В День народного единства у стен Кремля прошла церемония открытия воссозданного Обелиска в память трехсотлетия царствования Дома Романовых. Это уже третье преображение гранитного монумента. Дольше всего, 95 лет, он просуществовал как большевистский Памятник выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся.
Даже после того, как обелиск освятил глава РПЦ патриарх Кирилл, Александровский сад оставался пустынным. Ни к вновь обретенному памятнику, ни на Красную площадь в День народного единства народ не пускали. Монумент можно было увидеть лишь издалека.
Признаться, мне жаль памятника революционным мыслителям. Он наследовал старинную традицию садово-паркового искусства украшать аллеи "обманками", кунштюками и диковинками. Не слишком приметный, поскольку был установлен не на теперешнем газоне в виде насыпного холмика, а непосредственно на асфальте, обелиск был скорее забавен, чем представлял собой грозное оружие революционной пропаганды. 19 имен на гранях располагались в небрежной последовательности: сначала Маркс с Энгельсом, где-то посредине Кампанелла, потом Чернышевский, Фурье и в самом низу Плеханов. Хронологической и какой-то еще логики тут не было, зато были следы торопливости и неустоявшегося канона.
Изначальный, царских времен, кудрявый орнамент на постаменте не тронули, но посередине исчез Георгий Победоносец. В 1918 году вместо него появилась надпись "Р.С.Ф.С.Р.". Мало того что в иной стилистике, так еще каждая буква новой к тому времени аббревиатуры отделялась от другой точкой. Современная орфография такие точки не предусматривает.
Теперь ничего этого больше нет. Объявлено, что стараниями скульптора Салавата Щербакова, архитектора Игоря Воскресенского и ЗАО "Моспромстрой" обелиск вернулся в Александровский сад в первозданном виде. Что он вновь стал "Романовским", точно таким же, каким был в короткий промежуток с 1914 по 1918 год. Однако, считает координатор движения "Архнадзор" Александр Можаев, ни о какой аутентичности не может быть и речи.
– Уничтожены надписи 1918 года, которые, безусловно, были ценнейшим историческим документом, ведь это первый обелиск Советской республики. При этом и дореволюционная резьба геральдики, имен государей, святого Георгия и грифона – герба Романовых наверху не воссозданы достоверно или хотя бы качественно. До наших дней дошли вполне приличного качества фотографии этого обелиска, сделанные в день его открытия в 1914 году. Если сравнить с тем, что получилось сейчас, видно – это в принципе другой рисунок.
Складывается впечатление, что авторы и не пытались сделать похоже, не ставили перед собой такую цель. Они заявляли, что опирались на некие обнаруженные ими архивные документы. Они говорили: да, многое не совпадает со старыми фотографиями потому, что они нашли что-то такое в архивах. Выяснилось, что архивные документы – это всего-навсего эскизный проект 1912 года, опубликованный тогда же в "Архитектурном журнале". Это предварительный вариант, который потом был переработан. Это, во-первых, совсем не то, что было воплощено в жизнь; во-вторых, это плохо прочерченный, условный эскиз. Вот это и взято теперь за основу.
Даже если отбросить сейчас разговоры об охране памятников, о потере уникального исторического подлинника, воссозданный обелиск – это еще откровенная и пугающая халтура, – говорит Александр Можаев.
Перечень несовершенств, – продолжает член Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы, архитектор Николай Аввакумов:
– Там теперь совершенно другой шрифт и другая композиция. Изначально она была очень плотная, буквы как будто заплетались в орнаментальной листве. Надпись "Романовы" прежде была немножко крупнее. Здесь одинаковый шрифт, все отцентровано. Когда я рассмотрел старую фотографию, я понял, что там был очень цельный замысел. Обелиск был выполнен в так называемом "русском стиле". Это такая стилизация на тему владимиро-суздальской каменной резьбы. И Георгий имел такой иконографический вид, иконный, немножко в условной манере был сделан. Здесь, конечно, совершенно не такое изображение. В общем, очень много нестыковок, стиль не ухватили авторы.
Кроме того, памятник даже развернут теперь не в ту сторону. Он смотрел в сторону главных ворот Александровского сада, а теперь его повернули в сторону аллеи, т. е. первоначальная идея – расположение по сторонам света – здесь тоже нарушена.
Люди взяли исторические камни и из них сделали какое-то новое изделие, воплотив здесь свое представление о том, как этот памятник мог выглядеть. Но на самом деле это все отличается от оригинала как небо и земля.
Обелиск революционным мыслителям ровно 95 лет назад был переделан из Романовского, и в таком виде памятник являлся объектом культурного наследия. Он был поставлен под охрану решением Совета министров РСФСР в 1960 году. И удивительно, что управделами президента Виктор Хреков, когда начался шум и негодование людей, увидевших, как летом начали разбирать этот известный обелиск, сказал, что обелиск с плохом состоянии, что он аварийный. И он обещал, что к 4 ноября монумент вернется не в романовском виде, он обещал, что с теми же именами социалистов обелиск будет стоять на том же месте.
Организаторы этих событий говорят – мы возрождаем, восстанавливаем историческую правду, но на самом деле столько неправды было сказано, столько ложных заверений... Удивительно, что у стен Кремля происходит нарушение Закона об охране культурного наследия. Это очень интересный памятник, в котором было наслоение двух эпох. А сейчас, когда это свидетельство ушло, потомки уже будут помнить о том, что люди, которые называют себя патриотами, православными, взяли и исказили до неузнаваемости памятник, который охранялся законом. Есть документы, есть паспорт на этот памятник. Он был поставлен под охрану еще в советское время и входил в охранную зону Кремля и Александровского сада. Ну, как так можно – звать патриарха на освящение такого памятника, который, в общем-то, исказил и советский памятник, и не восстановили тот памятник, который был посвящен 300-летию династии Романовых. Я думаю, не надо было трогать советский памятник. Он должен был сохраниться именно в таком виде, в котором он до нас дошел.
А если было желание к 400-летию Дома Романовых воссоздать его, то можно было сканировать эти старые детали, сделать обмеры и воспроизвести этот декор, сделать полное восстановление и установить этот памятник (оставив в покое нынешний) в ином месте. Вообще мы мечтали о восстановлении этого памятника. Я хорошо помню, как с друзьями разговаривали об этом и думали, где это можно сделать. Например, в Зарядье, на месте снесенной гостиницы "Россия". Там проектируется парк. Там палаты бояр Романовых стоят. Там прекрасные виды – с видом на Кремль. Никто бы не был против этого.
Даже после того, как обелиск освятил глава РПЦ патриарх Кирилл, Александровский сад оставался пустынным. Ни к вновь обретенному памятнику, ни на Красную площадь в День народного единства народ не пускали. Монумент можно было увидеть лишь издалека.
Признаться, мне жаль памятника революционным мыслителям. Он наследовал старинную традицию садово-паркового искусства украшать аллеи "обманками", кунштюками и диковинками. Не слишком приметный, поскольку был установлен не на теперешнем газоне в виде насыпного холмика, а непосредственно на асфальте, обелиск был скорее забавен, чем представлял собой грозное оружие революционной пропаганды. 19 имен на гранях располагались в небрежной последовательности: сначала Маркс с Энгельсом, где-то посредине Кампанелла, потом Чернышевский, Фурье и в самом низу Плеханов. Хронологической и какой-то еще логики тут не было, зато были следы торопливости и неустоявшегося канона.
Изначальный, царских времен, кудрявый орнамент на постаменте не тронули, но посередине исчез Георгий Победоносец. В 1918 году вместо него появилась надпись "Р.С.Ф.С.Р.". Мало того что в иной стилистике, так еще каждая буква новой к тому времени аббревиатуры отделялась от другой точкой. Современная орфография такие точки не предусматривает.
Теперь ничего этого больше нет. Объявлено, что стараниями скульптора Салавата Щербакова, архитектора Игоря Воскресенского и ЗАО "Моспромстрой" обелиск вернулся в Александровский сад в первозданном виде. Что он вновь стал "Романовским", точно таким же, каким был в короткий промежуток с 1914 по 1918 год. Однако, считает координатор движения "Архнадзор" Александр Можаев, ни о какой аутентичности не может быть и речи.
– Уничтожены надписи 1918 года, которые, безусловно, были ценнейшим историческим документом, ведь это первый обелиск Советской республики. При этом и дореволюционная резьба геральдики, имен государей, святого Георгия и грифона – герба Романовых наверху не воссозданы достоверно или хотя бы качественно. До наших дней дошли вполне приличного качества фотографии этого обелиска, сделанные в день его открытия в 1914 году. Если сравнить с тем, что получилось сейчас, видно – это в принципе другой рисунок.
Это еще откровенная и пугающая халтура
Даже если отбросить сейчас разговоры об охране памятников, о потере уникального исторического подлинника, воссозданный обелиск – это еще откровенная и пугающая халтура, – говорит Александр Можаев.
Перечень несовершенств, – продолжает член Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы, архитектор Николай Аввакумов:
– Там теперь совершенно другой шрифт и другая композиция. Изначально она была очень плотная, буквы как будто заплетались в орнаментальной листве. Надпись "Романовы" прежде была немножко крупнее. Здесь одинаковый шрифт, все отцентровано. Когда я рассмотрел старую фотографию, я понял, что там был очень цельный замысел. Обелиск был выполнен в так называемом "русском стиле". Это такая стилизация на тему владимиро-суздальской каменной резьбы. И Георгий имел такой иконографический вид, иконный, немножко в условной манере был сделан. Здесь, конечно, совершенно не такое изображение. В общем, очень много нестыковок, стиль не ухватили авторы.
Кроме того, памятник даже развернут теперь не в ту сторону. Он смотрел в сторону главных ворот Александровского сада, а теперь его повернули в сторону аллеи, т. е. первоначальная идея – расположение по сторонам света – здесь тоже нарушена.
Люди взяли исторические камни и из них сделали какое-то новое изделие, воплотив здесь свое представление о том, как этот памятник мог выглядеть. Но на самом деле это все отличается от оригинала как небо и земля.
Обелиск революционным мыслителям ровно 95 лет назад был переделан из Романовского, и в таком виде памятник являлся объектом культурного наследия. Он был поставлен под охрану решением Совета министров РСФСР в 1960 году. И удивительно, что управделами президента Виктор Хреков, когда начался шум и негодование людей, увидевших, как летом начали разбирать этот известный обелиск, сказал, что обелиск с плохом состоянии, что он аварийный. И он обещал, что к 4 ноября монумент вернется не в романовском виде, он обещал, что с теми же именами социалистов обелиск будет стоять на том же месте.
Организаторы этих событий говорят – мы возрождаем, восстанавливаем историческую правду, но на самом деле столько неправды было сказано, столько ложных заверений... Удивительно, что у стен Кремля происходит нарушение Закона об охране культурного наследия. Это очень интересный памятник, в котором было наслоение двух эпох. А сейчас, когда это свидетельство ушло, потомки уже будут помнить о том, что люди, которые называют себя патриотами, православными, взяли и исказили до неузнаваемости памятник, который охранялся законом. Есть документы, есть паспорт на этот памятник. Он был поставлен под охрану еще в советское время и входил в охранную зону Кремля и Александровского сада. Ну, как так можно – звать патриарха на освящение такого памятника, который, в общем-то, исказил и советский памятник, и не восстановили тот памятник, который был посвящен 300-летию династии Романовых. Я думаю, не надо было трогать советский памятник. Он должен был сохраниться именно в таком виде, в котором он до нас дошел.
А если было желание к 400-летию Дома Романовых воссоздать его, то можно было сканировать эти старые детали, сделать обмеры и воспроизвести этот декор, сделать полное восстановление и установить этот памятник (оставив в покое нынешний) в ином месте. Вообще мы мечтали о восстановлении этого памятника. Я хорошо помню, как с друзьями разговаривали об этом и думали, где это можно сделать. Например, в Зарядье, на месте снесенной гостиницы "Россия". Там проектируется парк. Там палаты бояр Романовых стоят. Там прекрасные виды – с видом на Кремль. Никто бы не был против этого.