Ссылки для упрощенного доступа

Лучшая стопка в моей жизни


Фреска у южного входа в Кносский дворец. Крит
Фреска у южного входа в Кносский дворец. Крит

Если бы меня спросили, какой бокал или какую бутылку я запомнил острее всего, я бы ответил: стопку раки. Я выпил ее, точнее семь стопок, на горном критском перевале на глазах моих афинских друзей Лефки и Димитриса. Критская водка раки – крещеный родич арака и турецкой ракы. Раки делают из виноградного спирта, и в ней почти нет или вовсе нет анисового привкуса.

На деревенских столах в двух шагах от неба стояли плечистые бутыли самогонной раки. Ими торговали семеро критян, таких же щетинистых, как их напиток. Чтобы никого не обидеть, я откушал у каждого. На седьмой стопке я почувствовал, что горный воздух – это все-таки горний воздух. Преодолев два шага, отделявших меня от него, я стал помышлять о миротворческой миссии: грандиозном плане примирения винной христианской и не-винной мусульманской цивилизаций. Если раки в родстве с араком, то почему бы не углубить, не расширить родство? Да, любовь к алкоголю объявлена пророком Мухаммедом греховной. В Коране много недобрых слов о вине. Но были же такие диссиденты, как Саади, Омар Хайям. Правда, они были не турками и не арабами, а персами, а в Персии культура виноделия опередила ислам на 1100 лет. Вино Shiraz родом из Персии. А французское Chateauneuf-du-Pape, – продолжал витать я в критских облаках, – в родстве с Shiraz через виноград Syrah. Значит, вино может течь поверх культур и вероисповеданий! Вино – текучая память человечества. А что текуче – то свободно. Запах, аромат – вне сур и булл. Зрелая культура пахнет вином, молодая – по́том.

Что ждет нас в будущем? Возьмем две страны, Алжир и Турцию. Первая производит одну шестую часть мирового вина, но, в основном, экспортирует его. В среднем же алжирец выпивает всего пол-литра вина в год, да и то, по-видимому, в составе приправ и соусов. Удручающая статистика. В Турции же, где государство по закону отделено от мечети, дела идут куда лучше. Рискну признаться: мне нравятся красные турецкие вина ("Кармен", "Бузбаг"). Чтобы их отведать, вовсе не обязательно отправляться в Турцию. К примеру, в Мейфэре, лондонском районе богачей и блудниц, есть достойный ресторан "Софра". Так вот, попивая там "Кармен" и/или "Бузбаг", чувствуешь всеми "жилками языка" (Платон), из чего сделано вино, что такое агро-культура. Именно в тот момент, когда я делал ударение на "агро", Лефка и Димитрис увели меня в машину. Миротворцу негоже упрямиться. Прямо с облаков мы спустились к побережью винно-черного Ливийского моря.

XS
SM
MD
LG