Ссылки для упрощенного доступа

Художники-нонконформисты устроили выставку на ступенях Эрмитажа


Те, кто пришел 21 сентября в Эрмитаж, особенно те, кто не спешил и прогуливался во дворике перед входом, наслаждаясь хорошей погодой и шумом фонтана, могли видеть молодых людей, прогуливающихся вокруг с рулонами под мышкой. Около 4 часов они направились к длинным ступеням с левой стороны двора, выстроились на них и по команде развернули плакаты. Двое стоявших сзади подняли вверх горизонтальную растяжку со словами «Политическая пропаганда» – и сразу стало ясно, что это название выставки, потому что молодые люди в переднем ряду стали людьми-плакатами: каждый плакат разделен на 2 части – на одной имя или псевдоним художника, на другой – его произведение весьма эпатажного свойства. Впереди встал молодой человек с микрофоном и объявил об открытии выставки в Государственном Эрмитаже. Это был Петр Павленский, известный своей резкой акцией в защиту Pussy Riot, когда он зашил себе рот и простоял в таком виде полтора часа перед Казанским собором, желая показать, что задержание Pussy Riot противоречит фундаментальным христианских ценностей, а также продемонстрировать, каково. По его мнению, положение современного художника в России, в условиях запрета на гласность и ужесточения цензуры.

Всем присутствующим добровольцы раздавали журнал «Политическая пропаганда», он же каталог выставки с программной статьей «Призраки идентичности». «Сегодня, когда общественная видимость становится необходимым условием для преодоления культурного шовинизма, очевидно, что исключение из поля массового внимания или настойчивое удерживание в нем того или иного объекта является признаком и способом грубого политического вторжения государства в область культуры и искусства», – говорится в статье, которая заканчивается некими программными установками: «борьба со статусными самоутверждениями и выведение в поле видимости представителей визуальной культуры, обладающих потенциалом опровержения навязываемых культурных табу. Обращение к тому, что скрывается за фасадом, а потому разоблачает механизмы функционирования господствующей системы отношений».

Собственно, Петр Павленский, устроивший нечто вроде импровизированной пресс-конференции, говорил о том же, отчетливая называя имена и псевдонимы художников – Олег Мавроматти, Таисия Круговых, Анатолий Ульянов, Анонимный националист, Анатолий Москвин и другие – всего 9 имен. Кто-то их них вынужден был стать политэмигрантом, кто-то попал в психиатрическую больницу – почти у всех непростая судьба, все «выводят в поле видимости то, что государство стремится спрятать». Петр Павленский подчеркивал, что выставка открывается в Эрмитаже – «цитадели свободного искусства», и что после своего открытия она будет жить как интернет-проект.

Несанкционированная выставка продержалась около получаса, потом подошли служители Эрмитажа, женщины-полицейские стали куда-то звонить, после чего явился еще одни полицейский, званием постарше, и стал командовать «демонтажом» выставки – подходил к каждому участнику отдельно и не то что вежливо, а даже ласково просил свернуть плакат. Никто этого делать не хотел, и анонимный полицейский (он так и не представился) аккуратно сворачивал его сам и вручал владельцу, после чего молодого человека или девушку вежливо под руку выводили со двора, потом операция повторялась – и так 9 раз.
Будет ли эта вежливость иметь какое-то иное продолжение, пока неизвестно. Но организатора казались вполне довольными – выставка в Эрмитаже действительно открылась. По словам Петра Павленского, она имела еще одну цель – показать, что поле деятельности каждого человека, каждого художника на самом деле гораздо шире, чем кажется, что если не иметь внутренних табу, можно выступать и делать выставки где угодно.
XS
SM
MD
LG