Ссылки для упрощенного доступа

К Полтавченко не пришли


Георгий Полтавченко
Георгий Полтавченко

Инаугурацию губернатора Петербурга Георгия Полтавченко проигнорировали несколько депутатов Законодательного собрания

Парламентарии из фракции "Яблоко" – Григорий Явлинский, Борис Вишневский и Александр Кобринский и "эсер" Сергей Трохманенко решили демонстративно проигнорировать торжественную церемонию в Мариинском дворце.

Борис Вишневский заявил Радио Свобода, что вообще не считает, что в Петербурге были губернаторские выборы:

– Это как если бы проводился чемпионат по футболу с участием "Зенита" и десятка дворовых команд и потом отмечалось бы чемпионство "Зенита", хотя никаких других серьезных команд – СКА, "Динамо" и прочих к играм не допустили. Спокойно реагировать на итоги наших выборов просто невозможно, так много там было нарушений. Муниципальные выборы вообще полностью сфальсифицированы. Это особо тяжкое преступление против конституционных прав граждан – в особо крупном размере. У нас в городе теперь просто нет легитимной муниципальной власти, и в знак протеста против всего этого мы, естественно, не сочли возможным прийти на инаугурацию. Иначе бы получилось, что мы готовы все это проглотить, но это не так. Мы избрали ту форму протеста, которая нам доступна, иное поведение я рассматриваю как предательство тех граждан, которые за нас голосовали. Мы сейчас готовим новые иски в суд по поводу итогов выборов, так что борьба продолжается. А наш жест, игнорирование инаугурации, я совсем не рассматриваю как что-то героическое, как подвиг – это нормальная реакция нормальных людей, не более того. И очень грустно, что настали времена, когда нормальные поступки кажутся подвигами. Но я думаю, что долго так продолжаться не может, ситуация обязательно изменится. Хотя, как я неоднократно говорил, тьма перед рассветом гуще всего.

То, что произошло 14 сентября, мы не считаем свободными выборами

Другой депутат-яблочник Александр Кобринский сказал, что предпочел будничную работу у себя в кабинете участию в инаугурации:

– Мы пришли на работу, зарегистрировались, но повестка дня исключала наше присутствие в зале заседаний. То, что произошло 14 сентября, мы не считаем свободными выборами. И Полтавченко мы считаем губернатором назначенным, а не избранным. Это была попытка превратиться в избранного губернатора с помощью заранее расчищенной от конкурентов поляны, с помощью разных махинаций – вбросов, манипуляций с протоколами с целью увеличить явку и голоса, поданные за губернатора, и все это привело к совершенно чеченскому результату, который мы имели в Петербурге. Поэтому мы сегодня не видим никакого события, никакого праздника, не считаем, что господин Полтавченко вступил в должность заново: он как был назначенным, так и остался.

Если можно захватить большой кусок земли сопредельного государства, опираясь исключительно на силу оружия, то почему бы муниципалитетам не привлечь бандитов, чтобы не пускать кандидатов от оппозиции в избирательные комиссии, не дать им зарегистрироваться?

– А с чем вы связываете такой характер выборов?

– Я его связываю с украинскими событиями, всей стране было продемонстрировано, что можно достигать решения политических задач, минуя закон, опираясь только на целесообразность и широко применяя силу вне каких-либо процедур. Если можно захватить большой кусок земли сопредельного государства, опираясь исключительно на силу оружия, то почему бы муниципалитетам не привлечь бандитов, чтобы не пускать кандидатов от оппозиции в избирательные комиссии, не дать им зарегистрироваться? У них, в отличие от Путина, нет ни армии, ни полиции, они вынуждены обходиться другими средствами. Такое впечатление, что дана команда – если политические средства борьбы исчерпаны, то можно применять силовые, бандитские, мошеннические – все, что угодно. Последствия могут быть разными – в зависимости от реакции людей. Первые последствия мы уже видим – реальная явка на этих выборах была 12-15%, такого вообще никогда не было. Отсюда и этот сбор всех возможных бюджетников и пенсионеров на досрочные выборы. Количество проголосовавших на досрочных выборах на многих участках превышало количество пришедших 14 сентября, и это позор Петербурга и позор господина Полтавченко. Отличительная черта этих выборов – что сейчас уже никто ничего не стесняется, так что, может, мы еще придем к советскому результату, когда будет 99,9% проголосовавших за одного-единственного кандидата. На предыдущих выборах власти еще все-таки пытались соблюсти хоть какую-то законность, а теперь они просто хихикают в лицо и говорят: "Ну, вы же понимаете"!

– Почему так мало депутатов решилось на протест?

– Не хотелось бы давать каких-то резких оценок, но я, конечно, сожалею, что так получилось – что из фракции "Справедливая Россия" в нашем демарше поучаствовал, например, только один депутат Трохманенко. Получается, что мы в "Яблоке" выражаем большее возмущение по поводу недопуска к губернаторским выборам лидера петербургских "эсеров" Оксаны Дмитриевой, чем ее собственная партия, представители которой пришли на торжества, как бы признавая тем самым эти выборы. Мне это не очень понятно. Что касается "Гражданской платформы" – ну, что ж, это ведь сторонники партии олигархов, а олигархи никогда не ссорятся с властью, вот и их подчиненные тоже не ссорятся.

– Неделю назад 14 петербургских депутатов заявили сначала о непризнании губернаторских выборов, а потом и муниципальных – по причине массовых фальсификаций. Эти заявления оказались пшиком?

– Да, можно сказать, что только четыре человека проявили последовательность – три человека из "Яблока" и один из "Справедливой России", – заявил Александр Кобринский.

На инаугурации не было руководителя фракции "Справедливой России" Алексея Ковалева и бывшего кандидата в губернаторы от ЛДПР Константина Сухенко, правда, эти депутаты не заявляли, что игнорируют церемонию, известно, что они находятся в отпуске. Для Алексея Ковалева, по его словам, присутствие или отсутствие на церемонии инаугурации – не принципиальный вопрос:

Для меня инаугурация вообще ничего не значит

– Я считаю нынешнюю систему губернаторских выборов еще худшей, чем предыдущая система назначений. Муниципальный фильтр создает невозможную ситуацию, когда люди, которых выбирает всего 5 или 7% горожан, потом определяют, за кого горожанам голосовать. Все это мы уже проходили в 1989 году, поэтому сейчас я даже предлагал своей партии вообще не участвовать в выборах. Поэтому теперь для меня инаугурация вообще ничего не значит. А быть или не быть на инаугурации, это, по-моему, вопрос, связанный исключительно с регламентом: депутаты обязаны участвовать в заседаниях, и это совершенно не связано с отношением к выборам.

А вот депутат, сторонник "Гражданской платформы" Максим Резник говорит, что на инаугурацию пошел, но не аплодировал и не вставал:

– Да, у меня была мысль не посещать сегодняшнее мероприятие, но ведь это вещи не связанные – присутствие в зале и отношение к выборам. Я туда пришел не на инаугурацию, потому что я ее таковой не считаю, я пришел на панихиду по выборам. Все-таки панихиду и похороны надо посещать: выборов в Петербурге больше нет, и надо было в этом мероприятии поучаствовать, выразить соболезнование родному городу. А кроме того, я до этого только в книжках читал про атмосферу "вонючего совка", а вот тут я ее ощутил в полной мере, и я думаю, для того, кто борется за свободу, это не бесполезный опыт. Думаю, сторонники "Гражданской платформы" экзамен выдержали – мы не аплодировали, когда все аплодировали, и не вставали, когда все вставали, а это не так-то просто.

– Может, проще было вообще не приходить?

– Может быть. Но самое легкое не всегда самое правильное. Если обобщить, то это был праздник лицемерия, и на этом празднике мы были чужими.

XS
SM
MD
LG