Международная правозащитная организация Human Rights Watch распространила новый доклад о преступлениях, совершаемых в Нигерии боевиками радикальной исламистской группировки "Боко Харам". Этот документ появился одновременно с сообщениями о новых нападениях, в результате которых погибли и были похищены десятки человек, несмотря на заключенное несколько дней назад перемирие между "Боко Харам" и нигерийским правительством. В плену у боевиков остаются сотни заложников, в основном девочки и молодые женщины, которых подвергают ужасающему насилию.
Начиная с 2009 года в Нигерии в результате действий "Боко Харам" погибли, по разным данным, до 10 тысяч человек. На севере и северо-востоке страны отряды исламистов в последние дни атаковали несколько населенных пунктов, где живет в основном христианское население. Очевидцы говорят, что боевики действуют всегда одним и тем же образом: убивают сопротивляющихся мужчин и похищают женщин. Например, жители города Вагга рассказали, что исламисты заглядывали в каждый дом, и везде, где они находили девочек и женщин, оставляли деньги, примерно 9-10 долларов в пересчете на американскую валюту, и орехи кола, как положенный по законам шариата, в их трактовке, выкуп. Особую ненависть бандитов вызывают именно христиане, составляющие до 90 процентов всех их жертв, а также все женщины, осмеливающиеся получать хотя бы минимальное образование.
17 октября правительство Нигерии объявило о перемирии, заключенном с "Боко Харам", и о готовности экстремистов отпустить 219 школьниц, остающихся у них в плену после нашумевшего массового похищения в деревне Чибок в минувшем апреле. Этот шаг, безусловно, связан с намерениями президента Нигерии Гудлака Джонатана баллотироваться на новый срок. Впрочем, способность властей и армии справляться с исламистами какими бы то ни было методами, военными или дипломатическими, вызывает огромные сомнения и у нигерийцев, и во всем мире. Вот что сообщил представитель президента Джонатана Майк Омери:
– Мы подтверждаем, что между правительством Нигерии и представителями "Боко Харам" состоялись множественные контакты. Эти встречи имеют ключевое значение – с учетом нестабильности на севере и северо-востоке страны и срочной необходимости спасти всех, кто оказался у террористов в плену, в первую очередь учениц государственной школы для девочек в Чибок. На встречах боевики продемонстрировали свое желание к достижению мира и готовность прийти к соглашению по многим важным вопросам. Кроме того, они заверили нас в том, что все школьницы и другие люди, оказавшиеся у них в плену, живы и здоровы. Террористы также объявили о начале перемирия, в качестве жеста доброй воли. С учетом ситуации, правительство страны также заявляет, в свою очередь, что будет это перемирие соблюдать.
Однако новые нападения, свидетельства женщин, которым удалось бежать от боевиков, и данные Human Rights Watch доказывают, что ни о каком намерении добиться мира дипломатическими методами и доброй воле исламистов говорить не приходится. Правозащитники смогли опросить примерно 30 бывших пленниц, переживших похищение в период с апреля 2013-го по апрель 2014 года, в возрасте от 10 до 65 лет, а также 16 свидетелей этих преступлений, и их рассказы легли в основу доклада под названием "Эти ужасные недели в их лагере. Насилие "Боко Харам" в отношении женщин и девочек на северо-востоке Нигерии".
Все похищенные содержались в восьми разных полевых лагерях "Боко Харам". Боевики группировки используют пленниц как сексуальных рабынь и прислугу для самой грязной работы, угрозами смерти и пыток заставляют их принимать ислам и участвовать в боевых действиях – носить грузы и боеприпасы и даже заманивать в засады солдат и просто обыкновенных мужчин-крестьян. Многочисленные свидетельства женщин об изощренных пытках и изнасилованиях невозможно читать спокойно, хотя, в принципе, все они похожи одно на другое:
– Меня зовут Санату. Когда они пришли в нашу деревню, мы были одни, только женщины, мужчины ушли работать. Они приближались с двух сторон, двумя группами, на грузовиках и джипах. Некоторые девушки увидели их заранее и попытались предупредить остальных. Но сделать мы все равно ничего не сумели, и бежать было некуда. Мы спрятались, кто где, но они быстро нашли почти всех. Я с подругой смогла залезть в туалет магазина. Когда боевики вошли внутрь, мы попытались вылезти в окошко, но они нас услышали. Меня и подругу сильно избили, связали и положили в кузов, как скотину.
Он говорил, что зарежет меня, и держал нож у моего горла. Потом он насиловал меня каждую ночь и бил. Мне было очень больно, я все время была вся в крови
Когда нас привезли в их лагерь, от меня потребовали принять мусульманство. Они били нас, душили, издевались и угрожали убить. Я думала, что это вот-вот и случится… На нас одели одинаковые хиджабы зеленого цвета, дали новые мусульманские имена и заставили учить арабский язык. Мне пришлось подчиниться, после чего меня насильно выдали замуж за одного из боевиков, сильно старше меня. Я говорила, что не хочу, но никто не слушал. Я пыталась прятаться от того, кого назвали моим мужем, но он все равно принудил меня к сексу. Он говорил, что зарежет меня, и держал нож у моего горла. Потом он насиловал меня каждую ночь и бил. Мне было очень больно, я все время была вся в крови. Наконец я забеременела, и меня вдруг отпустили, с условием, что я вернусь в свою деревню и буду проповедовать ислам. Мне каждую ночь снятся страшные сны, я непрерывно рыдаю и не знаю, что делать дальше.
Еще одна 15-летняя свидетельница, например, говорит, что, когда она сказала командиру отряда боевиков, что она и ее подруги слишком молоды для замужества, тот указал на свою собственную пятилетнюю дочь и ответил: "Если даже она вышла замуж год назад и лишь ждет наступления зрелости, чтобы стать полноценной женой, как ты можешь заявлять, что еще слишком молода?"
В докладе Human Rights Watch подчеркивается также, что жертвы этих похищений, пыток и изнасилований, даже вернувшись из плена в родные деревни, продолжают испытывать мучения и подвергаются сильнейшему остракизму. На консервативном севере Нигерии, вне зависимости от вероисповедания соплеменников, женщина, пережившая сексуальное насилие, в любом случае считается отверженной преступницей, и потому боится рассказывать о случившемся.
Официальное название этой радикальной исламистской группировки, базирующейся в столице беднейшего северо-восточного нигерийского штата Борно городе Майдугури – "Джамаату ахлис Сунна Лиддаавати валь-Джихад", что переводится с арабского языка как "Люди, преданные распространению учений Пророка и джихаду". Однако во всем мире она широко известна под именем "Боко Харам", данном местными жителями, что на языке хауса означает "Западное образование – грех". Ислам, по мнению боевиков-фундаменталистов, делает для мусульман участие в любой общественной, политической или образовательной деятельности, так или иначе связанной с Западом, "харам", то есть "запретным". В том числе запрещено голосовать на выборах, получать светское образование и носить одежду западного образца.
"Боко Харам" в 2002 году основал в Майдугури исламский проповедник Мохаммед Юсуф. Изначально Юсуф выражал интерес к образованию и построил мечеть и медресе, в которой бедные мусульманские семьи могли обучать своих детей. Свержение правительства насильственным путем не было его задачей, хотя он призывал к неповиновению властям и обвинял во всех проблемах своей страны западные ценности, якобы навязанные Нигерии бывшими британскими колонизаторами. Ситуация обострилась в 2009 году, когда члены группировки отказались подчиниться закону об обязательном пользовании шлемом при езде на мотоцикле. Это привело к жестоким столкновениям между сторонниками "Боко Харам" и полицией, в которых погибли более 800 человек, в их числе – сотни сторонников "Боко Харам". Полиция захватила штаб группировки, а Юсуф был посажен в тюрьму, где он и погиб.
Затем руководство радикальными нигерийскими исламистами взял на себя заместитель покойного Юсуфа Абубакар Шекау. "Боко Харам" ушла в подполье и распалась на несколько группировок, распространившихся, в том числе, и на соседние государства, Нигер и Камерун. Одним из самых отчаянных нападений "Боко Харам" была атака на штаб-квартиру ООН в Абудже, столице Нигерии, в 2011 году. Ее жертвами стали более 20 человек. Сегодня "Боко Харам" совершает нападения на силы безопасности, на своих сограждан-христиан, на мусульманских лидеров, обвиняемых в сотрудничестве с правительством, и, конечно, на всех иностранцев, в первую очередь белых, говорит Сола Тайо, эксперт Королевского института международных отношений в Лондоне Чатем-Хаус:
– Начиная с 2009 года группировка изменила свою деятельность. Они стали прибегать ко все более отчаянному насилию. Они становятся все более дерзкими, их оружие – все более современным, а их деятельность – все более вопиющей.
По мнению экспертов США и ООН, считающих "Боко Харам" террористической организацией, группировка может быть связана с "Аль-Каидой" – через действующую на северо-западе Африки "Аль-Каиду в странах исламского Магриба" и экстремистскую группировку "Аль-Шабаб" в Сомали, продолжает Сола Тайо:
– У них существуют связи, и они обмениваются информацией. Однако, является ли "Боко Харам" активной частью "Аль-Каиды" – вопрос спорный, так как в настоящее время война с ней не выходит за границы определенного региона Нигерии.
Согласно отчету Конгресса США за еще 2011 год, группировка "Боко Харам" и ее связи начинают представлять собой прямую угрозу Соединенным Штатам". При этом сами руководители "Боко Харам" связи с любыми иностранными террористическими группировками отрицают.
Некоторое время назад боевики "Боко Харам" похитили на севере Камеруна нескольких французских туристов, членов одной семьи, судьба которых до сих пор неизвестна.