Генпрокуратура Украины начала уголовное производство в отношении ряда представителей Следственного комитета России. Накануне СК возбудил дело о геноциде русскоязычных жителей Донбасса против высокопоставленных украинских чиновников и военных. Конкретные фамилии не называются. Российские следователи подозревают, что украинские военные и политики отдавали приказы, нарушающие Конвенцию 1948 года "О предупреждении преступления геноцида и наказания за него" и направленные на уничтожение русскоязычного населения, сообщает сайт СКР. Правоведы полагают, что дело о геноциде, открытое СК России, инициировано с пропагандисткой целью и не имеет серьезных юридических перспектив.
По версии СК России, в геноциде русскоязычных жителей Донбасса участвовал "неустановленный пока круг лиц из числа украинских политиков и представителей силовых структур". Они, по мнению следователей, должны быть привлечены к ответственности по статье 357 УК РФ "Геноцид". Сотрудники СК установили, что "убийства русскоговорящих граждан совершались с применением систем залпового огня "Град" и "Ураган", авиационных неуправляемых ракет, имеющих кассетную головную часть, тактических ракет "Точка-У", а также других видов тяжелого наступательного вооружения неизбирательного действия. В результате этих действий погибло не менее двух с половиной тысяч человек". Как сообщил официальный представитель СК России Владимир Маркин, уже собранные факты подтверждают "нарушение украинскими политиками и силовиками норм не только российского, но и международного права". Ответственным за эти преступления может грозить наказание в виде лишения свободы на срок до двадцати лет либо смертной казни, предупредили в Следственном комитете.
О том, как на российские обвинения в геноциде русскоязычных граждан Донбасса отреагировала Украина, рассказывает корреспондент Радио Свобода в Киеве Владимир Ивахненко:
– Генеральная прокуратура Украины начала свое уголовное производство в отношении ряда должностных лиц Следственного комитета России. В сообщении прокуратуры говорится, что путем организации безосновательного уголовного преследования осуществляется незаконное вмешательство в деятельность правоохранительных органов и вооруженных сил Украины. В прокуратуре не уточняют, в отношении каких конкретно должностных лиц из СК России осуществляется это уголовное производство. Но само оно открыто по статьям "Содействие террористической организации", "Вмешательство в деятельность работников правоохранительных органов" и "Вмешательство в деятельность государственного деятеля".
Советник министра внутренних дел Украины, политик и юрист Зорян Шкиряк считает, что уголовное дело о геноциде украинского народа следовало бы возбудить против российского президента Владимира Путина:
– Я должен вам сказать, что комментировать очередной бред Следственного комитета Российской Федерации – дело неблагодарное. Тем более когда они пользуются такими терминами, как геноцид. Если говорить откровенно о геноциде, то сегодня действительно нужно ставить вопрос о привлечении президента Российской Федерации Путина к международному трибуналу за геноцид, в том числе, украинского народа, последствия которого сегодня сказываются на нас. В первую очередь речь идет о войне, развязанной Российской Федерацией на территории Украины, в Луганской и Донецкой областях. Можно было бы говорить и о Чечне, можно было бы вспоминать и Грузию.
Мастера геноцида сидят сегодня в Кремле
Мастера геноцида сидят сегодня в Кремле. Это те, кто действует методом уничтожения тех, кто не согласен с имперской политикой Путина. Безусловно, никаких серьезных последствий это иметь не будет, потому что нет ни юридических, ни каких-либо других оснований даже поднимать эту тему. Это своего рода очередной информационный фейк нынешней российской пропаганды и того информационного террора, который развязала Российская Федерация против Украины. Поэтому здесь может идти речь только о попытке опять-таки эскалации конфликта в условиях так называемого перемирия, которое ежедневно и ежечасно нарушают террористические банды, созданные по приказу Путина на территории Украины. Но даже тот хрупкий так называемый мир, который дает сегодня возможность обмениваться военнопленными и заложниками, которые пребывают в застенках на территории Донбасса, даже такой мир может быть нарушен. Это очень серьезный прецедент, и это касается не только заявлений Следственного комитета. Вчера Генеральная прокуратура Украины, со своей стороны, возбудила уголовное дело против СК России, и это ответная реакция украинской стороны на те вопиющие факты, если хотите, юридической шизофрении, которую сегодня демонстрирует российская имперская власть.
Член Московской Хельсинкской группы, правозащитник Валерий Борщев считает, что инициатива СК, возбудившего дело о геноциде против украинских политиков и военных, не имеет никаких юридических перспектив:
– Геноцид – это очень серьезное обвинение. Чтобы доказать это преступление, требуются достоверные факты, поддержка международной юридической общественности, экспертиза, в которой бы участвовали не только представители одного государства. До сих пор полностью и однозначно не признан геноцид армян в начале XX века, хотя там доказательств было более чем достаточно. С правовой точки зрения это, конечно, абсолютно бесперспективное, пустое дело.
Это грязный пропагандистский трюк на уровне грязной информационной войны
Это грязный пропагандистский трюк на уровне грязной информационной войны. Ничего нового. Я к этому всерьез бы и не относился.
Доктор юридических наук, профессор Елена Лукьянова полагает, что сотрудники Следственного комитета России должны уделять больше внимания борьбе с преступностью в собственной стране:
– Не совсем понятно – как можно начинать уголовное дело на территории не просто иностранного государства, даже если у нас есть договор о правовой помощи, но государства, с которым идет серьезный, фактически военный, конфликт. Поэтому мне это все кажется очень странным. Больше похоже на какие-то дипломатические игрушки, а может быть, даже и не дипломатические.
Пошли гробы, и нужно отвлекать внимание, значит, нужно говорить о геноциде
Пошли гробы (с территории Украины), много гробов, порядка 4 тысяч, по неподтвержденным данным, значит, нужно говорить о геноциде. Слово такое, не всем понятное, зато звучит красиво.
– А перспективы у этого дела есть?
– Можно что угодно сделать и объявить о чем угодно, но на практике это достаточно бесперспективно. Больше это попахивает пропагандистской шумихой. А почему не возбуждали аналогичные дела о массовой гибели российских граждан в Чечне, о геноциде русского народа, а сейчас возбудили? На эти вопросы нет ответа. Они (СК России. – Прим. РС) далеки от реальной правоохранительной функции государства. Сначала надо убийц на подмосковных трассах поймать, возбудить это дело сейчас и расследовать его. А потом уже заниматься чем-то еще. Порядок надо наводить внутри страны.