Левашовское мемориальное кладбище под Петербургом признано памятником культуры. Сюда в годы террора привозили тела расстрелянных в ленинградских тюрьмах, здесь их хоронили в общих могилах. Всего на Левашовском кладбище похоронено около 45 тысяч человек, в их числе – такие выдающиеся деятели, как священник и богослов Павел Флоренский, поэт Николай Олейников, писатель Юрий Юркун, поэт и переводчик Валентин Стенич. Здесь же похоронены расстрелянные по так называемому "Ленинградскому делу".
Признания кладбища памятником регионального значения, повышения его статуса многие годы добивались Центр "Возвращенные имена" при Российской национальной библиотеке и петербургское отделение общества "Мемориал". Один из исследователей, много сделавших для того, чтобы определить, кто лежит в левашовских могильниках, – издатель многотомного "Ленинградского мартиролога", член рабочей группы по Левашовскому мемориальному кладбищу Анатолий Разумов. Он подчеркивает, что это кладбище – самый большой расстрельный могильник Советского Союза.
– Слава Богу, сохранили название кладбища, закрепившееся за ним с тех пор, как перестал существовать спецобъект НКВД-МГБ-КГБ. Это значит, что признается существующее состояние Левашовского мемориального кладбища, его размеры, охранный забор, караульное помещение, служебные строения, а самое главное – все памятные знаки, которые оставили посетители кладбища. Это особенно важно сейчас, когда появилась концепция увековечения памяти жертв политических репрессий.
Статус памятника позволит содержать кладбище в лучшем состоянии. Анатолий Разумов надеется, что теперь здесь будет легче построить часовню, что историческое здание охраны кладбища тоже вскоре станет музеем, а для охраны будет построено новое помещение. В то же время, Разумов обращает внимание на то, что пока ни об одном человеке, расстрелянном в Ленинграде, нельзя сказать точно, где именно находятся их могилы – эти сведения в документах не указывались. Но он надеется, что в дальнейшем, возможно, удастся провести идентификацию останков и определить места захоронения хотя бы части расстрелянных.
В России до сих пор много городов, где места массовых расстрелов, производившихся в годы коммунистического террора, до сих пор не найдены. Но каждое новое кладбище, официально становящееся памятником, дает надежду на то, что дело движется, хотя и медленно.
Признание кладбища памятником позволит друзьям и родственникам погибших, всем неравнодушным людям с большим основанием добиваться выдачи документов о захоронении жертв террора и установки памятников погибшим. По сути, Левашовское кладбище уже давно стало народным, это был стихийный процесс. Здесь есть и памятник "Молох тоталитаризма", установленный при мэре Анатолии Собчаке, и множество малых памятников и табличек, установленных простыми гражданами и национальными общинами. У входа на кладбище есть колокол, в который может позвонить каждый пришедший – в память обо всех, кто покоится в этой земле.