Ссылки для упрощенного доступа

Опора режима


Впервые о сложившемся в современной России институте так называемых публичных доносов я упоминала в обзоре репрессий против инакомыслящих, начавшихся в моем родном Екатеринбурге. В частности, писала о том, как оперативно спецслужбы столицы Урала реагируют на доносы со стороны тех, кто провозгласил себя "патриотами". По публикуемым в блогах доносам мгновенно возбуждаются уголовные дела, жертв публичной травли вызывают на допросы, а по публикациям в определенных блогах уже можно вычислить имя следующего "врага народа".

На первый взгляд, главной функцией таких "публичных стукачей" является поиск официальных поводов для преследования лиц, неугодных властям, а также иное продвижение определенной Кремлем повестки дня в публичном пространстве. Однако, на мой взгляд, задачи этих стукачей намного шире: "публичные доносчики" должны создать в обществе культуру доносительства, возвести его в ранг доблести, призывать к стукачеству своих читателей и сделать так, чтобы система доносительства стала массовой.

На самом деле, ничего принципиального нового в такой тактике нет – вспомним, как героизировался в советское время образ юного доносчика Павлика Морозова. Сейчас, в эпоху интернета, задать нужный эталон поведения стало еще проще. При этом стратегия "дружественных" спецслужбам блогеров заключается в том, чтобы максимально очернить инакомыслящих, извратить их мотивы и при этом сделать акцент на том, что продолжение подобных действий угрожает самому существованию России. При таком подходе любой доносчик должен чувствовать себя не меньше чем героем и спасителем Отечества.

Вот, в частности, показательный пример недавней информационной кампании, развернутой против Уральского федерального университета сначала последователями Сергея Кургиняна, а затем, вслед за ними, и другими "блогерами особого назначения". Речь идет о закрытии в стенах УрФУ выставки, формально посвященной Великой Отечественной войне, но на практике проводящей параллели между преступлениями нацистов в годы Второй мировой войны и украинскими военными, сегодня защищающими свою землю от российского вторжения. При этом отдельные плакаты выставки прославляют воюющих на востоке Украины боевиков под лозунгом "Русский ответ на фашизм".

Учитывая, что подобная выставка сеет рознь между россиянами и украинцами, а в крупнейшем уральском вузе наверняка учится и работает немало украинцев, ничего удивительного в том, что провокационные плакаты убрали, нет. Однако травля, развернувшаяся против преподавателей и руководства вуза, весьма показательна. Во множестве блогов стали появляться посты под заголовками "Национал-предатели в УрФУ усиливают антироссийскую деятельность при поддержке руководства ВУЗа".

При этом показательно, как с использованием риторики в стиле 1930-х годов нагнетается атмосфера ненависти и поиска "врагов народа" лишь за то, что в Екатеринбурге мало того, что отменили выставку, так еще и позволяют себе говорить о сталинских преступлениях: "В одиозном либерально-антипатриотическом ВУЗе планируется проведение конференции "История сталинизма", где в очередной раз будут пытаться налить побольше помоев на СССР и Сталина", – восклицает автор поста, между прочим, член региональной Общественной палаты Сергей Колясников. "Им дают возможность заниматься экстремистскими заявлениями в соцсетях. А в экстренных случаях привлекают к акциям типа вандализма с выставкой. Далее уже майдан, граждане. Майдан!" – в полном соответствии со стилистикой эпохи большого террора вещает другой "бдительный блогер".

В западном обществе считается нормальным обращаться в правоохранительные органы в связи с реальными нарушениями законов (порча имущества, воровство, сокрытие налогов и прочее), а в России принято "стучать" именно за инакомыслие

При этом неизменно нагнетается атмосфера катастрофических последствий "попустительства вредительству". "В тот раз это закончилось мировой войной и пятидесятью с лишним миллионами убитых. В этот раз может кончиться уничтожением всего человечества. Когда "либеральные" окуловские придут за ректором Кокшаровым и выволокут его за волосы на улицу, чтобы отправить в концлагерь, будет уже поздно каяться и просить у судьбы прощения. Останавливать распоясавшихся молодчиков надо сейчас", – запугивают кургиняновцы. Следующим шагом за подобными кампаниями обычно бывают материалы в федеральных СМИ, исполненные в чуть более сдержанной форме, однако с неизменным негативом в адрес "жертв разоблачения". Так, про историю с выставкой в УрФУ соответствующий сюжет снял телеканал "Россия-24".

Культ доносительства уже приносит плоды. "Новая газета" пишет: "Подобный рост "гражданской сознательности" и становление доносов как инструмента политической борьбы в российских реалиях иллюстрирует и закрепляет ряд негативных тенденций. Поощрение этого процесса в обществе… помогает власти поддерживать иллюзию "осажденной крепости". У любого желающего сейчас есть все необходимые механизмы для того, чтобы поучаствовать в защите Родины от внутренних врагов. За такую сопричастность ты даже будешь вознагражден – к тебе приедут СМИ, возьмут интервью, покажут по ТВ, надо только найти этого нового "врага народа".

В западном обществе считается нормальным обращаться в правоохранительные органы в связи с реальными нарушениями законов (порча имущества, воровство, сокрытие налогов и прочее), а в России принято "стучать" именно за инакомыслие. Показательные примеры – процитированные в обвинительном заключении показания сослуживцев против матери-одиночки Екатерины Вологжениновой, обвиняемой в экстремизме за перепост материалов в поддержку Украины в социальной сети. Один из ее сослуживцев по фамилии Пфайфер указывает: Екатерина "вела себя странно". "На вопрос, чем проявлялась данная странность, свидетель ответил, что она несла всякую чушь… На вопрос, как она высказывалась по поводу "русских", он ответил, что она их презрительно называла "москалями", говорила, что русские люди воюющие на стороне "ДНР" и "ЛНР" – захватчики, воры, оккупанты… при этом она оправдывала преступную деятельность карательных отрядов украинской армии и националистических формирований, которые принимали участие в боевых действиях против гражданского населения Донбасса", – говорится в материалах дела (лист 8 обвинительного заключения). Классический донос за инакомыслие!

Увеличение числа доносчиков-энтузиастов нужно властям не только для того, чтобы оперативнее выявлять "врагов народа", но и чтобы активнее вовлечь народ в собственные преступления. Участвовавшие в репрессиях и потому опасающиеся наказания со стороны потенциальных новых властей судьи, журналисты и доносчики кровно заинтересованы в сохранении существующего режима как гарантии собственной безопасности. Увеличение критической массы подобных людей ставит страну перед риском будущей гражданской войны.

Это тоже не ново – так поступают все авторитарные и тоталитарные режимы. В Белоруссии, например, общая "круговая порука" создавалась за счет так называемых "тихарей" – бандитского вида крепких ребят в черных куртках, помогавших милиции задерживать и избивать протестующих. Украинский аналог "тихарей" получил название "титушки". Отличие России от соседних государств разве что в том, что здесь вовлечение граждан в преступления властей поставлено на более широкую основу.

Ксения Кириллова – журналист, бывший корреспондент "Новой газеты" (Екатеринбург), живет в США

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG