Впервые в моей жизни на меня написали коллективный донос – донос министру культуры. Это сделали актеры и сотрудники Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина, в котором я по приглашению уже уволенного ныне художественного руководителя Василия Сенина ставила свою документальную пьесу.
Пьесу мы создавали вместе с актерами в английской технике verbatim, которая подразумевает использование исключительно документальной разговорной речи. К участию приглашались только те, кто хотел. Актеры собирали материал и, как мне казалось, делали это с удовольствием. Хотя материал собирали в Пскове, пьеса получилась в целом про Россию – про то, как одаренные люди не находят себе применения, потому что сейчас в российском обществе свободные, живые, талантливые не нужны, на уровне государственной идеологии существует запрос на подлость, ложь, прихлебательство и лизоблюдство. Человека в провинциальном городе очень легко шантажировать – достаточно уволить его с работы, и он окажется в жалком положении. Стоит тебе восстать, не стерпеть – и ты погиб.
Пьеса "Банщик" об этом. Главный ее герой, умный, образованный человек, яркий философ и поэт, не нашел для себя в Пскове никакой другой подходящей работы, кроме как в бане. Да и той впоследствии лишился. Чтобы выжить, ему даже пришлось сесть в тюрьму.
Монолог Банщика о начальнике читает актер Театра.doc Константин Кожевников
Пьеса была принята Псковским театром без единой поправки, о чем был составлен акт. Но вскоре стали происходить странные вещи. Приставленный ко мне художник-постановщик и производственные службы принялись саботировать изготовление декораций и костюмов, хотя день премьеры приближался. Оказалось, что у нового руководителя областными театрами Дмитрия Месхиева вызвало сильное напряжение то обстоятельство, что в подведомственном теперь ему коллективе работает режиссер, ранее поставивший в Театре.doc спектакль "БерлусПутин". Кроме того, администрация театра неожиданно поняла: в пьесе "Банщик" фигурируют нелицеприятные высказывания о власти. Образ власти для моего Банщика – образ карлика-самозванца, самостоятельно себя короновавшего и после коронации благосклонно принимающего от народа поцелуи в задницу.
Накануне премьеры меня обязали провести прогон спектакля без костюмов и декораций, на который сам Месхиев не явился, зато пришли два артиста в возрасте – один народный, другой заслуженный, секретарша бывшего худрука с подружкой и исполняющая обязанности директора театра. После прогона заслуженный кричал: "Это подрывная работа внутри театра! В этом карлике угадывается светлый образ нашего президента!". "Убирайтесь в свою Москву!" – вторил народный. "Ой, ну зачем вся эта реальность, – раскрыла рот секретарша. – Я прям так жалею, что узнала, какая реальность есть!"
На следующий день появился текст петиции Мединскому, который и. о. директора театра Татьяна Мартынова предложила подписать каждому актеру – участнику проекта. Половина – подписали. Но ни один человек в театре до сих пор не сознается в авторстве данного "произведения". С полным текстом этого чудесного письма интересующиеся могут ознакомиться здесь.
На следующий же день министр Мединский был в театре. Прибыл также губернатор Псковской области Андрей Турчак. Ну, и новый руководитель псковских учреждений культуры Месхиев. Постановку запретили как "подрывную", меня, как водится в подобных случаях, назвали "пятой колонной". Типа говорить со сцены академического театра жестким документальным языком – нельзя, называть вещи своими именами – нельзя, о власти лучше помалкивать.
Смириться с подобным – значит сдаться перед произволом чиновников и ретроградов. Поставить этот спектакль – значит оказать сопротивление цензуре. Свою помощь проекту тут же предложил московский Театр.doc, выразив готовность принять его на своей площадке. Псковские актеры, отказавшиеся подписать донос на своего режиссера, в поддерржку постановки спектакля приняли участие в банной фотосессии.
Фотосессия Дмитрия Маркова
В поддержку спектакля выступили московские театральные деятели.
Драматург, режиссер и директор Театра.doc Елена Гремина
Режиссер-документалист, художественный руководитель студии "Фишка-фильм" Ирина Васильева
Проект теперь планируется делать на базе Театра.doc с обязательными выездами в Псков и Петербург. При этом необходимо обеспечить участие в спектакле псковских актеров, оставшихся верными себе и своей профессии и потратившими немало сил и на сбор материала, и на работу в постановке. Необходимо изготовление декораций, костюмов и реквизита, написание музыки, аренда площадок. Мы хотим пробиться к своему зрителю сквозь цензуру, отсутствие которой гарантировано в Конституции России.
Нам очень и очень важна поддержка наших друзей и зрителей! Поддержать нас можно здесь.
Варвара Фаэр – театральный режиссер-документалист