Армия США окончательно покинула свою единственную авиабазу в Киргизии, в бишкекском аэропорту "Манас", после 13 лет пребывания там. "Центр транзитных перевозок" (ЦТП), так официально называлась база, был ключевым вопросом и нередко проблемой в отношениях между Киргизией, Россией и США.
Хотя ослабление контактов в последние годы между Бишкеком и Вашингтоном очевидно, Соединенные Штаты говорят, что все еще заинтересованы в сотрудничестве с Киргизией, но теперь уже в рамках всей Центральной Азии. Но действия и заявления нынешнего президента страны Алмазбека Атамбаева указывают на смену внешнеполитического курса – Бишкек начинает все больше ориентироваться на Москву.
Министерство обороны Киргизии сейчас решает, что делать с инфраструктурой и невоенной техникой, оставшимися в наследство от американцев, а правительство пока безуспешно пытается привлечь иностранные инвестиции для создания международного транспортного узла в аэропорту Бишкека. Срок соглашения о пребывании Центра транзитных перевозок, который служил перевалочным пунктом для военных сил НАТО из Афганистана и осуществлял дозаправку самолетов военно-воздушных сил войск ISAF, истек 11 июля. Как сообщает посольство США в Киргизии, последние американские военнослужащие покинули авиабазу в июне. По словам пресс-атташе посольства Сюзанны Вуд, база в Манасе никогда не рассматривалась в качестве постоянного объекта, поэтому его ликвидация не повлияет на двусторонние отношения между США и Киргизией:
– Мы продолжим поддерживать демократическое и экономическое развитие Киргизии, и надеемся, что в будущем наше сотрудничество будет только укрепляться. Киргизия является единственной демократией во всем Центрально-Азиатском регионе, и мы очень заинтересованы в том, чтобы поддерживать страну. Вот почему мы вложили почти 2 миллиарда долларов, за всю историю двусторонних отношений, в развитие страны. По линии USAID мы поддерживаем демократические преобразования, здравоохранение, образование; также мы сотрудничаем по вопросам границ, борьбе с распространением наркотиков и так далее, – убеждает Сюзанна Вуд.
"Центр транзитных перевозок" продолжает выполнять свою миссию – но уже теперь из Румынии. Процесс передислокации начался в январе 2014 года. Киргизия в одностороннем порядке денонсировала соглашение о пребывании "Центра транзитных перевозок" в июне 2013 года, хотя американская сторона предпринимала несколько попыток договориться о продлении соглашения. Посол США в Киргизии Памела Спратлен выражала осторожное сожаление в связи с невозможностью продолжения работы авиабазы, расположение которой было очень удобным – время полета из бишкекского аэропорта до Кабула составляет меньше одного часа, в то время как из Румынии – больше шести часов. Последнее соглашение о ЦТП было подписано в июле 2009 года при президенте Курманбеке Бакиеве, который просто изменил название уже существовавшей базы, хотя и обещал ранее Москве ее полностью ликвидировать. Это обещание совпало по времени с заключением договоренности о предоставлении Киргизии Россией кредита в 2 миллиарда долларов. Его невыполнение испортило отношения Курманбека Бакиева с Москвой. Спустя год, 7 апреля 2010 года, он был свергнут и нашел убежище в Белоруссии.
Нынешний президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, будучи и.о. премьер-министра в 2010 году, впервые заявил, что авиабаза в аэропорту будет выведена по истечении срока соглашения – в июле 2014 года. Эти же слова он неоднократно повторял и будучи кандидатом в президенты, и после избрания главой государства.
Эксперт по государственному управлению Шерадил Бактыгулов полагает, что киргизские власти лишили себя единственной возможности непосредственного контакта с американскими властями, который у них был:
– Вывод базы означает, что предмета для коммуникаций на двустороннем уровне между Киргизией и США теперь нет. У США интерес к Киргизии падал с каждым годом. С появлением "островка демократии" сначала он был большим, но потом все снижался и снижался. Интерес возник в связи с началом антитеррористической операции и обеспечением безопасности в Афганистане; тогда и появилась эта база. Единственным предметом для переговоров между Киргизией и США все это десятилетие была как раз авиабаза, более ничего. Нет базы – соответственно нет потребности для активных переговоров, – полагает Шерадил Бактыгулов.
Некоторые СМИ Киргизии вывод американской авиабазы назвали концом многовекторной внешней политики страны. С приходом Алмазбека Атамбаева Бишкек стремится укрепить отношения с Россией, называя ее "стратегическим партнером". Москва и Бишкек подписали ряд соглашений в сфере экономического и военного сотрудничества, Россия активно инвестирует в энергетические проекты Киргизии, выкупив крупнейшее газовое предприятие страны и инвестируя средства в строительство ГЭС. Киргизия стоит на пороге вступления в Таможенный союз и далее намерена присоединиться к Евразийскому экономическому союзу, хотя эксперты с сомнением отзываются о выгодах интеграции как для самой страны, так и их членов.
Депутат парламента от президентской Социал-демократической партии Киргизии (СДПК) Бахтияр Кадыров говорит, что Киргизия всегда готова активно сотрудничать с Соединенными Штатами, как и с Россией, но сетует на то, что США сами не проявляют интерес к его стране:
– Россия более активна с Киргизией, более настроена на сотрудничество, поэтому и мы отзываемся на это, оно выгодно нам. Если сейчас Америка предложит открыть здесь новые технологические производства, если США построят здесь мощные фабрики, заводы, то почему бы и нет? Пожалуйста! Каждая держава пытается установить свой мировой порядок. Но в этом утверждении мирового порядка должна быть разновекторность. Поэтому это право России – устанавливать свои ценности. Мы очень долго находились рядом, 70 лет, у нас выработались общие ценности, общие взгляды, даже общий юмор, – считает Бахтияр Кадыров.
С мнением депутата согласен и эксперт Шерадил Бактыгулов. По его словам, активность киргизско-американских отношений в первую очередь зависит от США. В то же время Россия всегда рассматривала Центральную Азию зоной своих интересов и ревностно относилась к любым инициативам других игроков – будь то США, Китай, Турция или Арабский Восток:
– Россия превалирует в деле сотрудничества. С США мы ни в чем не сотрудничаем. Если бы американцы выразили бы больше желания и интереса к контактам с Киргизией, то, я думаю, и Бишкек нашел бы в себе силы развивать поступательное сотрудничество с США. С точки зрения Киргизии, ввиду вялости Госдепа США выхода нет. Сейчас самую активную политику в Киргизии ведет МИД России. И это данность, с которой мы считаемся, и принимаем ее во внимание.
Шерадил Бактыгулов напоминает, что США обещают способствовать демократическим преобразованиям в Киргизии и оказывать поддержку неправительственным организациям. При этом парламент Киргизии сейчас рассматривает законопроект "об иностранных агентах", который ужесточает контроль над работой НКО, получающих гранты из-за рубежа. Авторы законопроекта не скрывают: он аналогичен тому, что был принят недавно в России.