Вчера вечером Сеть облетели сообщения о необычном происшествии на Красной площади. С площади эвакуировали всех, кто на ней находился, и еще долго не впускали на нее прохожих.
Вот что сообщили Ведомости:
Причиной ограничительных мер сотрудник полиции назвал "проведение спецмероприятия", однако отказался объяснить его суть и причины. Другой сотрудник полиции объяснил ограничение "техническими причинами".
Все проходы на площадь ограничены металлическими рамками, рядом с которыми дежурит полиция, людям предлагают искать пути обхода.
Корреспондент "Ведомостей" заметил как минимум одну карету скорой помощи между зданием ГУМа и собором Василия Блаженного.
Интерфакс передал, что площадь закрывали из-за слишком большой очереди на каток. Но известие о том, что на площади видели машину скорой помощи, мгновенно породило слухи предсказуемого рода:
Корреспондент "Мосленты" Филипп Киреев запостил в Твиттер сообщение о загадочном "инсайде", после чего отправился на площадь и убедился, что она все еще перекрыта:
Не все восприняли сообщение Киреева всерьез:
Но сети тут же заполнились шутками и предположениями:
Премьер теребил смартфон и нервно хихикал.
- Ну, что там еще? - без интереса спросил президент, посмотрев на премьера с искренней жалостью.
- Представляешь, в твиттере думают, что у тебя есть сердце.
Президент не стал продолжать разговор. Президенту было грустно - он-то думал, что иностранные коллеги хоть что-то слышали про его триллиончик, а тут раз - и обозвали тайным миллиардером. Совершенно бездоказательно.
Это действительно обидно.
И действительно, большинство шуток про смерть Путина уже были пошучены в прошлом году, когда он надолго пропадал из виду.
Многие сочли более правдоподобным другое объяснение эвакуации публики с Красной площади:
Вот смотрите: если сегодня Ленина вытащат из мавзолея - значит Путин точно страшно обделался от этого фильма на Би-би-Си, заявления американского минфина и доклада английского судьи.
Потому что методу их гнусную мы знаем: надо перебивать новость более сильной. Уводить внимание в сторону.
А какая новость из России может быть сильнее, чем закопанный Ленин? Но из этой пушки ведь можно выстрелить только один раз. Значит, надо беречь такой выстрел на самый крайний случай.
Ну и где он, этот крайний?
Впрочем, "спецмероприятие" могло быть и прозаического толка:
Каждую зиму приблизительно в это время тушку увозят на ежегодное техобслуживание на месяц-полтора. (Говоря простым языком - вымачивают в консервирующем растворе и шьют новый костюмчик). Так что don't put your hopes up too high, как говорится.
Но в Твиттере началась ночь живых мертвецов:
Ленина оживляют, чтобы за развал СССР судить.
Лев Шлосберг в газете "Псковская губерния" предлагает если не выносить Ленина из Мавзолея, то по меньшей мере внимательно его перечитать, чтобы не пойти по его стопам:
В российской истории существует магия повторяющихся цифр. Сто лет спустя после 1917-го приближение 2017-го на фоне экономического и социального кризиса рождает новые искушения. Главное из которых – решить вопрос о власти через насилие. 1917 год с этой точки зрения оказался очень результативен: насилие принесло успех. Вкус успеха перемешался с запахом насилия и стал запахом новой власти. Более чем на 70 лет. Ценой успеха стали десятки миллионов жизней, в том числе тех, кто приветствовал этот успех: Гражданская война, коллективизация, репрессии. Эффект успешного насилия большевиков над страной, возникший в 1917-м, выдохся в 1991-м. Основанная на нём власть ушла. Но искушение успешного насилия осталось. Традицию успешного насилия основал в нашей стране Владимир Ульянов (Ленин).
<...>
Урок Ленина не выучен. Учитель-убийца миллионов по-прежнему покоится с почётом на главной площади российской столицы. Он победил. Страна продолжает идти по его стопам, собирая урожай кровавого посева.
За целый век после этого никто не объяснил народу, что в 1917 году произошло преступление, развернувшее всю страну в государственный тупик, выход из которого не найден до сих пор.
Российское государство вот уже 100 лет в любой своей ипостаси незаконно: под ним – ни советским, ни современным российским – нет законных истоков, корней, воли веков.
От осмысления этой стержневой проблемы зависит то, сможет ли Россия в 2017 году не рухнуть на век назад.
Слухи оживили дискуссию о том, как может выглядеть "жизнь после Путина". Михаил Ходорковский опубликовал сегодня заметку под названием "Мы точно знаем, что делать потом":
В конце концов они уйдут. Если нам всем повезет — уйдут, не развалив страну. Правда, создав все предпосылки для ее развала. А нам придется действовать очень быстро.
Действовать Ходорковский предлагает так: развивать регионы, привлекать инвестиции в современные сектора экономики, реформировать суды и парламент, снизить налоги малому и среднему бизнесу, искоренить коррупцию и гарантировать сменяемость власти.
России предстоят непростые времена разложения коррумпированной, стареющей власти. Их придется пережить — или в борьбе, или пресмыкаясь, или спрятав голову в песок внутренней эмиграции.
А пока под эгидой "Открытой России" Ходорковского стартовал образовательный онлайн-проект “Открытый университет". Вот что пишет о нем автор первого опубликованного курса "Культура как политика" Юрий Сапрыкин:
Дамы и господа, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые, мы с гордостью и трепетом представляем новый образовательный онлайн-проект “Открытый университет” — платформу для лекций и материалов о постсоветской истории, какой мы ее пережили и отчасти продолжаем переживать. Все стартует с большого многочастного курса “Культура как политика” — о приключениях массовой культуры после распада СССР, о зарождении и разрушении связанных с ней институций, о том, как менялись настроения и моральные ориентиры. Происходит в этом курсе вот что. Во-первых, несколько небольших лекций, которые прочитал я: о пути от Ленина-гриба к памятнику князю Владимиру, о превращениях медиа — от газеты “Сегодня” к газете “Завтра”, об эволюции героя — от бандита к охраннику, об открытии денег и изобретении прошлого, и много о чем еще. Во-вторых, выступления, интервью, комментарии и отдельные лекции специальных гостей курса: Леонид Парфенов, Григорий Ревзин, Ilya Oskolkov-Tsentsiper, Alexander Baunov, Kirill Rogov, Sergey Kuznetsov, Nadya Tolokonnikova, Андрей Ерофеев, Alexey Levinson, Андрей Зорин, Глеб Морев, Evgeniya Shermeneva, Максим Ковальский и если в осмысленности и полезности своей части я до сих пор не вполне уверен, то за эту совершенно спокоен.
Антону Красовскому формат, в котором организовано обучение, показался недостаточно прогрессивным:
Вот и Ходорковский запустил свой образовательный проект. Предполагается, что совсем по-новому и совсем о новом будут рассказывать все те же старые люди. Парфенов, Сапрыкин, Ревзин, Ценципер, Гельман и проч. Это первый курс лекций – про медиа. Как просветительский научно-популярный цикл – вполне. Я лично с удовольствием послушал Сапрыкина про журналы. Прорыва тут – разумеется – никакого нет. Но в этом нет никакой вины авторов и идеологов – во всем мире не найдены пока ни новый язык, ни технологии, как вот сделать онлайн образование академически системным и в то же время инновационным и полноценным. Во всем своем многообразии – от TED до Harvard Online Learning – это все равно мутноватый бессистемный набор методичек или видеоконтента, созданного немолодыми людьми, не задумывающимися нисколько о том, как они будут выглядеть на экране. Интересно ли это, увлекательно ли, действительно ли полезно никого не заботит. Греф – помните – ведь не только на Россию наехал в прошлом своем выступлении, но и вот на это онлайн-образование. И он прав – ничем оно не отличается от пединститута. Но тут вот пединститут позвал столичных гастролеров. Которые спели старые песни о Главном. И о себе.
Другие критики отмечают визуальное сходство "Открытого университета" с другим образовательным сетевым проектом - "Арзамас":
С большим интересом посмотрел первую лекцию Сапрыкина в "Открытом университете".
И все 15 минут, что длилась лекция, мне не давал покоя журнал "Большой город" на заднем плане. Ну не мог же он там случайно появиться?!
Пока я придумал следующее объяснение: это такой привет Филе Дзядко и "Арзамасу": эгей, старик, смотри, мы взяли твой формат лекций, даже музыкальные перебивки едва ли не те же, операторская работа и графика — как две капли воды, в общем, привет тебе!
Ругают проект и за неоригинальное название:
Ту хум ит мэй консёрн: «Открытый университет», который с 2015-го года делает «Бумага» с тремя крупнейшими петербургскими вузами и Новой сценой Александринского театра, никак не связан с новым просветительским проектом Ходорковского, который, по стечению обстоятельств, тоже называется «Открытый университет».
Не знаю уж, огорчаться этому или радоваться, — но путаницы, боюсь, не избежать
Впрочем, если судить по посту Екатерины Кронгауз, сейчас не время всерьез обсуждать, сможет ли проект Ходорковского совершить прорыв в онлайн-образовании - для начала неплохо было бы, чтобы люди не боялись регистрироваться на сайте под собственным именем:
Решила посмотреть лекцию Сапрыкина на "Открытом университете" Ходорковского (должен же журнал "Большой город", лежащий на столе, как-то выстрелить в лекции), а чтобы ее посмотреть надо зарегистрироваться через соцсети, оставить имя-фамилию и имейл. В свете обысков и прочего, кажется, что следующей будет графа: в какое время СК удобнее к вам заглянуть?