"На основании распоряжения администрации Невского района… изменен фонд надбавок и доплат образовательных организаций Невского района. В связи с чем в положение о материальном стимулировании были внесены изменения: отменена доплата за работу в первом – седьмом классах; в два раза уменьшена цена балла за качество труда учителя; уменьшены доплаты за работу, не входящую в круг основных обязанностей". Это объявление облетело многие средства массовой информации Петербурга. Журналисты взяли его с сайта лицея №344 Невского района. Правда, как только оно стало предметом обсуждения, его оттуда сразу же убрали.
– Что такое эти доплаты? – рассуждает бывшая учительница Татьяна Иванова.– Раньше их у нас не было, но, когда я работала, они уже появились. Этими баллами оцениваются качество подготовки к ЕГЭ, участие школьников в олимпиадах и другие вещи. Что такое "работа, не входящая в круг основных обязанностей", я не очень понимаю. Есть доплата за проверку тетрадей, но она и так крошечная, рублей 200. Я не думаю, что ее будут еще уменьшать. Мне еще говорили, что снимают деньги на ремонт школ, – ну, и что? У нас в городе нет школ в аварийном состоянии, не отремонтируют в этом году, так отремонтируют в следующем. А с доплатами – ну, что делать, если такое положение в стране, и кризис, и санкции, и Донбасс, – надо немножко затянуть пояса всем нам. Главное, чтобы учителя вовремя получали основную зарплату, к которой они привыкли, на которую они рассчитывают. И чтобы пенсии и пособия по инвалидности не уменьшались.
Я думаю, просто идет подготовка к урезанию бюджета на 7–10%, примерно на 10 миллиардов рублей. Правда, не с того начали, но и тут я тоже не удивлен, у нас всегда экономят на простых людях
У Нины Борисовны (имя изменено), учительницы, работающей в младших классах, реакция на уменьшение выплат совсем другая:
– Конечно, мы против! Я, честно говоря, никогда не смотрела, что там в этих бумажках, сколько выходит в месяц по доплатам – наверное, тысячи две-три. Но, учитывая, что зарплаты у нас небольшие, сейчас вот всего 25-30 тысяч, то это уже существенно. А класс у меня в этом году – 35 человек, на 5 человек больше, чем в прошлом. Так что нагрузка только увеличивается.
Еще более пессимистичными выглядят комментарии к статье на тему учительских зарплат в петербургской "Комсомольской правде": "В районах заверяют: урезанные надбавки были не особо существенными, так что мало кто из учителей заметит их отсутствие, – вранье, в Пушкинском районе срезали стимулирующие до 10 000 руб. в месяц. Ох как учителя почувствовали, особенно высококлассные", – пишет один из участников обсуждения. "Ну что, продолжаем "белоленточников" гнобить? Или начали задумываться?" – замечает другой. "Как всегда в нашей стране, сильный бьет слабого: чиновники, вместо экономии на собственных зарплатах, решили урезать зарплаты учителей…" – резюмирует третий.
Урезание выплат учителям – это расплата за кризис, считает депутат Законодательного собрания Петербурга, председатель парламентской комиссии по образованию Максим Резник:
– Я думаю, что это плата за экономический кризис, вызванный многими факторами, в том числе и внешними. Я не удивлен, просто я не думал, что это произойдет так быстро. Мы сейчас собираем информацию, мы уже созванивались с профсоюзом работников образования, собираемся с ними встретиться на днях и обсудить дальнейшие действия. Я думаю, просто идет подготовка к урезанию бюджета на 7-10%, примерно на 10 миллиардов рублей. Правда, не с того начали, но и тут я тоже не удивлен, у нас всегда экономят на простых людях.
– А с кого, по вашему мнению, надо было начать?
По Трудовому кодексу понизить человеку зарплату нельзя, это скандал. Поэтому ползарплаты объявляются надбавками, и их очень легко снять
– Есть много денег в бюджете, с моей точки зрения, распределенных нерационально, в том числе субсидии ГУПам, например, на фоне скандальных публикаций и проверок счетной палаты ГУП "Метрополитен" получает около 9 миллиардов рублей, это мне кажется несколько странным. Есть и другие миллиардные траты, без которых можно обойтись. Последнее дело – экономить на людях, и как председатель комиссии по образованию, как депутат я буду этому противостоять. Основные бои – что и на сколько урезать – еще предстоят, они пройдут в марте в рамках корректировки бюджета.
То, что сейчас происходит с зарплатами учителей, было заложено еще несколько лет назад, когда школьных учителей и преподавателей вузов переводили на так называемый эффективный контракт, напоминает депутат Законодательного собрания Петербурга Александр Кобринский:
– Вроде бы ставилась хорошая задача – платить больше тем, от кого больше отдача, но на практике это не оправдалось. Вот, например, рабочий перетаскивает кирпичи. Один перетащил за день тысячу кирпичей и получил за это деньги. Другой перетащил две тысячи и получил в два раза больше денег. А как оценивать работу учителей? Для преподавателей вузов, конечно, есть объективные критерии – количество статей, участие в конференциях, но на практике в школах все это вылилось в доплаты по усмотрению директора или завуча. И ведь на самом деле в школе очень сложно определить, кто работает лучше. При этом основная зарплата осталась очень небольшой. Все эти красивые показатели, о которых рапортовало наше начальство, в рамках выполнения майских указов Путина, базировались как раз на этих выплатах из специального фонда – опять же по усмотрению директора школы, завуча, декана, завкафедрой. Это очень удобная система: ведь по Трудовому кодексу понизить человеку зарплату нельзя, это скандал, это очень тяжело. Поэтому, условно говоря, ползарплаты объявляются надбавками, и их очень легко снять. В результате сейчас в системе образования существует та же самая система оплаты, как в разных магазинчиках, маленьких фирмах, торговых точках. Человека принимаю на зарплату 5 тысяч рублей, а все остальное считается премией. Вот с этой премией у его набегает тысяч до 30. И действительно, первое время ему платят эти 30 тысяч, а потом он приходит в один прекрасный день к кассе, и ему выдают 10 тысяч. Он говорит: как это, у меня же должно быть 30! Он идет к начальству, и ему говорят: у вас зарплата 5 тысяч, все остальное – премия за хорошую работу, и еще это связано с положением предприятия, если у него меньше денег, оно меньше платит работникам, не хотите – увольняйтесь. И в суд идти бесполезно, все эти доплаты не обязательны, и у учителей сейчас происходит то же самое.
– О чем говорит такое положение дел?
– О том, что в стране кризис, что нет денег на образование, они есть только на армию и полицию. И в медицине идет плановое сокращение, закрываются больницы, увольняются врачи. То же самое будет и с учителями, сделают классы в два раза больше – и уволят освободившихся учителей. Сейчас в Петербурге по предложению "Яблока" создается комиссия по анализу эффективности бюджета. Чтобы секвестр был не всем сестрам по серьгам, а кому-то можно было на 50% урезать расходы, а кому-то, наоборот, немножко увеличить. Все же зависит от эффективности – какие-то проекты можно отложить, а у нас ко всему подходят формально: разослали по всем комитетам указание произвести секвестр примерно одинаковый, и они сейчас рапортуют. Вот, например, рапортовали о переносе строительства метро в Красном Селе, это вообще никуда не годится, там люди живут в огромном гетто, выехать никуда не могут. А на федеральном уровне вообще никакого анализа нет, там идет ручное управление, действует бюджет 2015 года, который заведомо невыполнимый: он сверстан из расчета, что доллар стоит 32 рубля. Поэтому министерства в ручном режиме урезают: тому столько-то, а тому – столько-то.
Резко негативно относится к уменьшению выплат учителям учительница английского языка Марина Юрьевна (имя изменено):
– Сначала нам объявили, что бюджетникам не будут индексировать зарплату, теперь говорят, что ее вообще понизят – как к этому можно относиться? Сугубо отрицательно, с учетом того, что нас в принципе не балуют и всячески утесняют наши права, учителя уже давно превратились в обслуживающий персонал – и родителей, и государства, а теперь еще и зарплату уменьшают – что тут комментировать? Хотя все-таки это немного странно, ведь стоимость балла в каждой школе индивидуальна, зависит от фонда, еще от чего-то. То есть величина этих надбавок очень сильно зависит от конкретного учебного заведения, поэтому непонятно, как они будут это высчитывать. И, видимо, все это выглядит по-разному в разных районах города. В нашем Петроградском РОНО вроде бы даже опровергают уменьшение выплат, говорят: как же мы будем выполнять Указ о средних зарплатах учителям. Но, с другой стороны, нас давно об этом предупреждали – видимо, просто уменьшение выплат идет по районам неравномерно, говорят, в Невском районе его уже ввели. Понятно, кризис, а на ком у нас отыгрываются в первую очередь – конечно, на учителях. Я думаю, скоро и врачи за нами подтянутся, мы же всегда в тандеме идем. Так что меня ничто не удивляет.
Между тем из городского Комитета по образованию пришел официальный ответ на наш запрос о снижении выплат учителям. В нем очень много общих слов, например, таких: "Примерные показатели и критерии эффективности деятельности педагогических работников утверждены распоряжением Комитета по образованию от 09.09.2013 № 2071-р… На основании Распоряжения каждое государственное образовательное учреждение разрабатывает и утверждает собственные показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждения.
Из вышеизложенного следует, что заработная плата индивидуальна для каждого отдельного работника, зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества выполняемой работы, и ее размер может быть как выше, так и ниже установленного Указом уровня.
Все взятые на себя обязательства Санкт-Петербургом по заработной плате в 2015 году будут выполнены".
О том, будут ли все-таки понижены выплаты, о которых говорилось в объявлении на сайте лицея №344 Невского района, в ответе Комитета по образованию ничего не сказано.