Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Косенко виновен по всем статьям


Михаил Косенко
Михаил Косенко

Суд признал Михаила Косенко виновным по делу о беспорядках на Болотной и назначил ему принудительное лечение

Замоскворецкий суд Москвы сегодня признал одного из фигурантов так называемого "болотного дела" Михаила Косенко виновным по всем пунктам обвинения. Ему назначено принудительное лечение в стационаре.



Оглашение постановления суда должно было начаться в два часа дня, но конвой привел Михаила Косенко только в начале четвертого. Подсудимый был встречен аплодисментами десятков присутствовавших в небольшом зале суда и за его пределами людей. Многие представители СМИ и те, кто пришел поддержать Михаила Косенко, не смогли попасть на оглашение постановления. Заседание проходило на фоне выкриков у здания суда и в коридорах: активисты скандировали "Свободу!". Поддержать Михаила Косенко среди прочих пришли сегодня оппозиционеры Алексей Навальный, Илья Яшин, Сергей Давидис, правозащитница Людмила Алексеева, актер Игорь Ясулович.

У здания суда собрались несколько сотен пикетчиков. Когда стало известно о том, что приговор носит обвинительный характер, некоторые из них начали скандировать "Позор!". Вскоре полиция начала задержание активистов.

Дело Михаила Косенко, инвалида второй группы по психиатрическому заболеванию, Замоскворецкий суд Москвы рассматривает с ноября прошлого года. Проведенная прошлым летом психиатрическая экспертиза в институте им. Сербского установила, что во время событий на Болотной площади 6 мая 2012 года Косенко не осознавал общественную опасность своих действий. Михаилу Косенко были предъявлены обвинения в участии в массовых беспорядках и применении силы по отношению к сотрудникам полиции.

В ходе последних заседаний по делу Косенко были допрошены свидетели, среди которых были, например, участники акции 6 мая – журналисты Александр Подрабинек, Екатерина Пархоменко, также был допрошен один из организаторов прошлогодней акции 6 мая Сергей Давидис. Кроме того, судья Людмила Москаленко приобщила к материалам дела видеозаписи, которые, по словам адвокатов, фактически доказывают невиновность Михаила Косенко. Ранее выступавшие в суде сотрудники ОМОНа – Александр Казьмин и Роман Пузиков, признанные потерпевшими по этому делу, фактически не опознали в Михаиле Косенко человека, участвовавшего в массовых беспорядках 6 мая. Кроме того, к делу был приобщен доклад общественной комиссии по итогам расследования событий на Болотной площади. Авторы исследования пришли к выводу, что ответственность за столкновения демонстрантов с полицией лежит на городских властях.

Анна Каретникова, правозащитник, член Общественной наблюдательной комиссии Москвы, на днях навестила Михаила Косенко в следственном изоляторе "Бутырка". По ее словам, Косенко держался спокойно и мужественно, однако не надеялся на то, что суд признает его невиновным. По словам Анны Каретниковой, это первый приговор по "болотному делу" в отношении человека, который не признает свою вину. Она также подчеркнула в интервью РС, что против него не было практически никаких улик и обвиняющих его свидетелей и потерпевших:

– Омоновец Казьмин сам сказал, что не хочет, чтобы обвиняемый Косенко сидел в тюрьме. Когда я сказала об этом начальнику СИЗО, тот спросил "Почему же тогда Косенко не отпускают?" – рассказала в интервью РС правозащитница Анна Каретникова.

"Комитет 6 мая" и двенадцать обвиняемых по "болотному делу", судебный процесс над которыми продолжается в Москве, призвали всех активистов и неравнодушных прийти сегодня в суд и поддержать Михаила Косенко. О своем намерении прийти на оглашение приговора заявил в частности журналист Александр Рыклин. Еще до оглашения приговора он заявил в интервью РС, что решение о его принудительном лечении свидетельствовало бы о возвращении к практике карательной психиатрии.

Cестра Косенко Ксения заявила Радио Свобода:

– Приговор был ожидаемо обвинительным. Несмотря на то, что достаточно убедительны были все доводы защиты и мой брат не совершал тех действий, в которых его обвиняют, он не бил омоновца этого, Казьмина, и абсолютно не нуждается в принудительном лечении, он вполне адекватный человек. Несмотря на то, что у него есть некоторые проблемы со здоровьем, он вполне нормальный человек. Приговор мы будем обжаловать во всех инстанциях, в каких только возможно. Я понимаю, что шансы минимальные, но мы все равно будем бороться.

Член правления правозащитного общества "Мемориал" Олег Орлов:

– Я во время событий на Болотной площади стоял рядом с Михаилом Косенко. Я стоял за ним примерно за одного человека. Мой друг по "Мемориалу" Ян Рачинский стоял рядом с ним, вот так, плечом к плечу. И мы на суде доказывали, показывали в своих показаниях: Косенко не совершал никаких противоправных действий. Мы это ясно и четко видели. Он не наносил никаких ударов ни рукой, ни ногой. Обвинять его в принципе вообще не в чем. Доводы защиты отражены буквально несколькими только абзацами в приговоре. Перечень фамилий, и моей в том числе, и Яна Рачинского, утверждается: показания свидетелей защиты несущественны, так как полностью не опровергают доводы обвинения. Ну, что значит – полностью? Мы его видели, мы рядом стояли! Но суду это, вполне очевидно, безразлично. Характер суда политический, приговор очевидно неправосуден.

Президент независимой психиатрической ассоциации России Юрий Савенко:

– В деле Косенко мы имеем дело с воскрешением практики советской психиатрии 60-80-х годов, откровенное использование психиатрии в политических целях. Слава богу, это еще только одиночные, точечные дела, но все технологии для того, чтобы использовать психиатрию, готовы на огромном множестве рутинных квартирных, имущественных дел. Это дело показало, что врач-эксперт Сербского, вызванный в суд, не постеснялся в моем присутствии, как профессионала, коллеги, полностью перечеркнуть международную классификацию болезней, к которой мы присоединились, и проявить даже полную бессовестность, когда на вопрос суда, ухудшится ли состояние Косенко в условиях СИЗО, притом что в собственном экспертном заключении было ими же написано, что состояние реально ухудшилось, и чтобы, по выражению самого Косенко, не сойти с ума, он начал заниматься аутогенной тренировкой, эксперты написали: "Это не в нашей компетенции". Словно они не врачи в первую очередь. Я думаю, что при очередном пересмотре дела, которые бывают каждые полгода, его отпустят. Потому что это человек, который в течение 12 лет с совершенно другим, более легким диагнозом добровольно, аккуратно лечился. Лечить его недобровольно в этой ситуации, ну, полная нелепость. Он показал на судебном процессе себя совершенно иначе, чем написали эксперты. Они описали его как человека с апато-абулическим дефектом, то есть безвольного, внушаемого, в то время как он и в моем присутствии подавал удивительно толковые реплики и вел себя очень активно. Будь у него тяжелое заболевание, условия этого процесса, пребывание в СИЗО вызвали бы декомпенсацию, а он даже мобилизовался.

Дмитрий Айвазян, адвокат:

– Вынесено постановление, которое нас не устраивает, которое мы будем обжаловать, но случилось то, что случилось, и случилось самое худшее, потому что в случае, если бы Михаил был вменяем, его бы наказали, в уголовном порядке, и в этом случае он бы попал теоретически под амнистию. Сейчас же, так как психиатры указали, что он опасен, что он невменяем, он даже под амнистию попасть не может, если она будет, конечно. Поэтому нам нужно сейчас обжаловать это заключение психиатров, которое порочно по многим обстоятельствам. И мы будем обжаловать вплоть до Страсбургского суда.

– В какие сроки будет апелляция?

– Десять дней. Но мы еще не получили постановление, оно будет через четыре дня, то есть не сегодня мы получим постановление. Протоколы неизвестно, когда будут, вообще неизвестно когда. Лечение его – это уже будет решать лечащий врач, комиссия того учреждения, где он будет находиться. Не исключено, что ему создадут не столь жесткие условия с учетом его состояния действительного, объективного.

С призывом к российским властям снять обвинения с Михаила Косенко и не допустить его направления на принудительное психиатрическое лечение обратилась правозащитная организация Human Rights Watch. На днях правозащитная организация "Международная амнистия" назвала Косенко узником совести.

Всего по так называемому "болотному делу" к ответственности привлечены 27 человек. Следствие в отношении некоторых из них еще продолжается.
XS
SM
MD
LG