Ссылки для упрощенного доступа

Судьба Карамазовых


Олег Табаков, руководитель МХТ
Олег Табаков, руководитель МХТ

В МХТ решают судьбу спектакля "Карамазовы"

В МХТ имени Чехова определилась судьба спектакля "Карамазовы" и его создателя режиссера Константина Богомолова. После закрытого рабочего прогона решено было, что новая постановка попадет в репертуар театра. Ранее сообщалось, что премьера не состоится. Тем не менее Константин Богомолов объявил, что покидает МХТ.

В последние дни все новости о конфликте, возникшем в театре, исходили от самого Константина Богомолова. В слоем блоге и в Facebook постановщик спектакля по роману Достоевского то сообщал, что в репертуаре МХТ "Карамазовы" не появятся и он подал заявление об уходе, то заявлял, что надежда все-таки есть. При этом он признавал, что в спектакле есть "жесткач". По всей видимости, это и стало поводом для худрука театра Олега Табакова потребовать внести в спектакль существенные изменения, на что Богомолов не был готов согласиться.

Редактор журнала "Вопросы театра" Марина Тимашева признает, что разобраться в происходящем достаточно сложно.

– Никто из вовлеченных в этот конфликт людей не соглашается давать комментарии. Однако мы знаем, что из спектакля относительно недавно вышла Рената Литвинова, которая должна была играть одну из ролей. По каким причинам покинула она спектакль Московского художественного театра, непонятно. От комментариев она отказывается. Точно так же поступают Константин Богомолов и Олег Табаков.

Как бы то ни было, премьера назначена на 5 декабря, уже билеты проданы. Пока что никто не объявлял о том, что билеты должны быть возвращены в связи с отменой этого спектакля.

Очевидно одно: внутри театра возник конфликт. Тут нужно сказать, что вообще-то художественный руководитель театра имеет законное право закрыть любой неугодный ему и показавшийся несовершенным спектакль. И Олег Табаков так время от времени и поступает.

И не он один. И в прежние времена такое происходило, и сейчас случается. Так что это как минимум не означает, что Олег Табаков особенно жестокосерден.

– Совершенно справедливо. Но тут ситуация несколько странная, потому что Константин Богомолов совершенно не новичок ни в режиссуре, ни в МХТ. В двух театрах, подведомственных Олегу Табакову (а именно в Московском театре-студии под руководством Табакова и в МХТ им. Чехова), Константин Богомолов с 2007 года поставил аж 10 спектаклей! И проблемы начались на восьмом, а именно на спектакле "Год, когда я не родился", который поставлен по пьесе Виктора Розова "Гнездо глухаря". Вот тогда первый раз стали по Москве носиться слухи о том, что спектакля этого не будет. Что возникли какие-то трения между Табаковым и Богомоловым, что Богомолов не хочет выпускать спектакль с теми изъятиями или поправками, которые требует Табаков, что он уйдет из театра или снимет свою фамилию с афиши, или вообще спектакля не будет. Однако спектакль с изменениями вышел и благополучно идет на сцене МХТ с 2012 года.

Затем аналогичная история произошла со спектаклем "Идеальный муж" по мотивам произведений Уайльда. Тогда, как кажется, конфликт стал гораздо более жестким. В этом спектакле усматривались все признаки очень резкой политической сатиры и сатиры на нравы современной элиты, современного общества. Какие-то вещи тоже не устраивали Олега Табакова. Он тоже требовал каких-то изменений. Люди бежали бегом на этот спектакль, потому что были абсолютно уверены в том, что занавес закроется и никогда не откроется, этого спектакля не покажут. Однако же этот "Идеальный муж" остается в репертуаре МХТ и собирает невероятные аншлаги. Билеты купить невозможно, хотя цены запредельные. Честно говоря, Константин Богомолов Олега Табакова должен абсолютно устраивать, потому что, судя по всем последним интервью Олега Павловича, главный критерий для него – это касса. А такой кассы, которую делают Московскому художественному театру постановки Богомолова, не приносит никакой другой режиссер. Так что мы уже в третий раз встречаемся с одной и той же ситуацией.

Ни я, ни вы, и вообще никто "Карамазовых" пока не видели. Поэтому рассуждать об этой работе Богомолова мы не можем. Но чем он отличается от других режиссеров, если с его именем связано уже столько, скажем так, неоднозначных историй?

– Богомолов очень профессиональный человек. И разные его спектакли, которые я видела в разные годы, даже довольно сложно отнести к одному и тому же человеку. Он умеет работать очень по-разному, в очень разных эстетиках. Но в
Успокаивать людей, утешать их, давать им хоть какой-нибудь свет или показывать им явь такой, какой она видится режиссеру с очень неоптимистичным, очень невеселым взглядом на мир...
последние годы он склонен к чему? Во-первых, он компонует тексты из разных произведений, которые, как кажется на первый взгляд, практически не имеют между собой ничего общего. Во-вторых, он очень любит вводить в свои спектакли, чтобы не сказать, перегружать свои спектакли всевозможными музыкальными номерами. В-третьих, он делает многие спектакли по принципу, который мы называем "монтажом аттракционов", т. е. это постановки, распадающиеся на чрезвычайно эффектные, яркие, резкие, радикальные номера.

Но куда важнее другое. То, что есть какая-то особенность мировоззрения Константина Богомолова, которая вполне может претить Олегу Павловичу Табакову. И не только ему, но и многим зрителям, многим театральным критикам тоже. Константин Богомолов считает, что не нужно никак людям облегчать в театре жизнь, что ее нужно максимально усложнить. Иными словами, сделать зрелище внешне чрезвычайно эффектным и легко воспринимающимся, но при этом по внутренней логике рассказать человеку, что жизнь – это ад, что мир, который построен нами, – это ад.

Кроме всего прочего, Константин Богомолов очень любит такие метафорические эротические сцены, которые тоже могут вызвать некоторый шок в зрительном зале и не только у людей, принадлежащих к поколению Олега Павловича.

Я думаю, что тут все дело где-то на стыке двух проблем: различающегося мировоззрения, различного отношения к функции, к миссии театра – успокаивать людей, утешать их, давать им хоть какой-нибудь свет или показывать им явь такой, какой она видится режиссеру с очень неоптимистичным, очень невеселым взглядом на мир. Это с одной стороны, а с другой – некоторые приемы, которые режиссер использует на сцене, повторяю, могут людей шокировать.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG