Мне никогда не доводилось быть накормленным кремлевскими поварами. У меня даже не было желания отведать их изысканные яства – ровно до того момента, как я не встретил Людмилу Савчук. Но как выяснилось, в Кремле готовят кушанья не только для Владимира Путина, но и для всей страны, правда, их нельзя ни съесть, ни понюхать и у них горький информационный привкус. Людмила Савчук познакомила меня с "кремлевской кухней", где эти информационные блюда готовятся. Она поведала мне о том, что этой "пищей кормят не только Россию, но весь мир".
В отдельно стоящем здании по улице Савушкина, д. 55, в Петербурге круглосуточно функционирует новое "Министерство правды". В этом здании сотни – молодых, за редкими исключениями, – людей выполняют функции так называемых кремлевских троллей. Эта профессия появилась совсем недавно, но, как выяснилось, она требует большой моральной гибкости и во всех смыслах слова дурного литературного вкуса. В сущности, работа "кремлевским троллем" простая. Кремлеботы выступают в интернете от имени российских граждан, отписывая сотни постов и тысячи комментариев в сутки просто везде, где только можно: на сайтах СМИ, в социальных сетях и блогах. "Тролли" делают вид, что они – обычные граждане, такие же, как и мы с вами. Они создают видимость общественного мнения, которое диктуется им на планерках.
"Правильная точка зрения" сообщается кремлеботам в виде "технического задания" в начале рабочего дня или рабочей ночи. Разрешается делать больше нормы, которая распространяется на десятки аккаунтов, ответственный подход к делу хорошо премируется. Механизмы работы – от хирургических до топорных. Хирургические представляют собой создание "человеческих" текстов, посвященных бытовым вопросам: например, выпечке пирожков с повидлом. В рамках этого текста перед описанием того, как правильно положить повидло в тесто, как бы невзначай вписывается пара мыслей, соответствующих техническому заданию. Темы федеральные: идеальный Путин, мудрый Шойгу, виноватый во всех наших бедах Обама, несчастная Украина, опальный Навальный, Наш Крым, Наша Новороссия. Топорные механизмы – откровенное хамство в комментариях, за которое кремлеботы, спрятавшиеся под никами, не несут никакой ответственности, в том числе за разжигание ненависти и межнациональной розни. Кремлеботы могут, например, преспокойно призывать к убийству оппозиционных политиков. Платят за эту работу по 40-60 тысяч рублей в месяц.
Вся система поддержки нынешней российской власти – напрочь гнилая, основана на обманах и мифах
Осмысляя все это, я понимаю: то, что мы видим в интернете, по телевидению, все эти поддерживающие нынешний курс правительства посты, хамские обращения, пожелания смерти, дикие рейтинги – все это не настоящее. Это ложь, в которую нас хотят заставить поверить. Вся система поддержки нынешней российской власти – напрочь гнилая, основана на обманах и мифах. Мы думаем о том, что искренняя поддержка режима все-таки существует, а ее просто нет. Видите человека в интернете, истерически прославляющего Путина или Шойгу? Скорее всего, это кремлебот, оплаченный из бюджета. В реальности у властей есть только аппарат подавления и мифы, а народной поддержки – ровно столько, сколько хватает денег для того, чтобы оплачивать функционирование мифов. Максимум, что мы имеем в поддержку власти, – мечта великодержавного народа об особой миссии, которую, как хотят нас заставить поверить, продвигает в реальность нынешняя власть. Забудем на секунду о международной политике – что у нас останется из того, чем мы можем гордиться, что мы сможем полюбить в нынешней власти?
Вернемся к "фабрике троллей". По данным СМИ, за проект так называемых "троллей" отвечает личный кулинар Путина Евгений Пригожин. Владимир Путин пошел дальше Владимира Ленина: за информационную политику в информационной эпохе, то есть фактически за само государство отвечает – нет, не кухарка – отвечает кулинар. Я не знаю, как он готовит еду, но информационные блюда меня точно не впечатляют, боюсь даже, что единственное достижение Евгения Пригожина – это лапша на ушах.
Прошла пара недель с момента моего знакомства с Людмилой. Она атакована журналистами всего мира и уже утомлена своей известностью. У Людмилы был выбор: просто уйти и молчать (безопасный вариант) или предпринять что-то. Сделав шаг по раскрытию системы троллей, Людмила решила сделать еще один – по борьбе с ней. Европейская пресса называет Люду "маленьким солдатиком информационной войны", но она предпочитает называть себя "маленьким солдатом информационного мира". "Информационный мир" – это движение, которое создано Людмилой Савчук и ее единомышленниками еще в конце прошлого года в противовес информационной войне, которая ведется против российских граждан – телевидением, другими СМИ, кремлеботами. Одна из первых задач движения – закрытие "фабрики троллей" как позорящего Петербург явления.
Я не склонен питать иллюзий, что система власти вдруг информационно перестанет подпитывать себя, поэтому борьба предстоит жесткая, упорная, и трудно рассчитывать в ней на победу, хотя бы потому, что всегда можно найти какую-то новую, незасвеченную точку для очередного рассадника троллей.
Кто-то может сказать, что нет ничего страшного, если государство защищает себя в информационном пространстве, когда против России ведется информационная война. Но, во-первых, даже если кто-то в Европе или Америке пишет что-то про режим Путина плохое, то в России обычно этого не читают. Во-вторых, речь идет о внутренней повестке для страны, все информационное пространство которой держит под контролем власть, а обсуждать и критиковать власть – это обязанность каждого гражданина. В-третьих, государство и власть должны быть моральными авторитетом для общества. Власть не должна лгать, оскорблять, желать смерти – ни своими, ни чужими руками. Она должна быть моральной не только в информационном поле, но и в своих действиях. Как только власть переходит этическую границу, она теряет право оперировать государственными институтами: правоохранительными органами, средствами массовой информации, армией. Нет ничего хуже безнравственного политика.
Анатолий Канюков – петербургский политик, социал-демократ