Российские власти решили проверить готовность россиян к труду и обороне. Массовую сдачу норм ГТО, которые были возрождены в марте 2014 года указом Владимира Путина, приурочили к празднованию 70-летия Победы. В этом году региональные власти обязали внедрить "Комплекс ГТО" в жизнь и провести Единую декаду ГТО, а также фестиваль "Готов к труду и обороне". Сдавать обновленные нормы ГТО обяжут детей и подростков от 6 до 17 лет – они должны будут бегать, подтягиваться, отжиматься, стрелять и сходить в туристический поход. Ранее нормы ГТО уже пытались сдать собравшиеся в одном месте депутаты Государственной думы. Сообщалось, что участвовавший в мероприятии Владимир Жириновский не справился с этой задачей. Тогда, как отмечали СМИ, все завершилось банкетом и почему-то – раздачей удостоверений членов ДОСААФ.
ГТО – один из символов советской эпохи, специальная программа физкультурной подготовки в школах, профессиональных и спортивных организациях СССР, существовавшая с 1931 по 1991 год. Тогда советские граждане должны были демонстрировать свою готовность к труду и обороне, сдавая нормативы по бегу, прыжкам в длину и высоту, плаванию, метанию мяча, езде на велосипеде, бегу на лыжах, подтягиванию на перекладине и лазанью по канату.
Даже в советские годы сдача норм ГТО была чаще всего показным мероприятием, к которому мало кто относился всерьез, и проводилась "для галочки". Поэт и публицист Лев Рубинштейн уверен, что в современной России оно также не приживется, несмотря на усилия властей вернуть в повседневный обиход советские символы:
– Сейчас такой тренд – ползучим образом восстанавливать какие-то советские аббревиатуры, символы, знаки. Идет такая вот ползучая реставрация совка, причем в его символическом виде. Для меня словосочетание "декада ГТО" означает, что распилят какое-то количество денег и кто-то о чем-то отрапортует. Я не верю, что при нынешнем состоянии общества кто-нибудь по-настоящему всерьез ко всему этому отнесется. Да, кто-то отрапортует, где-то что-то освоят, кто-то кого-то сфотографирует, вот и все ГТО. Между прочим, уже в моем детстве, а я учился в школе где-то в конце 50-х и до середины 60-х годов, уже тогда к этому никто серьезно не относился. Для всяких таких штук, вроде ГТО или "Ворошиловских стрелков", или еще чего-то нужен откровенно тоталитарный режим, потому что это все оттуда идет. Когда тоталитарный режим хоть чуть-чуть ослабляется, все начинают к этому относиться комически в лучшем случае.
– А вы в школе сдавали нормы ГТО?
Я не верю, что при нынешнем состоянии общества кто-нибудь к этому отнесется всерьез
– Поскольку я этого не помню, видимо, то ли сдавал как-то через пень-колоду, то ли не сдавал вовсе. Я помню значки. Вот мой старший брат носил значок ГТО, а сдавал ли он, я не помню. Значки были, да. Но у меня еще был членский билетик на двух страничках ДОСААФ, например, и мы платили раз в полгода по 4 копейки в этот ДОСААФ, и никто никогда не знал, чем этот ДОСААФ занимается. Но зато это была разветвленная сеть, очень много людей сидели в разных конторах и получали зарплату.
– Если всерьез отнестись к этой инициативе, как следует поступать с теми, кто не сдаст этих норм и, следовательно, не будет готов к труду и обороне?
– Для начала расстрел на месте. И потом еще контрольный выстрел (смеется). Да ничего никому не будет! Вот сейчас связи с торжествами ко Дню Победы в сети все обсуждают ленточки, которые сегодня тоже стали вроде значка ГТО в каком -то смысле или комсомольского значка. Они тоже давно ни для кого ничего не значат, но тем не менее, я хожу сейчас по улицам, и в метро еду – и этих ленточек на людях стало не больше, а меньше, причем существенно, я вот за целый день видел на двоих.
– Не знаю, я видела больше. Вам повезло. Но если вдруг стало меньше – с чем это связано?
– Потому что надоедает туфта людям! Бывают такие, знаете, обострения казенного патриотизма. Но казенный патриотизм долго не держится.
– Как вам кажется, как инициатива властей о сдаче норм ГТО приживется на местах, как ее воспримут дети? Это же детей будут заставлять сдавать эти нормы.
Бывают обострения казенного патриотизма. Но он долго не держится
– Никакого восторга, конечно, не будет. А дети вообще конформисты, им надо, чтобы их большинство не обижало, чтобы завуч родителей не вызывал. Они будут сдавать, но, конечно, это не приживется, это никому не нужно, включая тех, кто придумал, кстати говоря. Вот довоенное ГТО – другое дело. Тогда был культ всяких физкультурников, а культ физкультурников был, потому что режим и вся атмосфера были такие откровенно милитаризированные. Поэтому эти парашюты, "ворошиловские стрелки", ГТО и физкультурные парады были популярны.
– Но вот вся эта патриотическая риторика, все эти нормы ГТО, эти вот ленточки ведь возвращаются неспроста. Россия, в общем-то, ведет войну в Украине, и ее за это критикуют, и она опять "в кольце врагов..." Получается, что стране опять нужны сильные, трудолюбивые, выносливые граждане, готовы пожертвовать собой ради родины?
– На уровне официальной риторики так и есть. Просто чем ниже этажом это будет спускаться, тем более равнодушно к этому будут относиться. Понимаете, никому это не надо, это все на уровне разговоров. Как и ленточки. Что мы круче всех, что все нас боятся. Но никто сейчас абсолютно, в отличие от тех же 30-х годов, кстати говоря, не готов не то что воевать, а даже тысячу рублей на что-то потратить.
– Почему государство вновь эксплуатирует тему ностальгии по советским временам?
– Потому что у них нет совершенно никаких своих идей. У них кризис идей, они ничего придумать не могут и создают такой странный гибрид из этой коммунистической и православной риторики, что, кстати, в моем детстве было немыслимо. Потому что нас как раз воспитывали в антирелигиозной пропаганде.
– А вы испытываете ностальгию по советскому времени?
– Ни малейшим образом! По молодости – да. Но лично мне и моим друзьям в 70-е годы было неплохо, потому что мы нашли друг друга, мы писали стихи и картины, друг друга любили, мы часто собирались, и нам было весело. Но это же не благодаря советской власти, а, скорее, вопреки. Да нет, какая ностальгия, по чему? По очереди за колбасой, что ли? Или по тем же нормам ГТО? Или по политзанятиям?
– А чем советские времена отличаются от нынешних, путинских?
Они хотят тоталитаризма для нас с вами, а сами хотят ездить на Гавайи
– В советские времена, при тоталитаризме, при узаконенном однообразии всего была довольно ущербная идеология. Там существовали институты марксизма-ленинизма, они выдумывали терминологию, защищали диссертации, где выявлялась разница между развитым социализмом и зрелым социализмом, и это была серьезная наука. Людей заставляли все время проводить какие-то политучебы и так далее. 90-е годы, как бы их сейчас ни клеймили, приучили людей к иронии ко всему этому делу. И сейчас врубить настоящий тоталитаризм они, может быть, и хотят, но просто технически не смогут. И им самим этого не надо, вот в чем дело. Они хотят это сделать для нас с вами, а для себя они этого не хотят. Они хотят ездить в отпуск на Гавайи. А советские коммунистические лидеры этого не делали, они сидели за высокими заборами, они были старыми, питались кефиром, потому что для них была главной власть. А для нынешней власти главное – деньги. А когда для людей главное деньги, они настоящий тоталитаризм не построят.
– В России сейчас не очень комфортно живется тем, кому не нравится нынешняя власть, этих людей называют "пятой колонной", агентами Госдепа, в общем, считают врагами. А у вас есть личный рецепт выживания в атмосфере такого всеобщего безумия?
Люди, которые все это выдумывают, неприятные, но очень смешные
– Во-первых, безумие не всеобщее. Начнем с того, что мы сейчас с вами разговариваем, и я, например, не озираюсь по сторонам и не смотрю, не сидит ли рядом стукач. Пусть сидит, если ему надо. В 60-е годы было не так. Безумие массовое, но оно временное. Рецепт выживания такой. Жить так, как привык, как хочется, обязательно думать и говорить, как привык, не приспосабливаться. Находить в толпе безумцев своих, не безумцев. Много заниматься творчеством и много смеяться. Потому что все эти люди, которые все это придумывают, они, конечно, неприятные, но прежде всего они очень смешные. Не надо отказывать себе в удовольствии над ними смеяться. Так я считаю.