История помолвки 17-летней жительницы Чечни Хеды Гойлабиевой, которая якобы должна, несмотря на запрет многоженства, стать второй женой 57-летнего (по другим данным, 46-летнего) начальника Ножай-Юртовского РОВД Нажуда Гучигова, вызвала сильнейший общественный резонанс. В "Новой газете" появилась публикация о том, что Хеду вынуждают выйти замуж без ее согласия и согласия ее родственников, а на въездах в село Байтарки, где они живут, были выставлены полицейские посты, чтобы родители не увезли дочь. В течение двух недель никому из журналистов не удавалось связаться с этой семьей, однако 12 мая интернет-издание Lifenews опубликовало видео, в котором девушка опровергает сообщения о том, что ее пытались выдать замуж насильно. По ее словам, свадьба состоится в течение месяца.
30 апреля журналистка "Новой газеты" Елена Милашина сообщила, что к ней обратились за помощью односельчане 17-летней Хеды Гойлабиевой. Они рассказали, что Нажуд Гучигов выставил посты по всему селу и выдвинул родственникам девушки ультиматум: выдать дочь добровольно 2 мая. В противном случае он заберет девушку силой, а семью не пощадит. Подруги Хеды писали в Instagram Рамзана Кадырова, но их просьбы были удалены модераторами.
"Новой газете" удалось дозвониться до Нажуда Гучигова. Согласно сообщению издания, он категорически отрицал тот факт, что планирует 2 мая взять несовершеннолетнюю Хеду второй женой, подчеркнув, что он с ней даже не знаком и счастливо женат первым браком. Однако 5 мая в ситуацию вмешался сам глава республики Рамзан Кадыров – на заседании правительства Чечни он заявил, что свадьба должна состояться 10 мая, и согласие семьи получено.
История вызвала широкий общественный резонанс. Уполномоченная по правам человека при президенте России Элла Панфилова выступила с обращением к главе Чечни Рамзану Кадырову с требованием запретить Гучигову жениться на Гойлабиевой. Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов заявил, что "в ближайшее время" собирается с визитом в Чечню "поднимать вопросы с правами чеченских невест". И даже известный депутат Законодательного собрания Петербурга Виталий Милонов призвал главу МВД России Владимира Колокольцева "разобраться с моральным обликом начальника РОВД Ножай-Юртовского района Чечни". Впрочем, позже депутат изменил свое мнение и назвал эту историю вбросом и провокацией. С Виталией Милоновым побеседовала корреспондент РС в Петербурге Татьяна Вольтская:
– Во-первых, для меня эта история говорит, что у нас не защищена личная жизнь людей. Это безнравственно и аморально – обсасывать детали личных отношений. И видно, что история, которую можно назвать для кого-то нормальной, для кого-то ненормальной, но житейская история сложных отношений мужчины и двух женщин... У него жена, бросил он ее, не бросил, имеет ли он отношения с другой, более молодой девушкой или нет – давайте не будем греха таить, это история очень многих людей. Это история сложных человеческих, взрослых отношений. Влезать в нее и придавать этой истории националистический контекст – это гадко. Мне, как политику, замысел этой истории совершенно понятен. Ее нужно было достать для того, чтобы снова облегчить антикавказскую риторику в русском протестном движении. Это такая помощь Навальному. Хватит кормить Кавказ – версия 2.0.
– Личные отношения личными отношениями, но есть же еще все-таки закон. Сейчас очень много публикаций о том, что свадьбу никто не отменял, а слово "развод" вообще не звучит. Получается, что в отдельно взятой республике узаконено многоженство.
– Ни в коем случае. Я читал, гражданин Джемаль, по-моему, пытался там навязать этот стандарт. Я могу сказать одно: брак может быть заключен только между неженатыми людьми. Регистрировать брак при наличии не прекращенного другого брака невозможно в Российской Федерации.
– Кажется, об этом вы и спросили Колокольцева.
– Естественно, изначально, когда появилась информация, полуфейковая, это был вброс. По технологии распространения этой информации я теперь могу быть на сто процентов уверен, что это информационный вброс. В выходной день, когда официальные лица не комментируют, когда официальные лица заняты тематикой 70-летия Победы, через оппозицию вбрасывается в социальные сети такая вот жесткая подача со ссылкой на полуфейк "Эха Москвы". Там даже имя перепутали девочки, возраст мужчины перепутали. Есть официальный комментарий депутата Государственной Думы, который избран в Чеченской республике, который сказал, что возраст другой, имя другое, и семья там другая. Мало того, есть закон, есть уполномоченный по правам ребенка Астахов, и он моментально разобрался в ситуации, как уполномоченный. Причем у него есть право – рассмотрение нюансов этих взаимоотношений носит секретный характер. Потому что когда в суде обсуждают вещи какие-то, даже прокурор дает подписку о неразглашении. Нельзя обсуждать личную жизнь гражданина, который не достиг 18-летия, это запрещено законом. Да, возможно, могло бы быть нарушение, Астахов разобрался – нет, нарушения нет.
– Нет, нарушение, может быть, вот-вот свершится!
– Было четко заявлено, что брак не может быть заключен между гражданином, который находится в другом браке, это не может быть по определению.
– Это Астахов сказал?
– Это говорит закон, это говорят все официальные лица, это солидарная позиция всех органов правоохранительных, – говорит депутат петербургского заксобрания Виталий Милонов.
12 мая на сайте LifeNews появилось видео, на котором девушка, которую, по данным издания, на самом деле, зовут Луиза, а не Хеда, рассказала, что согласна стать женой главы РОВД, которому в действительности 46, а не 57 лет. На видео девушка сидит рядом со своей тетей, и, потупившись, иногда по подсказке родственницы, односложно отвечает на вопросы корреспондентов. По ее словам, с Нажудом Гучиговым она знакома уже год, ее не смущает разница в возрасте и то, что он был женат и у него есть дети от первого брака.
Издание "Кавказский узел" опубликовало статью, в которой жители Чечни подтверждают, что неравные браки в республике не редкость, однако "в последние годы в республике систематически происходят случаи, когда чиновники или высокопоставленные силовики используют различные рычаги давления на семьи молодых девушек". В частности одна из местных жительниц заявила, что "девушек все еще часто насильно отдают замуж, а когда они надоедают мужьям, возвращают домой". Главный редактор "Кавказского узла" Григорий Шведов уверен, что помолвка Гучигова и Гойлабиевой носит добровольно-принудительный характер:
– Я не доверяю информации, которая представлена Lifenews. Считаю, что, скорее всего, речь идет о добровольно-принудительном признании, как в случае с согласием на замужество, так и с опровержением понуждения к нему.
– Вы полагаете, что на эту семью оказали давление или с ними как-то мягко договорились?
– Я думаю, что речь идет о давлении. Это мое субъективное мнение, сведений у "Кавказского узла" об этом пока нет, считаю, что могли ограничиться психологическим прессингом.
– Вашим журналистам удалось пообщаться с кем-то из жителей республики. Они подтверждают, что подобные браки не редкость?
Можно ли назвать браком ситуацию, когда девушки являются вторыми и третьими женами? Ведь фактически они не зарегистрированы в качестве вторых и третьих жен
– Да, действительно мы публиковали такие сведения, но в первую очередь это характерно для сельской местности. Не исключением являются и города, но в сельской местности такие добровольно-принудительные браки чаще заключаются.
– Но означает ли это, что девушки действительно против таких союзов, или это настолько сильная традиция, что ни у кого это не вызывает возмущения?
– Мы действительно не часто слышим о каком-либо возмущении, но это объясняется не тем, что сильны традиции. Это объясняется круговой порукой, когда молодая женщина находится в ситуации, когда ей уже некуда деться, и она соглашается на то, что ей не вполне приятно. Очень часто под сугубо психологическим давлением своих родственников или других людей из своего окружения.
Мне рассказывал один чеченский министр, что у него одна жена в Грозном, а другая в Гудермесе – имеются в виду религиозные браки
Если говорить про браки, то они нередко никак нашим российским законодательством не регулируются и никакими российскими структурами не фиксируются. Поэтому можно ли назвать браком ситуацию, когда девушки являются вторыми и третьими женами? Ведь фактически они не зарегистрированы в качестве вторых и третьих жен. В городах, особенно крупных, эта форма общежития далеко ушла от местных традиций и ислама. Прикрываясь красивыми словами про традиции, развивается совершенно другой институт отношений женатых мужчин с молодыми девушками на содержании. Девушки порой соглашаются без принуждения на такие отношения и живут в отдельных квартирах, – рассказал главный редактор "Кавказского узла" Григорий Шведов.
Корреспондент Радио Свобода Анастасия Кириленко, неоднократно писавшая репортажи из Чечни, подтвердила, что неофициальное многоженство распространено в республике, особенно среди людей высокопоставленных и обеспеченных:
– Я думаю, что видео Lifenews доверять нельзя. Потому что, как мне рассказывали чеченцы, а надо понимать, что у них у всех есть родственники, и даже в условиях цензуры работает "сарафанное радио", знакомство это произошло по фотографии. То есть этот силовик увидел фотографию симпатичной девушки и захотел жениться. Надо сказать, что многоженство, на самом деле, в Чечне есть. Например, мне рассказывал один чеченский министр, что у него одна жена в Грозном, а другая в Гудермесе, имеются в виду религиозные браки. На загсы и какие-то формальности большого внимания не обращают. Ну и, поскольку мне рассказывал это человек в ранге министра, я сделала вывод, что себе это позволяют в основном люди, облеченные властью. У простых чеченцев, наверное, и средств нет на двух жен, и для них это чревато. Поэтому вся история выглядела для меня с самого начала так, что просто человек во власти, уже не зная, как развлечься, захотел молоденькую школьницу. Ну, и практика в республике такова, что действительно могут присылать сватов, когда девушка толком и не знакома с женихом, это не только министров касается. И эту Луизу могли просто запугать, что может быть какое-то возмездие, если она не послушается, – полагает Анастасия Кириленко.
С многоженством у нас все на "ты"
Как свидетельствуют местные жители, многоженство в республике распространено не только среди чиновников. Вот что рассказала проживающая во Франции чеченка Мадина С.:
– Насчет простых людей – добро на многоженство дали давно, и мужчины, более или менее состоятельные, заводят себе вторую жену, для этого не обязательно быть чиновником. Обычно вторая жена осознанно идет на это, страдает только первая. У меня муж кузины, когда женился на ней, не имел ни гроша, это было в военное время... После войны он разбогател и женился на второй жене. Мою сестру в новый трехэтажный дом никто не пустил, она где-то ютилась со своей свекровью и тремя детьми. В итоге она развелась, и у нее отобрали детей. В общем, я это к тому, что с многоженством у нас все на "ты"...