3 декабря – Международный день инвалидов. К этому дню в Петербурге открылась выставка картин арт-студии благотворительной организации "Перспективы", созданных людьми с тяжелыми нарушениями развития.
Почему именно рыбы? – хочется спросить у автора одной из самых ярких работ на этой выставке, Кирилла Шмыркова, который прикован к инвалидной коляске и не производит впечатления человека, видевшего рыб в их естественной среде обитания. Но его рыбы настолько яркие и веселые, у них не только плавники, но и солнечные лучи, и даже человеческие руки, - кажется, у художника с ними особенно теплые отношения.
- Я такую передачу смотрел про океан – там много-много рыб. Одна такая рыба у меня в комнате висит, когда гости приходят, всем очень нравится. Но у меня не только рыбы, у меня много других работ, некоторые даже за границей.
Комната, о которой говорит Кирилл, находится в психоневрологическом интернате №3, там же, где живут и остальные художники, и где находится та самая арт-студия благотворительной организации "Перспективы", которая и открыла свою художественную выставку ко Дню инвалидов в кафе "Жан-Жак". Это модное бистро в центре Петербурга, руководство которого решило, что гуманитарная миссия не только не помешает, а, скорее, добавит необычных красок имиджу заведения. Понятно, что вернисаж – праздник не только для художников, но и для директора "Перспектив" Марии Островской.
- Это попытка приблизить, так сказать, к народу искусство людей, живущих в психоневрологическом интернате. Мы специально используем такие стильные места, как это кафе, куда приходят люди со вкусом, с определенными запросами, - чтобы жители города поняли, что это настоящее искусство, и что люди, сейчас вынужденно живущие в изоляции, достойны жить рядом со всеми остальными людьми. От этого общество только выиграет – ведь у этих людей необыкновенные таланты, яркий внутренний мир, любовь к жизни, им есть чем поделиться с другими людьми.
- Что это за арт-студия, как она появилась, как она работает?
- Она появилась много лет назад в психоневрологическом интернате №3 в Петергофе. Нам повезло – тогда главным врачом там был профессиональный художник, человек с эстетическими запросами, он заинтересовался тем, чтобы начать с подопечными интерната творческий процесс. С него все началось, это он дал нам первое помещение под арт-студию, и так это продолжается уже 20 лет. Главврачи, которые пришли позже, поддержали идею. Возникли и другие мастерские, прикладные – керамическая, текстильная, но главная, фундаментальная – все же арт-студия. Начинала арт-студию художник Ольга Конышева, это она много лет назад запустила здесь все процессы. Но теперь мы продолжаем уже без художников: Наталья Петухова, которая сегодня руководит арт-студией, имеет профессиональное образование, но она не художник, а искусствовед.
- Как посетители студии становятся художниками?
Удивительно, как им удается создавать такие тонкие работы, хотя их руки плохо их слушаются
- Да, им показывают репродукции, рассказывают об искусстве, возят в Эрмитаж, Русские музей, но вместе с ними никто не рисует – их только стимулируют к этому. В студию ходят те, кто только учится, и 28 человек, которые уже стали профессиональными художниками. При этом мы стараемся создать условия, чтобы люди могли реализовать в арт-студии свой творческий потенциал. Мы даем краски, бумагу, с ними работает психолог, искусствовед, кроме того, им надо помогать физически – краски подставлять, например, ведь большинство наших ребят на колясках, очень многие с тяжелейшими спазмами, так что удивительно, как им удается создавать такие тонкие работы, хотя их руки плохо их слушаются. И, тем не менее, у каждого вырабатывается свой почерк – я могу издали сказать, чья это работа.
- А какова судьба этих работ – ведь у ребят же только комната в интернате?
- У нас есть архив, тысячи работ, и мы стараемся все это сохранить. Лондонский "Музей всего" взял у нас 100 работ, мы вообще все время устраиваем выставки.
На вернисаже постоянно звучал термин "ар брют". В переводе с французского это грубое, "неограненное" искусство, такое понятие ввел в искусствоведческий обиход французский художник Жан Дюбюффе, собравший коллекцию произведений искусства, созданных людьми с инвалидностью, пациентами психиатрических клиник, нигде не учившимися, не испытавшими давления никаких художественных школ, и поэтому сохранившими способность смотреть на мир собственными глазами. Поскольку таким образом человек смотрит на мир как бы со стороны себя самого, это направление получило еще одно название – Outsider Art. Сегодня Ар брют стал очень популярным, картины в этом стиле охотно приобретают многие художественные галереи и музеи мира. Строго говоря, ар брют - это только коллекция работ, собранных Жаном Дюбюффе, но руководительница арт-студии Наталья Петухова, которая даже диссертацию на эту тему защитила, считает, что картины, создаваемые в стенах этой арт-студии, по сути являются ничем иным, как именно ар брют:
Их работы – музейного уровня. Кроме того, это не просто рисунки, у каждого есть не только свой стиль, но и свое художественное высказывание, послание
- Вопрос спорный, ар брют предполагает, что художники создают свои работы, ничему не учась. Само существование нашей арт-студии вроде бы противоречит этому правилу, но, с другой стороны, мы ведь ничему их не учим. Студия работает пять дней в неделю с 10 утра до половины пятого, кроме меня, у нас есть психолог и ассистент Павел. У наших ребят серьезные нарушения, кто-то не умеет читать и писать, кто-то не слышит, но когда они занимаются так интенсивно, некоторые по пять раз в неделю, то поневоле становятся профессионалами. Я считаю, что их работы – музейного уровня. Кроме того, это не просто рисунки, у каждого есть не только свой стиль, но и свое художественное высказывание, послание. Вот, например, за персонажами картин Эльгара Наджафова стоят реальные люди, и к картине всегда приложен какой-то рассказ.
Есть у нас Константин Саломатин, он в инвалидном кресле, общаться с ним затруднительно, но потом выясняется, что он знает несколько языков, прекрасно владеет компьютером – и он тоже потрясающий художник со своим миром – это такие абстрактные пейзажи. Наша звезда – художник Альберт Котов, все хотят видеть его работы у себя дома, они очень интерьерные – как вот эти коровы, например.
С Альбертом Котовым поговорить удается только с помощью педагога, которая "переводит" ему простые вопросы, например, нравится ли ему рисовать, заниматься в арт-студии. Ответы Альберта – простые и односложные:
- Да! Нравится.
- Альберт, кого вы больше всего любите рисовать?
- Коров.
- Почему – потому что они красивые?
- Красивые.
Педагога психоневрологического интерната №3 зовут Елена Солнцева, ей очень нравится работать с художниками:
- Это необычная работа, здесь необычно все, прежде всего, атмосфера. Я даже не назову это коллективом – это все замечательные индивидуальности, особенные люди, и между ними складываются отношения свободы, доверия друг к другу. Здесь главное – это ценность человека, для всех здесь важен человек. Мне просто повезло, что я сюда попала, это мне и дети мои говорят. Я им отвечаю – прежде чем я сюда попала, смотрите, сколько я работ сменила!
На вернисаже были не только художники – пришел туда и режиссер документального кино Максим Якубсон:
- Я знаком с Марией Островской несколько лет, и в последнее время мне захотелось уделить часть своей жизни таким людям. Мне это интересно, это много дает, и я тоже могу им что-то дать. Я кое-что снимаю по ходу, конечно, но вообще мы занимаемся сопровождаемым проживанием таких людей в поселке Раздолье, там есть храм. С лета этого года мы начали замечательное дело – мы решили, что люди с серьезными нарушениями могут там проживать, не совсем самостоятельно, а с помощью волонтеров, в сопровождении. Пока этот проект в самом начале, наверное, в дальнейшем там будет построен дом, а пока дом просто снимаем, и там живут ребята.
- Они же там могут пейзажи, рисовать на природе?
- Да, но у этих ребят как-то больше склонности к абстракции, как у нашего Богдана. Мы зовем его Бодя и подумываем сделать выставку "Бодя-арт". Он талантливый. И вообще эти ребята талантливые, у них внутри глубокий, светлый мир, и он отражается на их холстах, на листах. Когда я был мальчиком, меня отец научил абстрактной живописи, и вот теперь я общаюсь с ними, от них идет светлая энергия.
Сотрудница организации "Перспективы" Светлана Мамонова считает главным достижением выставки то, что искусство особых людей вышло за свои собственные узкие рамки.
- Сама выставка пришла в такое место, где эти прекрасные, яркие картины могут увидеть те, кто, вполне возможно, никогда не слышал о проблемах людей с ограниченными возможностями, о том, что существуют такие закрытые заведения, как психоневрологические интернаты. А если они и слышали что-то об этом, то, скорее всего, не подозревают, что, в сущности, такие же люди, как они.