О феномене детства и феномене театра рассказывает художественный руководитель Театр юношеского творчества при ленинградском Дворце пионеров Евгений Сазонов.
На протяжении многих десятилетий мы пытаемся изменить сложившуюся ситуацию, и суть перемен состоит в том, чтобы в центр педагогического пространства, действия, смысла поставить ребенка, развитие личности. Нет ничего дороже, чем человек, маленький или взрослый, и манипулировать его душой, делать ее объектом воспитания неправильно. Она должна быть субъектом, нужно поместить ребенка в центр театрального пространства, если понимать его как пространство, наполненное смыслом, философией, психологией, глубиной, красотой, эстетикой, трудом, вдохновением, парадоксами, порядком и хаосом, то есть всей той сложностью, которая присуща миру. Мне кажется, что театральный педагог - это одна из сложнейших профессий в мире, потому что она предполагает и владение ремеслом театральным, знание психологии, в какой-то степени даже понимание педиатрии, детской медицины. И только тогда театр создаст условия для развития личности ребенка.
Конечно, сегодня есть проблемы, которые связаны с тем, что наш ТЮТ устроен так, что дети погружены не только в вокал, сценическое движение, но и во множество театральных ремесел: свет, грим, костюмы... Это все культурные каналы, по которым мы приводим детей туда же, куда приводит и актерское мастерство, и грим, и вокал. Главная трагедия заключается в том, что, когда мы начинаем делать с детьми театр, мы чаще вольно, но иногда и невольно копируем модель профессионального театра, которая совершенно не годится детям. Нельзя делать с детьми профессиональный театр! Потому что материалом для искусства режиссера является искусство актера, и хороший режиссер всегда использует искусство актера и из него строит свое режиссерское произведение. Но на том месте, где у профессионального режиссера искусство актера, у нас находится внутренний мир ребенка, а никакого искусства актера еще нет. И использовать душу ребенка для создания своего собственного режиссерского построения... Педагогическое преступление - использовать детей как материал!
В нашем театре мы воспитываем также и родителей, то есть их воспитывают собственные дети. Потому что надо устроить все так, чтобы ребенок приходил на занятия как в рай, где все можно. Душе же хочется всего! Нужна свобода, нужно творческое пространство. Ребенок должен себя пробовать, а кем он будет - программистом, бизнесменом... Один мой датский коллега сказал, что педагоги в театре - это та сетка в аквариуме, в котором плавают дети. И пусть они плавают, куда хотят. Но когда ребенок начинает тонуть, эта сетка-педагог его подбрасывает вверх, и все. И для этого нужно быть мастером высочайшего класса!
Расширение сознания - это очень важное обстоятельство, и прежде всего должно быть расширено сознание педагогов, взрослых людей. Есть два великих феномена - феномен детства и феномен театра, и как они соотносятся - тут без расширения сознания не обойтись. И театр в нашем случае - средство, не более того, но и не менее. И позиционирование театра как средства нисколько не уменьшает его смысл и значение, глубину и сложность. Мы не готовим в театральные актеры, художники или гримеры, мы готовим в человеки!
На протяжении многих десятилетий мы пытаемся изменить сложившуюся ситуацию, и суть перемен состоит в том, чтобы в центр педагогического пространства, действия, смысла поставить ребенка, развитие личности. Нет ничего дороже, чем человек, маленький или взрослый, и манипулировать его душой, делать ее объектом воспитания неправильно. Она должна быть субъектом, нужно поместить ребенка в центр театрального пространства, если понимать его как пространство, наполненное смыслом, философией, психологией, глубиной, красотой, эстетикой, трудом, вдохновением, парадоксами, порядком и хаосом, то есть всей той сложностью, которая присуща миру. Мне кажется, что театральный педагог - это одна из сложнейших профессий в мире, потому что она предполагает и владение ремеслом театральным, знание психологии, в какой-то степени даже понимание педиатрии, детской медицины. И только тогда театр создаст условия для развития личности ребенка.
Конечно, сегодня есть проблемы, которые связаны с тем, что наш ТЮТ устроен так, что дети погружены не только в вокал, сценическое движение, но и во множество театральных ремесел: свет, грим, костюмы... Это все культурные каналы, по которым мы приводим детей туда же, куда приводит и актерское мастерство, и грим, и вокал. Главная трагедия заключается в том, что, когда мы начинаем делать с детьми театр, мы чаще вольно, но иногда и невольно копируем модель профессионального театра, которая совершенно не годится детям. Нельзя делать с детьми профессиональный театр! Потому что материалом для искусства режиссера является искусство актера, и хороший режиссер всегда использует искусство актера и из него строит свое режиссерское произведение. Но на том месте, где у профессионального режиссера искусство актера, у нас находится внутренний мир ребенка, а никакого искусства актера еще нет. И использовать душу ребенка для создания своего собственного режиссерского построения... Педагогическое преступление - использовать детей как материал!
В нашем театре мы воспитываем также и родителей, то есть их воспитывают собственные дети. Потому что надо устроить все так, чтобы ребенок приходил на занятия как в рай, где все можно. Душе же хочется всего! Нужна свобода, нужно творческое пространство. Ребенок должен себя пробовать, а кем он будет - программистом, бизнесменом... Один мой датский коллега сказал, что педагоги в театре - это та сетка в аквариуме, в котором плавают дети. И пусть они плавают, куда хотят. Но когда ребенок начинает тонуть, эта сетка-педагог его подбрасывает вверх, и все. И для этого нужно быть мастером высочайшего класса!
Расширение сознания - это очень важное обстоятельство, и прежде всего должно быть расширено сознание педагогов, взрослых людей. Есть два великих феномена - феномен детства и феномен театра, и как они соотносятся - тут без расширения сознания не обойтись. И театр в нашем случае - средство, не более того, но и не менее. И позиционирование театра как средства нисколько не уменьшает его смысл и значение, глубину и сложность. Мы не готовим в театральные актеры, художники или гримеры, мы готовим в человеки!