Ссылки для упрощенного доступа

Чары ТВ


Очередной американский скандал на этот раз грянул там, откуда исходят все громкие и подчас скандальные разоблачения – из недр самой медии. Ведущий вечерних новостей компании Эн-би-си Брайан Уильямс, уже десять лет занимающий – занимавший! – этот исключительно важный пост, отстранен от работы сроком на полгода без сохранения зарплаты (которая была 10 миллионов долларов в год).

Что вменили в вину Уильямсу? В одном из своих репортажей из Ирака в 2003 году (когда он еще не занимал этот высокий пост) он сообщил, что вертолет, на котором он летел с группой военнослужащих, был сбит неприятельским огнем, и он, Уильямс, вместе с американскими солдатами, испытал, что такое война, на собственном опыте. Оказалось, что был сбит другой вертолет, за которым летел тот, в котором находился Уильямс.

А вот второй случай, инкриминированный журналисту. Во время урагана "Катрина" Уильямс вел репортаж из Нового Орлеана, сообщив, в частности, что мимо окон отеля, в котором он стоял, по высокой воде проплывают трупы. Известно, однако, что в этом месте – в старых французских кварталах – вода так высоко не поднималась. Кроме того, Уильямс сказал: выпив тамошней воды, он заболел дизентерией, и это тоже оказалось выдумкой.

Можно гадать, кончена ли карьера Брайана Уильямса или ему дадут столь принятый в американской жизни "второй шанс". Ясно, однако, что он совершил служебное нарушение, абсолютно несовместимое с этикой журналиста, к тому же занимающего столь высокую позицию.

Брайан Уильямс очень хороший журналист, великолепный ведущий, обладающий всеми качествами, необходимыми на этом посту: от него исходит – исходило! – ощущение полной серьезности, достоинства, авторитетности, столь нужное в этой роли вестника важнейших мировых новостей. Сама его внешность крайне располагала: подтянутость, легкая седина, недавно появившаяся у пятидесятилетнего мужчины, красивое, но серьезное лицо. Я смотрел вечерние ТВ новости только в его программе, и мне будет Уильямса не хватать.

Смешно отрицать важность его нарушений, несовместимость их с этой авторитетнейшей позицией. С другой стороны, нельзя не задуматься: а что его толкнуло на такие эскапады? Не мог же Уильямс не понимать громадного риска, которому он подвергал себя?

Здесь возможны только гипотезы. Одна из них особенно въедлива и неотступна.

Экран делает человека крупномасштабным, "больше, чем жизнь"

Я думаю, что Брайан Уильямс пал жертвой самого ТВ, его специфики, его поэтики – его соблазнов. Телевизионные новости – не просто новости, не просто сообщение, но сообщение и новость, даваемые в зрительных образах. Это "картинка", как сейчас повсеместно говорят. Человек, находящийся в центре "картинки", попросту говоря – кадра, вызывается, провоцируется на максимально заметное в нем участие, он не может просто стоять столбом, это не сидение за столом в студии. Репортер ТВ – как бы участник действия, он заражен его захватывающей атмосферой. Где-где, а уж на войне, в обстановке несомненной опасности куда как легко перешагнуть грань, отделяющую участника события от наблюдателя.

Вот, как мне кажется, то, что произошло с Брайаном Уильямсом. Он стал жертвой ТВ. Что еще раз подтверждает громадную, поистине глобальную роль, которую стало играть в жизни человечества это изобретение со всеми его "картинками".

Да и помимо боевых действий – телевидение как ничто другое способствует придаче героического облика чуть ли не любому персонажу, попавшему или специально помещенному в его кадр. Что далеко ходить – вспомним Путина, ныряющего в пучину морскую, укрощающего тигров и джигитующего на коне. Несомненная, скажем так, приязнь массы россиян к этому человеку, своеобразный культ его личности, идущий( без сомнения!) снизу, – все это работа телевидения, работа с телевидением. Экран делает человека крупномасштабным, "больше, чем жизнь" (американское выражение bigger than life, то есть больше, чем в натуральную величину). Незачем зацикливаться на России, вспомним опять же Америку – президента Рейгана, обладавшего репутацией ковбоя с Дикого Запада – именно потому, что он пришел в политику с киноэкрана.

Трудно остаться трезвым человеком в современном мире, полном техногенных искушений, чар и соблазнов. Выход, если хотите, один: не включать телевизор.

Борис Парамонов – нью-йоркский писатель и публицист

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода

XS
SM
MD
LG