувая резиновые лодки и разделывая потом улов на козырьках своих «скворечников». Трасса, связывающая Хорпинский с Комсомольском, ушла под воду перед самой путиной, лишив рыбаков возможности вывезти улов в город на продажу.

Но рыбьным промыслом занимаются лишь единицы хорпинских мужчин. На других обитаемых «островках» поселка не перестает кипеть бурная деятельность. Например, семья животноводов Бережных уже более месяца спасает скот и собак на пригорке, давшем приют трудолюбивым супругам и их животным.

Коровы и телята, свои и соседские, чудом спасенные во время ночного прорыва дамбы, у Николая и Татьяны Бережных теперь постоянно на виду, ведь супруги, у которых все хозяйство располагалось до потопа в низине, устроили временный стан на свежем воздухе, рядом с загонами для животных. Выжившие хрюшки хрюкают чуть в стороне за загородками, сбитыми на скорую руку. Маленьких поросят Николай и Татьяна пытаются сохранить для продажи и возрождения хозяйства на новом месте, если в родной дом не суждено будет вернуться.

Ночами в Приамурье уже свежо, а быт у крестьян Бережных простой: под навесом диван с ворохом одеял, стол, рукомойник, а рядом - икона. Да и сами Бережные, уповая на милость свыше, не грустят, успевая на ночь посмотреть телевизор, к которому подведен провод от автономного дизель-генератора.

ДВА ЭТАЖА НАД ВОДОЙ

От электроэнергии терпящий бедствие микрорайон отключили 7 сентября. Живущий в поселке опытный электрик Константин Седунов до последнего пытался сохранить работоспособность подстанции, поднимая до предела щитовые электроразводки и помечая красной краской критическую черту. Вода достигла ее в конце первой недели осени, как раз накануне выборов.

Дождливым субботним днем плавающий вездеход доставил в «хорпинскую венецию» мощный генератор. И остатки поселка снова ожили. Тусклый, но все же электрический свет зажегся в доме культуры и в окнах 2-этажного жилого здания поселка, у крыльца которого четвертую неделю плещется Амур. Киловатт-часов, оплаченных госбюджетом, им хватило и для подключения холодильников, и для просмотра теленовостей, и для нескольких электроплит.

Главный транспорт в наводнение - плавающий вездеход
Главный транспорт в наводнение - плавающий вездеход


Электрика Седунова с тех пор здесь окрестили «директором генератора». Впрочем, его жена Татьяна к этому времени приспособилась готовить горячую пищу в любых условиях. Женщина, упорно не желающая покидать свое кирпичное гнездо на возвышенности, была готова варить обеды и на корейской горелке, и у крыльца на костре. И не только для мужа, детей и трехлетней внучки Таси. В тарелке наваристого борща она не отказала никому из пострадавших земляков. Ее пирожки отведали и соседи, и сотрудники МЧС из Санкт-Петербурга, устроившие свой штаб на втором этаже здешнего клуба.

Татьяну Юрьевну соседи прозвали «ясновидящей». Ведь она за двое суток до прорыва дамбы со стороны Амура, оказывается, не паниковала, а просто прогнозировала самый худший вариант развития ситуации для села, убедив мужа съездить в городской гипермаркет и всю зарплату израсходовать на муку, сахар, крупы, консервы и овощи. И этот запас, действительно, выручил хозяйку, не бросившую свой гостеприимный дом в самые тяжелые дни наводнения. Внучку Тасю вместе с дочкой Женей приютили через неделю после начала потопа городские родственники. С мужем им, как говорит Татьяна Юрьевна, и пары бутербродов на день хватает. И все же, с 27 августа Татьяна Седунова ежедневно на своем ответственном посту – у плиты. Кастрюли у нее большие. А вдруг кто проголодается, да заглянет.

Кстати, первым делом она с самого рассвета варит кашу для многочисленных дворовых собак и кошек. Наводнение согнало брошеных цепных псов к крыльцу двухэтажки не только потому, что здесь еще остался пятачок асфальта. Каждое утро четвероногие, ожидающие хозяев, пытаются получить здесь миску калорийной похлебки. Те, кто предрекал грызню собачьей стаи под окнами семьи Седуновых, оказались неправы.

Журналисты, побывав в Хорпинском, убедились в дружелюбии домашних животных. Порядочности, судя по всему, у них порою больше, чем у людей, забывших хотя бы отвязать своих верных охранников от затопленных будок. Больше у этих зубастых тварей благородства, чем у одного высокопоставленного муниципального служащего, намеревавшегося в первые дни общей беды перебить всех "кусачих бомжей" на затопленных территориях.

Правда, в начале осени и хорпинским псам дважды повезло. Сначала чиновники Ленинского округа скинулись на собачий корм по предложению сердобольной работницы администрации Елены Бородиной, курирующей снабжение оставшихся обитателей Хорпинского. Потом председатель общественной организации ЗООСПАС Елена Асташова в очередной раз доставила здешним собакам 12 больших мешков «Чаппи».

ТРЕВОЖНЫЙ СЕНТЯБРЬ 2013 ГОДА

- Мы не чувствовали себя до конца оторванными от мира, ведь у нас, кроме прочего, оставалась возможность выходить в Интернет, - вспоминает Татьяна Седунова. – Благодаря общению в социальных сетях мы нашли отклик у десятков дальневосточников. Люди с Сахалина, Владивостока, других городов ДФО сразу предложили приютить в своих квартирах сельчан, лишившихся за считанные дни всего, что наживалось зачастую десятилетиями. Активно зовут к себе на зиму и жители Крымска. Они ведь знают, что такое водная стихия. Особая благодарность и нашим комсомольчанам. Например, 25-летний предприниматель Матвей Захаров в первый же день затопления перевез в свою новую 3-комнатную квартиру несколько жителей поселка. Этот же молодой великодушный человек доставлял хорпинцам в первые дни потопа детское питание, памперсы, комбикорм для животных.

Немало пострадавших жителей частных домов приютили и 2 местных двухэтажных домах, построенных на территории еще при СССР. Собственники жилья, решившие перебраться в конце августа на «большую землю», передавали ключи от своих квартир односельчанам. Перебрались на второй этаж сухого кирпичного здания и «временные холостяки», отправившие семьи в пункты временного размещения. Там же на период потопа разместились и пожилые пенсионерки Надежда Негонова и Людмила Журавлева, проводив детей с внуками в Комсомольск. Приютили у себя супруги Седуновы и 60-летнего Михаила Кодяева, которого спасатели сняли прямо с козырька подъезда в затопленном поселке Менделеева. Кроме того, комнаты двухэтажек спешно вместили в себя гарнитуры и бытовую технику из десятков подтопленных частных домов.

Семья вернулась на остров "с большой земли"
Семья вернулась на остров "с большой земли"


По рассказам самих очевидцев, вода впервые хлынула в Хорпинский в 3 часа ночи на 26 августа. Но тогда еще оставалась «дорога жизни», по которой к утру власти подогнали в поселок автобусы для эвакуации населения. Но уговорам властей, рекомендовавших срочно перебраться в пункты временного размещения, поддались не все. «Складывалось впечатление, что нас хотели выдавить из поселка и вычеркнуть нежилой микрорайон с административной карты города», - говорят многие жители населенного пункта.

А к рассвету следующих суток потоком воды унесло хозяйство сразу с нескольких дворов. Никто никого в беде не оставил. Первыми вывозили и выносили на руках и плечах детей, стариков, инвалидов. Семьи Бабаевых и Бережных, как и другие хорпинцы, державшие крупный рогатый скот, едва успевали перегонять коров и бычков в безопасное место. Мычание обезумевших коров иногда перекрывало громкоговорители и ревуны. Некоторые животные пытались плыть по протокам во мглу, выли привязанные во дворах псы, а коты в отчаянии прыгали с заборов на плечи людям.

Вспоминая все произошедшее, жители Хорпинского во многих своих бедах склонны винить чиновников, которые распорядились усиленно наращивать насыпь лишь со стороны озера, где находится крупный завод, а губительный водопад в итоге возник со стороны Амура. Там дамбу укрепляли, якобы, в последнюю очередь. Так ли это, и кто из ответственных лиц не принял надлежащих мер для заблаговременной защиты отдаленного микрорайона – станет в обозримом будущем официально известно.

Но сейчас более актуален другой вопрос - смогут ли люди вообще вернуться в свои дома? Смогут ли они до первых морозов высушить размякшие стены, поправить печи, достать дров? Да и теплотрасса, ведущая к благоустроенным жилым зданиям, превратилась в желе. Как и десятки тысяч разоренных сельчан Приамурья, жители Хорпинского убеждены: если в поселке не возродится частные дома, вряд ли останутся на отдаленной от города территории и отдельно стоящие два 22-квартирных дома.

Все, кто с 26 августа продолжал жить надеждой и взаимовыручкой в затопленном пригороде Комсомольска, с нетерпением ждали того дня, когда уровень воды в среднем течении Амура начнет падать. Дождались. Теперь им предстоит пройти новое, не менее тяжелое испытание – преодоление разрухи.
XS
SM
MD
LG