Булочная на Покровке, дом 1 вновь обрела историческую вывеску, а витрина магазина, которой возвращен старинный вид, превратилась в музейно-выставочное пространство. Это негосударственный проект, осуществленный профессиональными реставраторами на народные деньги. Старинных вывесок в Москве осталось немного, тем важнее позаботиться об этих элементах декоративного убранства фасадов.
Когда в прошлом году рабочие демонтировали отслуживший свое пластиковый короб вывески булочной, оказалось, что на керамической облицовке эпохи модерна нанесены всеми забытые надписи краской. С трудом, но читалось "Булочная и кондитерская". Вот тогда, говорит координатор движения "Архнадзор", архитектор-реставратор Александр Можаев, и возникла идея спасти свидетельство первых десятилетий ХХ века:
– Чтобы собрать деньги, мы обратились ко всем неравнодушным людям через интернет. Вообще-то на Покровке довольно много дорогих ресторанов и других подобных заведений, поэтому у меня была такая мысль, что предприниматели этой улицы должны бы заинтересоваться этим проектом, ведь это в целом повышает общий престиж, делает место привлекательным для людей. Мы специально к ним не ходили, но ждали, что они придут сами. Пришел только один человек, у которого здесь офис, и он внес половину суммы. Может быть, в следующий раз их будет двое. А сумма нужна была не такая уж и большая, около 250 тысяч рублей. Для городского бюджета это вообще не деньги, для владельцев дорогих ресторанов тоже не очень сложно.
Мы надеемся, что вдруг мода возникнет. Посмотрите, сколько в городе появилось в последние годы стилизованных под старину вывесок, а тут есть возможность похвастаться подлинником.
– Что вы поместили в витрину?
– Мы решили, что это будет некий самодельный музей. В книжках пишут, что в соседней витрине, которая ближе к Армянскому переулку, Маяковский выставлял свои оригиналы "Окон РОСТа". Он ночью их рисовал, потом это шло в тираж, но первые листы он по утрам вывешивал в витрине. Мы подумали, что это хорошая идея, что в этой витрине можно сделать нечто краеведчески-просветительское, такой народный музей Покровки и окрестностей. Какая-нибудь ненавязчивая экспозиция будет меняться раз в две недели. Сейчас мы там разместили экспозицию о самой реставрации, наш отчет. А что будет дальше – думаем.
Координатор "Архнадзора", краевед Рустам Рахматуллин сообщает, что реставрация вывески была проведена с разрешения хозяев булочной:
– Это частный, приватизированный магазин, и владеют им потомственные продавцы, мать и дочь. Реставрация проведена замечательно, теперь вывеску надо оберегать, чтобы любители граффити или маляры, представляющие городские коммунальные службы, не прикасались больше к этой работе. До сих пор это был народный проект, но теперь городские власти должны подключиться.
– Вывеска как бы двоится, один слой проступает сквозь другой. Почему нужно было сохранять надписи разного времени и разного стиля?
– Потому что это научная реставрация. Любопытно, что помимо текстуально одинаковой надписи "Булочная и кондитерская", там еще проступают фрагменты своеобразные, относящие в разным советским эпохам, остатки каких-то аббревиатур, до сих пор не расшифрованных, сбитые остатки фразы "Московское …". Это очень мелкие, но важные знаки.
Надо добавить, что Покровка, Маросейка и Ильинка в этом смысле удивительны. В Москве можно по пальцам пересчитать старые вывески и надписи, но вот здесь, на радиусе Ильинки – Маросейки – Покровки, их несколько. К примеру, на здании, в котором расположено посольство Белоруссии, есть абсолютно уникальная доска "Свободен от постоя. Мясницкая часть, третий квартал". Первая фраза означает, что хозяева внесли деньги на строительство казармы и вправе не пускать солдат, а второе предложение – это старая адресная система, нумерация не по улице, а по полицейской части и кварталу в ней.
Хочется, чтобы все это было сохранено. Когда вы меняете оптику, настраиваете зрение на такие детали, вы становитесь москвичом в каком-то новом смысле. Все-таки настройка оптики – очень важная вещь. К сожалению, большинство не владеет пока этим искусством.
Хочется обратиться ко всем владельцам подобных заведений, владельцам или арендаторам первых этажей на больших исторических улицах: под вашими нынешними неоновыми или иными вывесками может обнаружиться замечательная старина, которая станет и вашей маркой. Негативный пример – знаменитый "Фарфор-Фаянс" на Мясницкой, 8, бывший магазин товарищества Кузнецова. Над его витринами до самых последних лет сохранялась контррельефная надпись "Товарищество М.С. Кузнецова". К счастью, она была не уничтожена, а лишь заштукатурена, и поверх поместили современную вывеску. Но все-таки учреждение, уважающее себя и свою преемственность, не стало бы так делать, – говорит Рустам Рахматуллин.
На кадрах этой кинохроники – Москва 1908 года. Есть там и дома с тогдашними вывесками:
Когда в прошлом году рабочие демонтировали отслуживший свое пластиковый короб вывески булочной, оказалось, что на керамической облицовке эпохи модерна нанесены всеми забытые надписи краской. С трудом, но читалось "Булочная и кондитерская". Вот тогда, говорит координатор движения "Архнадзор", архитектор-реставратор Александр Можаев, и возникла идея спасти свидетельство первых десятилетий ХХ века:
– Чтобы собрать деньги, мы обратились ко всем неравнодушным людям через интернет. Вообще-то на Покровке довольно много дорогих ресторанов и других подобных заведений, поэтому у меня была такая мысль, что предприниматели этой улицы должны бы заинтересоваться этим проектом, ведь это в целом повышает общий престиж, делает место привлекательным для людей. Мы специально к ним не ходили, но ждали, что они придут сами. Пришел только один человек, у которого здесь офис, и он внес половину суммы. Может быть, в следующий раз их будет двое. А сумма нужна была не такая уж и большая, около 250 тысяч рублей. Для городского бюджета это вообще не деньги, для владельцев дорогих ресторанов тоже не очень сложно.
Мы надеемся, что вдруг мода возникнет. Посмотрите, сколько в городе появилось в последние годы стилизованных под старину вывесок, а тут есть возможность похвастаться подлинником.
– Что вы поместили в витрину?
– Мы решили, что это будет некий самодельный музей. В книжках пишут, что в соседней витрине, которая ближе к Армянскому переулку, Маяковский выставлял свои оригиналы "Окон РОСТа". Он ночью их рисовал, потом это шло в тираж, но первые листы он по утрам вывешивал в витрине. Мы подумали, что это хорошая идея, что в этой витрине можно сделать нечто краеведчески-просветительское, такой народный музей Покровки и окрестностей. Какая-нибудь ненавязчивая экспозиция будет меняться раз в две недели. Сейчас мы там разместили экспозицию о самой реставрации, наш отчет. А что будет дальше – думаем.
Координатор "Архнадзора", краевед Рустам Рахматуллин сообщает, что реставрация вывески была проведена с разрешения хозяев булочной:
– Это частный, приватизированный магазин, и владеют им потомственные продавцы, мать и дочь. Реставрация проведена замечательно, теперь вывеску надо оберегать, чтобы любители граффити или маляры, представляющие городские коммунальные службы, не прикасались больше к этой работе. До сих пор это был народный проект, но теперь городские власти должны подключиться.
– Вывеска как бы двоится, один слой проступает сквозь другой. Почему нужно было сохранять надписи разного времени и разного стиля?
– Потому что это научная реставрация. Любопытно, что помимо текстуально одинаковой надписи "Булочная и кондитерская", там еще проступают фрагменты своеобразные, относящие в разным советским эпохам, остатки каких-то аббревиатур, до сих пор не расшифрованных, сбитые остатки фразы "Московское …". Это очень мелкие, но важные знаки.
Надо добавить, что Покровка, Маросейка и Ильинка в этом смысле удивительны. В Москве можно по пальцам пересчитать старые вывески и надписи, но вот здесь, на радиусе Ильинки – Маросейки – Покровки, их несколько. К примеру, на здании, в котором расположено посольство Белоруссии, есть абсолютно уникальная доска "Свободен от постоя. Мясницкая часть, третий квартал". Первая фраза означает, что хозяева внесли деньги на строительство казармы и вправе не пускать солдат, а второе предложение – это старая адресная система, нумерация не по улице, а по полицейской части и кварталу в ней.
Хочется, чтобы все это было сохранено. Когда вы меняете оптику, настраиваете зрение на такие детали, вы становитесь москвичом в каком-то новом смысле. Все-таки настройка оптики – очень важная вещь. К сожалению, большинство не владеет пока этим искусством.
Хочется обратиться ко всем владельцам подобных заведений, владельцам или арендаторам первых этажей на больших исторических улицах: под вашими нынешними неоновыми или иными вывесками может обнаружиться замечательная старина, которая станет и вашей маркой. Негативный пример – знаменитый "Фарфор-Фаянс" на Мясницкой, 8, бывший магазин товарищества Кузнецова. Над его витринами до самых последних лет сохранялась контррельефная надпись "Товарищество М.С. Кузнецова". К счастью, она была не уничтожена, а лишь заштукатурена, и поверх поместили современную вывеску. Но все-таки учреждение, уважающее себя и свою преемственность, не стало бы так делать, – говорит Рустам Рахматуллин.
На кадрах этой кинохроники – Москва 1908 года. Есть там и дома с тогдашними вывесками: