Колумнист еженедельника "Футбол" Евгений Дзичковский рассказывает российским клубам, как им пережить кризис.
Заглянем в турнирную таблицу РФПЛ. Вся первая шестерка с кризисом должна справиться. Плюс "Терек" и "Рубин", пожалуй. От излишеств придется уберечься, но резкого ухудшения условий жизни у этой восьмерки быть не должно. Другой половине Премьер-лиги придется задуматься не только об условиях жизни, но и о самой жизни.
Давным-давно один мой начальник учил общаться с женой в суровую годину испытаний.
– Думаешь, только тебе мозг выносят? Моя тоже с утра до вечера зудит про зарплату. А я ей: ну нет денег, хоть тресни! Нет, понимаешь?! Не дают!
Как вспомнишь, тянет на прогноз: разговоров в духе "нет денег, хоть тресни" в российских клубах в ближайшее время будет много.
Болевые точки известны. Это возросшие рублевые эквиваленты личных контрактов. Невозможность усилиться, поскольку легионеры вмиг подорожали, а российское усиление давно рекрутировано куда следует. Рост логистических и транспортных расходов.
Как борется с теми же бедами обычная российская семья? Сокращает потребление. Хотели "Рено" – купят "Ладу". Ходили в кино – уткнутся в телевизор. Ели семгу – перейдут на тарань. Ровно ту же тактику применят и клубы. Снизят на звезду уровень выездных гостиниц. Испанские сборы заменят на турецкие. Подчистят зарплатные ведомости и штат. Благо новый лимит не выкручивает рук в плане четырех обязательных россиян на поле. Из-за чего в списке возможных трансферов "Динамо", к примеру, тут же обозначились Козлов, Юсупов, Прудников и Гранат.
У виртуальной российской семьи и у небогатых клубов, однако, есть еще одна проблема. Мало сократить расходы. Важно еще, чтобы не сократились доходы. А от этого в наше веселое время зарекаться грешно. Тем более в российском футболе, где клубы, в отличие от семей, не зарабатывают. Клубам в российском футболе дают. Или подают – как вам будет угодно.
Начнем по порядку. Про верхних уже сказали. Те не пропадут, поскольку одни – частные, другие – на мощном подсосе. Не чувствуется угрозы даже в отношении ключевого спонсора ЦСКА. "Россети" – компания государственная, неизвестно с чего вдруг армейцев возлюбившая, но разлюбить вроде бы не планирующая. Сложно представить, каким образом союз клуба с энергетиками дает последним коммерческую выгоду. Но и убытки по меркам "Россетей" невелики.
Дальше – хуже. Возьмем "Кубань". Бывшему акционеру Олегу Мкртчану обещали некие индустриальные преференции в Краснодарском крае. На деле вышел пшик, и Мкртчан, получивший удар еще и по линии своего украинского бизнеса, из проекта "Кубань" технично вышел. Сегодня клуб финансируется краем. А у края – олимпийское наследие, требующее сытного содержания, и Крым под боком. Плюс социальные траты, традиционно обильные в "красном поясе". Плюс разбухшие штаты госслужащих всех мастей. На сколько клубу хватит краевых закромов?
Болевые точки известны. Это возросшие рублевые эквиваленты личных контрактов. Невозможность усилиться, поскольку легионеры вмиг подорожали, а российское усиление давно рекрутировано куда следует
Да, мы стали слышать в последнее время про "пять-шесть кубанских спонсоров". Но, во-первых, не очень понятно, пять или все-таки шесть? Спонсор -– он либо есть, либо его нет. Во-вторых, назывались всемирно известные компании "Абинский электрометаллургический завод", "Новоросцемент" и "Кубаньгазстрой". Если я правильно понимаю, новороссийские цементники сначала обстучали все двери, чтобы поднять с колен родной "Черноморец", но были отвергнуты и пришли в "Кубань", так? А продукция "Кубаньгазстроя" после отождествления с брендом "Кубань" будет разлетаться как горячие пирожки, верно?
Нет, не верно. При падении кубанской посещаемости до средних 10 тысяч энтузиазму у местных спонсоров взяться неоткуда. Этих же, скорее всего, попросили стать спонсорами. "Трудные времена, брат, давай делись". Брат взвесил убытки от согласия и от отказа. Понял: надо делиться. Тем более суммы невелики. Рядовым сотрудникам цементного холдинга, конечно, отданные деньги не помешали бы. Только идет это все от непонимания. Отдав "Кубани" часть выручки, компании избежали чего-то более неприятного. Где-то такое называют рэкетом. Но не у нас.
А вот "Ростов". Еще при старом курсе рубля в клубе образовалась пятимесячная задолженность по зарплате. Причем сама собой. "Годовой бюджет, товарищ следователь, тратили в строгом соответствии, вот вам крест". А как начали сводить – ну просто мистика! И главное, никто не виноват! Товарищ следователь – не изверг. Тем более свой, ростовский. Он все поймет. А к клубу подтянут "пять-шесть спонсоров" и снова отольют ему из бюджетного вымени. Область сдюжит, она привыкшая. "Папа, водка подорожала! Будешь меньше пить?" – "Нет, сынок. Будешь меньше есть".
Стратегия спасения "Амкара", помнится, заключалась в том, что Пермский край выделит клубу ровно столько, сколько клуб заработает. Интересно, соблюдается ли пропорция сейчас? И знал ли о ней Славолюб Муслин, подавший на клуб в суд за невыплаты? На пермском стадионе в свое время рекламировалась колбаса одного из местных комбинатов. Неужели этой рекламы и 8-тысячной зрительской явки не хватило, чтобы оплатить великолепную работу серба?
В спонсорах "Урала" из 1,5-миллионного Екатеринбурга – многоотраслевой холдинг Виктора Вексельберга и производители металлических труб. Как назвать их отношения с клубом? Спонсорство? Меценатство? Благотворительность? Социальная поддержка? Какое место в этих отношениях занимает нынешний губернатор? И чего ждать, когда его место займет другой?
Еще один из рецептов выживания – письма президенту. Но в последнее время он на них не очень-то реагирует. К тому же четко подразделяет: есть письма, а есть письма. Мало ли кто что напишет? Вот "Томи", помнится, президент помог. Но чуть отвел взор, и зацокали спонсоры копытцами, разбегаясь. Спонсорство в России – оно такое. Без присмотра – никак.
Других рецептов выжить у бедных российских клубов в кризис не существует. Но прежде чем продолжать спасать их, словно больных в хосписе, важно ответить на один вопрос. Во имя чего все это делается? Какой целью оправдан отъем денег у одних в пользу других, не бедных, зачастую вовсе не наших, получающих несусветное и увозящих черт знает куда? Есть хоть кто-то среди платящих и получающих, кто не понимал бы: система не работает, поскольку это и не система вовсе, а волюнтаризм отдельных чиновников?!
Допускаю: нынешним благодетелям не хочется прослыть людьми, при которых умер футбол. Только ведь чем дальше, тем запущенней. Не при них, так после. Потому что спонсорство по приказу – не жилец. Тем более в кризис. Особенно в кризис.
Чуть ли не единственный клуб, стоящий особняком, – "Торпедо". В нем тоже финансовые сумерки. Но деньги частные. И цели иные: не освоить бюджет, а получить когда-нибудь землю под стадион и коммерциализацию. Ради этого команда мыкается по Подольскам и Раменским, распродавая игроков. Вот тут бы чиновничий волюнтаризм пригодился. Да только кто же даст нищему клубу кусок нажористой московской земли? Проще дождаться, когда "Торпедо" в очередной раз помрет. А потом рассказывать с высоких трибун, какое это важное дело – удерживать на плаву разжиревшие и отупевшие от безделья бюджетные клубы с падающей посещаемостью.
* * *
Антон Орехъ в колонке на сайте "Ежедевного журнала" пишет о зарплате главного тренера сборной России по футболу Фабио Капелло.
Президента Российского футбольного союза Николая Толстых как только не ругали, как только не издевались над ним, иронизировали, пригвождали к позорному столбу – всё из-за зарплаты Фабио Капелло. Мол, контракт подписал, а выполнять не хочет, объяснений толком не дает, возмущение общественности и министра Мутко игнорирует, отделываясь чудовищными казенными казуизмами.
А долг рос с каждым месяцем, к тому же рос и курс евро. Счет шел на сотни миллионов рублей. Вот-вот – и задолженность превысила бы вообще весь бюджет РФС. И только Толстых был спокоен, как сфинкс.
Финансовые условия, совершенно безумные, сформулированы уж точно не Николаем Толстых. И источники предполагались совсем иные, чем касса РФС
И вот миллиардер Усманов, разразившись сверхгневной письменной филиппикой, дабы избавить страну от позора решил выплатить долг Капелло, посоветовавшись с Виталием Мутко. 400 миллионов перечислены, "капнули", так сказать, на карточку наставника нашей команды. А Толстых и бровью не повел: заплатили? Ну, что ж, спасибо.
Усманов может что угодно говорить, как и все остальные – а тем более министр Мутко, но Толстых последний, к кому можно было здесь предъявлять претензии.
Контракт с Капелло был согласован в тот момент, когда у РФС вообще не было президента! Тренера нашел и обо всем договорился лично Мутко, о чем говорил в то время не раз, громко и гордо. Мол, я гарант, я для сборной нашел такого специалиста, такую фигуру, такого мэтра обеспечил. Я, я, я! И финансовые условия, совершенно безумные, тоже сформулированы уж точно не Николаем Толстых. И источники предполагались совсем иные, чем касса РФС. Тем паче, что касса эта была почти пуста к моменту его прихода. Соратник Путина по кооперативу "Озеро", бывший президент Союза Фурсенко оставил после себя одни долги и кредиты.
Потом что-то, видимо, перестало срастаться. Те, кто должен был дать деньги на Капелло, давать их не захотели – или уж не знаю, как там и что, коль скоро люди эти публично не назывались, как и точная сумма зарплаты тренера. И стрелки стали переводить на РФС. Толстых, конечно, не сильно улучшил экономическое положение организации и руководителем себя проявил средненьким. Но зарплата Капелло – точно не его вопрос.
Мутко, который бил себя в грудь, ушел в несознанку. Мол, чья подпись стоит – тот и должен платить. Как будто без окончательного одобрения минспорта такая подпись могла бы в принципе появиться.
Ситуация стала безвыходной. Молчаливый и абсолютно бесстрастный Толстых очевидно не хотел ничего предпринимать, и у Мутко кончилось терпение. Он вынужден был искать нового олигарха и закрывать долг. Нашел Усманова. Долг закрыли. Но закрыли только за прошлый год. И очевидно, что первую же зарплату за 2015-ый Капелло вновь не получит. И пластинку запустят сначала. До тех пор, пока Мутко не поклонится следующему богачу.
Так они будут платить. Частями, со скандалами. Толстых продолжит политику троллинга и скупых пояснений на механистическом языке, а Мутко-таки придется выступить гарантом и выполнить всё, что он сам итальянцу наобещал.
Есть впрочем, вариант, что Толстых просто скинут. Но скинут не из-за зарплаты Фабио. И лично ему этот вопрос решать так или иначе не придется.
Железная выдержка у мужика. Нельзя не проявить к нему злорадной симпатии. А вы, Виталий Леонтьевич, крутитесь, как хотите, и кланяйтесь в пояс всем обитателям списка "Форбс" по очереди.
* * *
Юрий Дудь в блоге на сайте "Sports.Ru" утверждает, что футбол в современной России существует для кого угодно, но только не для людей.
Отправить в Москву дубль, выделить болельщикам ЦСКА квоту в 900 мест, не пускать туда никого, кроме обладателей Тульской прописки, и оставить таким образом стадион почти пустым – это не для людей.
Выйти в премьер-лигу, не имея стадиона, который ей соответствует, и кататься с домашними матчами по всей стране – это не для людей. Кстати, назначать такие матчи, где бы они ни игрались, на 17.00 пятницы – тоже не для людей. "Уфа" как может выправляет карму своим очаровательным пиар-департаментом, но для того, чтобы клуб обрел смысл, его все же не хватит.
Платить российской премьер-лиге большие деньги никто не хочет, потому что больших денег она не стоит. Русский футбол некрасив, нелогичен и непродаваем кому-то, кроме тех, кто, так вышло, уже увлекся им раньше
Построить дивный стадион, отыграть на нем пару месяцев и снова с него сгинуть, потому что на стадионе заливают бассейн – это не для людей. Кстати, когда под очередной новостью, где вы встретите Путина, Навального или Сердюкова, вы будете писать: "Спорт вне политики!", – вспомните о нелегкой судьбе казанской арены. Проводить на ней домашние матчи очень симпатичной команды, приучая город к интересному футболу не в хлеву, а в хоромах, – это спорт. Закрыть его почти на год из-за чемпионата мира по водным видам спорта, который длится две недели, – это политика.
Платить российской премьер-лиге большие деньги никто не хочет, потому что больших денег она не стоит. Русский футбол некрасив, нелогичен и непродаваем кому-то, кроме тех, кто, так вышло, уже увлекся им раньше. Некоторые из увлекшихся в свое время разбогатели, получили возможность приобретать или спонсировать клубы и так появились в жизни премьер-лиги. Премьер-лига быстро настроилась на то, чтобы работать только для них, забыла о том, что помимо VIP-трибуны, есть и обычные…
Главный тренд последнего года – набрасывать на РФС и его угрюмого босса. В этом практикуются более или менее все, в том числе руководители премьер-лиги. Нет сомнений: Николай Толстых – сложный человек и не лучший менеджер, он побаивается прогресса и вряд ли сможет кого-то вдохновить на подвиги. Давайте согласимся с этим и переведем прицелы в другую сторону: чем вдохновляет нас работа РФПЛ в последние три-четыре года? Растущей посещаемостью? Блестящим показом футбола? Многолетними обвинениями президента в агентской деятельности и конфликте интересов? Покрыванием матчей, которые были очень похожи на договорняки? Моментальной готовностью исчезнуть и стать частью Объединенного чемпионата России и Украины? Акцией "Стоп-мат"? Хотя акция вышла прекрасной. Лучший вирусный роликв истории лиги, жаль только, что не лига его придумала и произвела.
Николая Толстых давно и упорно подталкивают к отставке – считается, что атмосфера вокруг сборных России похожа на хиреющий советский колхоз и потому со своей работой президент не справляется. Допустим, что все так, но зададим себе еще два вопроса: похожа ли на колхоз премьер-лига и справляется ли со своей работой Сергей Прядкин, рулящий в ней уже семь с половиной лет?
Ответить на это сможет каждый, еще раз увидев, как выглядит главный футбольный турнир России прямо сейчас.