Ссылки для упрощенного доступа

Горсуд Петербурга встал на сторону ФСБ в деле о выдворении из России


На снимке: адвокат Иван Павлов и его супруга Дженнифер Гаспар с дочерью
На снимке: адвокат Иван Павлов и его супруга Дженнифер Гаспар с дочерью

американки Дженнифер Гаспар, эксперта в области НКО, супруги адвоката Ивана Павлова

Городской суд Петербурга 8 июля подтвердил законность действий ФСБ, засекретившей причины выдворения из России американской гражданки Дженнифер Гаспар, эксперта в области НКО, супруги адвоката Ивана Павлова.

Разбираемое дело касалось непосредственно вопроса секретности: постановление ФСБ, где говорится о том, что Дженнифер Гаспар представляет угрозу для безопасности России, ни самой женщине, ни ее защитникам не показали, так и не объяснив, в чем состоит эта угроза.

В суде представители ФСБ снова отказались обнародовать текст постановления, объясняя свой отказ тем, что в тексте содержатся секретные сведения о контрразведывательной деятельности и оперативно-разыскных мероприятиях. При этом представители ФСБ ссылались на ведомственные нормативные акты, тоже засекреченные.

История с выдворением Дженнифер Гаспар началась летом прошлого года: 21 июля письмом из Федеральной миграционной службы она была уведомлена, что ее вид на жительство аннулирован – хотя она является женой гражданина России и воспитывает вместе с ним малолетнюю дочь.

В письме ФМС упоминалось письмо из ФСБ, на основании которого Дженнифер Гаспар было отказано в виде на жительство. Действия ФМС были оспорены в суде Фрунзенского района Петербурга, где выяснилось, что, по информации спецслужб, деятельность Гаспар представляет угрозу национальной безопасности России, хотя в чем состоит эта угроза, указано не было. Суд встал на сторону ФМС и ФСБ.

Тем же летом, в августе 2014 года начался судебный процесс в отношении Института развития свободы информации, возглавляемого Иваном Павловым: от организации потребовали зарегистрироваться в качестве НКО – иностранного агента. Иван Павлов принял решение покинуть с семьей Россию, но не прекратил борьбу: на действия ФСБ, засекретившей свое постановление, была подана жалоба. Решение Городского суда, вставшего на сторону ФСБ, не стало для Ивана Павлова неожиданностью.

– "Городской суд не с первого раза рассмотрел это дело, он его откладывал, но вот на этой неделе все разрешилось. Мы просили представить в суде заключение ФСБ, потому что без него суд не имеет возможности оценить, насколько обоснованно на него наложен гриф секретности. Но суд не только не обеспечил направление запроса в ФСБ, но отказал нам даже в ознакомлении с нормативными правовыми актами, на основе которых это постановление было засекречено. Я не знаю, о какой состязательности и объективности можно говорить, когда суд сам дистанцировался от проверки как содержания этого документа, так и всех тех правовых положений, на основе которых было принято решение о его засекречивании".

– Получается уравнение со многими неизвестными, решить которое невозможно?

– "Мы его решим, надо только запастись терпением. Обязательно доведем это дело до конца. А то у них получается секретно все, включая законы, до такого абсурда еще не доходил никто".
По словам Ивана Павлова, сейчас у "Команды 29", занимающейся этим делом, открываются перспективы для обращения в Конституционный суд. Кроме того, по двум другим делам – о незаконности выдворения Дженнифер Гаспар из России и о незаконности самого заключения ФСБ – подана жалоба в Европейский суд по правам человека.

XS
SM
MD
LG