Слова Путина о неотвратимом возмездии и усиление бомбежек в Сирии предсказуемо вызвали взрыв энтузиазма среди российских "охранителей".
Хотя российская операция в Сирии началась полтора месяца назад, именно выступление 16 ноября можно считать официальным объявлением войны. В том числе и благодаря ссылке Путина на то, что «мы будем действовать в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, предусматривающей право государств на самооборону»
Сирийская территория была обстреляна в среду из разных видов вооружения. Есть, правда, сомнения в том, что все удары были точными:
Но для многих главное не цели, а средства. Особенный восторг в "охранительском" (и не только) Фейсбуке вызвало привлечение к воздушным ударам дальней стратегической авиации.
Это же впервые в истории?
Дискуссия о том, впервые ли в истории дальняя авиация применялась в бою - в комментариях у Кашина; вспомнили и Джохара Дудаева, командовавшего авиагруппой во время войны в Афганистане.
О, альтернативная история - Ичкерии не было, в новостях командующий дальней авиацией маршал Джохар Мусаевич Дудаев с указкой показывает Путину намеченные цели
В конце концов, пришли к такому выводу:
ТУ 160 и ТУ 95 впервые
Россия хреначит по Сирии уже и с использованием стратегических мастодонтов Ту-95 и Ту-160. Их не использовали даже в Афгане, это первое боевое применение советских монстров. Машины хорошие, грозные, спору нет. Но в их использовании в Сирии конечно не столько военная необходимость, сколько желание быть "как американцы" с их В-52. Путин хочет быть совсем как взрослый.
Подробности о тактико-технических характеристиках российских самолетов и политическом смысле их использования - в статье того же Попкова на "Открытой России". "Охранители", кстати, в общем согласны с такой трактовкой:
Демонстрация возможностей, словом. Понятно, что палить по иррегулярам из такого оружия несколько дороговато и без 100% гарантии успеха, но кому надо показали - що маэмо, то маэмо.
Ну красота же...
Да. Из пушки по воробьям.
Да. Шоу.
Да. Бессмысленное шоу, так как ракета отправляется против кучки оборванцев, а не по небоскребам Катара.
Но красота же.
Слово "Катар" мелькает в постах тех, кто рад эскалации российских действий в Сирии, едва ли не чаще, чем аббревиатура ИГИЛ. Почему-то российские "охранители" убеждены, что за взрывом самолета стояла именно эта страна.
(КДПВ означает "Карта для привлечения внимания").
Возможно, "катарофобия" восходит к этой статье в "Свободной прессе", в которой цитируется Евгений Сатановский:
«В Сирии мы наступили на самое больное место организма — на интересы главы МИД Катара, который лично курирует сирийскую гражданскую войну, — утверждает директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. — Это Халед аль-Атыйя. Он Катаром управляет. Мы наступили ему на карман. Были многомиллиардные вложения в свержение Асада, в прокладку „трубы“ (в поставку газа из Катара) на Турцию. Эрдоган этот дело приветствовал. Но многолетний проект, когда все уже согласовали, разделили секторы атак, может рухнуть из-за российских ВКС. Рухнуть на пороге победы».
Хотя соответствующие конспирологические статьи публиковались на прокремлевских сайтах и раньше:
главным союзником США в регионе и проводником его идей является отнюдь не Саудовская Аравия, а именно Катар, на небольшой территории которого находятся несколько американских военных баз. Более того, сам Катар можно считать одной огромной американской военной базой.
Как говорится, и все встало на свои места.
Правда, в товарищах согласья нет:
Но проблему можно решить радикально:
Справедливости ради, хотя "катарская" и прочая конспирология процветает в соцсетях и мелких блогах, мэйнстрим пропаганды сейчас направлен на поддержку идеи "антиигиловской коалиции". В репортаже Андрея Колесникова в "Коммерсанте" намеки более чем прозрачные:
я представил себе картину по мотивам разгрома ИГ (а ведь громить придется, отступать теперь некуда, позади Москва). Где он будет, съезд победителей? И кто они? Путин, Обама, Олланд… Кто еще?..
Да в Крыму, наверное. В Ялте.
А где еще.
Тогда уж начинать надо с Тегерана.
О том, стоит ли в нынешних обстоятельствах сплотиться (по крайней мере на время) вокруг властей, пошли дискуссии и среди либерально настроенных граждан. Одна из точек зрения - у Юрия Пронько:
Полностью поддерживаю решения и действия политического руководства страны, особенно после официального признания гибели 224 наших соотечественников в результате теракта на борту российского самолета, которые направлены на уничтожение очагов глобального терроризма.
Не надо мне писать, что "Пронько стал под знамена Путина". Господа, по себе не судите!
Как был, так и остался жестким оппонентом власти в части внутриполитических и экономических процессов. Вместе с тем, угроза, которая сейчас нависла над нашей европейской цивилизации (Россия - неотъемлемая часть Европы!), принуждает к объединению российских сил вне зависимости от политических и иных разногласий.
Впрочем, согласны с ним далеко не все.
О том, что не просчитали последствия, влезая в Сирию. Не просчитали последствия для своих граждан, для их безопасности (а вдруг теракты в ответ?).
Скажу как есть, поскольку эмоционально переживать это более не могу.
Нет в их расчетах никаких "граждан". Просчитывать последствия для крепостных, да еще на всё готовых? Да о чем вы.
А для себя все просчитали, и очень даже. Как выяснилось, расчет был абсолютно точным и сработал как по нотам. С ними разговаривают, их начинают слушать. Еще немного - и можно заводить разговор о... Правильно, о санкционных списках. Вот это, имхо, и есть цель.
При этом, если о введении санкций объявляли громко, то снимут их тихо. Мы и не узнаем.
Они вернут себе доступ к счетам и возможность перемещений.
Нам оставят ограничения, которые объяснят нашей же безопасностью.
Негоже крепостным ездить туда же, куда баре.
Иван Давыдов иронизирует над поворотом "все вдруг", совершенным пропагандой.
Российская внешняя политика в нескольких строчках.
Обама, по некоторым сведениям, возможно назвал Россию конструктивным партнером в деле решения сирийской проблемы. Это грандиозный успех и свидетельство правильности выбранного Россией курса! Это чмо, хромая утка, покровитель содомитов и бессильный подражатель Путина, кажется, по словам некоторых журналистов, признал нас конструктивным партнером! Все не зря!!!!
Дмитрий Ольшанский традиционно горюет о "сливе Новороссии".
Когда читаете новости из Сирии, помните главное: даже на одну десятую тех сил и средств, что Путин тратит там, он мог бы навсегда избавить русских Донбасса от обстрелов, смертей и безнадежности.
Яков Миркин считает, что о потеплении отношений России и Запада говорить рано:
Азбука.
А)Тот, кто решит, что военные действия в Сирии приведут к отмене санкций против России, глубоко ошибается. Для Запада это раздельные вещи.
Б)Тот, кто считает, что сейчас начнем опять дружить и кризис кончится, как по мановению руки, глубоко ошибается. Всё только начинается.
В)Никто не будет возражать против того, чтобы действовать чужими руками. Но западные рынки капитала не откроются, и санкции на поставку технологий и оборудования не будут отменены. И нефть вместе с газом и металлами не поднимутся в цене.
Это простая, рациональная, почти крестьянская точка зрения.
Кирилл Михайлов отвечает на претензию
"Почему либералы, считающие, что теракт на борту А321 - следствие политики Путина, и призывающие вывести российские войска из Сирии, не заявляют, что теракты в Париже - следствие политики Оланда, и не призывают прекратить французские авиаудары?"
так:
Франция - единственная европейская страна, осуществляющая авиаудары по позициям ИГ в Сирии и Ираке (в последнем - более года), и единственная страна, совершающая бомбардировки нефтепромыслов, составляющих одну из основ доходов ИГ (они начались всего за несколько дней до терактов в Париже).
Авиаудары России по контролируемой ИГ территории Сирии носят чисто символический характер. После теракта на борту А321 ситуация не изменилась, основная масса авиаударов приходится по району южнее Алеппо, где на позиции повстанцев наступают иракские шииты и иранские "Стражи Исламской Революции". <...>
Поэтому я продолжаю выступать против политики Путина в Сирии, которая, в отличие от французской, может привести только к большей крови.
Наконец, Andrei Movchan отвечает непосредственно Пронько:
Вы правда думаете что бомбя Сирию мы снижаем риск терактов или боремся с терроризмом? И даже верите что над европейской цивилизацией нависла угроза? Просто беда...
Сам Мовчан не считает парижские теракты, при всей трагичности, смертельной угрозой для Европы. Две главных мысли его статьи в "Слоне" - терроризм имеет не столько религиозные, сколько социально-экономические причины, и исламскому миру необходимо помочь. Но как именно? Из предложений Мовчана следует идея некоего "неоколониализма с человеческим лицом":
Надо создать новые, отвечающие реалиям и запросам местных сил границы государств в зоне террора; надо направить в новые государства беспрецедентную экономическую помощь и, никак не влияя на особенности локальных социумов, дать им возможность выйти из состояния экономической катастрофы. Надо, наконец, определиться с очень четким и ограниченным списком международных требований к новым государствам, выполнение которых обеспечит лояльность развитых стран, гарантии невмешательства и активную, в том числе вооруженную помощь в борьбе с остатками террористических формирований.
Без этого террористы еще долго будут периодически приводить в исполнение свои убийственные планы в городах «развитого мира». Долго, но все же не вечно. Рано или поздно экономика мусульманских стран сумеет развиться до уровня, на котором терроризм станет невозможным.
Николай Храмов на "ЕЖ" полагает, что Запад должен вмешаться в дела исламских государств еще более активно:
Глобализация демократии, капитализма и общества потребления, выстраивание на месте отверженных стран полноценных демократических государств и включение их в Свободный мир – только такой исход может считаться победой в этой войне. Такая победа, в отличие от прогнозируемой легкой военной победы над ИГИЛ в Сирии, потребует колоссальных сил, средств и терпения. Но только она навсегда гарантирует мир, свободу и безопасность всем жителям планеты.
Чем быстрее общественное мнение и политический класс Запада осознают это и примут на себя ответственность – тем больше жизней удастся в итоге спасти.
А вот Павел Дуров винит в терактах в Париже французских социалистов и вообще идею социального государства:
Я думаю, что французское правительство так же ответственно за случившееся, как и ИГИЛ, поскольку его политика и безответственность привели к трагедии. Они отбирают деньги у французских трудящихся в виде безумных налогов и тратят их на ненужные войны на Ближнем востоке и создание паразитирующего социального рая для иммигрантов из Северной Африки.
На что следует, например, такой ответ:
Я думала, что вы иммигрант.
В своей телеге Дуров просто пересказывает словами свежую "карикатуру" из правой реакционной газеты Daily Mail.
Кстати, о карикатурах - свежий номер "Шарли Эбдо" посвящен французским терактам чуть менее чем полностью.
Leonid Bershidsky
Немного свежего Charlie Hebdo для тех, кто говорил, что к "своим" жертвам эти ребята добрее. Задачка для не знающих французского: найдите картинку "Париж -- город, где СЛИШКОМ много цветов", а потом "Париж говорит "нет" террору и "да" круассанам".
Карикатуры по ссылке выше, еще несколько публикует Denis Loctier.
Интересно, заметят ли этот выпуск в России.
Кажется, уже заметили:
А Александр Невзоров считает именно Шарли, а не стратегические бомбардировщики, главным оружием против ИГИЛ:
ИГИЛ переживет все: и простые бомбардировки, и удары ракетами, и наземные операции, и выжигание местности напалмом, и атомные бомбардировки. «Исламское государство» затаится по норам, которых на Востоке много, и рано или поздно вылезет обратно, начиная все сначала.
ИГИЛ не выдержит одного: если над ним, над всем, что для него свято и важно, будут смеяться. Вот тогда халифат сдохнет от злобы. <...>
«Шарли» в широком смысле этого слова — отвага, смех, Европа — является той путеводной звездочкой, которая показывает растерявшемуся миру — и Франции, и России — дорогу к победе. Я даже сам не представлял себе, что «Шарли» из журнальчика с карикатурами перерастет в одно из самых крупных культурных явлений XXI века. Пусть и случайным образом, это явление оказывается перед глазами человечества и показывает, куда идти.
Может быть, имело бы смысл сбрасывать с самолетов над Сирией не бомбы, а журналы с карикатурами?