Ссылки для упрощенного доступа

"Население должно поддержать соглашение"


Министр иностранных дел Нидерландов Берт Кундерс
Министр иностранных дел Нидерландов Берт Кундерс

Министр иностранных дел Нидерландов – о референдуме по Украине, расследовании катастрофы "Боинга" и ударах России в Сирии

С января по июнь этого года Нидерланды председательствуют в ЕС, по этому поводу на амстердамском заливе Ай выстроили футуристический конгресс-центр. Сюда временно переместились переговорщики из 28 стран Евросоюза, здесь же в субботу 6 февраля министр иностранных дел Нидерландов Берт Кундерс (Партия труда, PvdA) в неформальной обстановке встретился с несколькими корреспондентами иностранных изданий.

Корреспондент Радио Свобода обратилась к министру с вопросами о расследовании катастрофы "Боинга" Малайзийских авиалиний в Донбассе, а также о грядущем референдуме по Украине, который состоится в королевстве 6 апреля. Министр иностранных дел Нидерландов Берт Кундерс заявил, что правительство Нидерландов однозначно выступает за ассоциативное соглашение с Украиной, но по закону вынуждено будет рассмотреть этот вопрос повторно после оглашения результатов общенародного референдума:

– Господин министр, бытует мнение, что сам факт проведения в Нидерландах референдума по Украине – это, пусть не стратегически, но тактически все же победа Кремля. Согласны ли вы с такой постановкой вопроса? Как вы относитесь к тому, что несколько нидерландских партий, включая вашу, обещали "с уважением отнестись" к результатам референдума?

Нидерландское правительство подписало это ассоциативное соглашение,
я считаю его важным и для Нидерландов, и для Украины

– Во-первых, консультативный референдум – это новое слово в нидерландском законодательстве. Во-вторых, его организаторы собрали более 400 тысяч подписей. Так что это – демократический инструмент, к которому я отношусь с уважением. Нидерландское правительство подписало это ассоциативное соглашение, я считаю его важным и для Нидерландов, и для Украины. По многим причинам, прежде всего – по причине развития сотрудничества с Украиной, это – положительное соглашение. Сотрудничество во многих областях: в правоохранительной, пограничного контроля, у нас появляется возможность расширить наши торговые связи. Соглашение может помочь в налаживании стабильности на Украине. Я не устаю говорить всем в Нидерландах, что голосовать нужно за, что население должно поддержать соглашение. В остальном я дождусь результатов референдума, это демократический инструмент.

– Вас расстраивает обещание ваших соратников по Партии труда уважать результаты референдума? Ведь если они окажутся отрицательными, потребуется некий политический шаг навстречу проголосовавшим.

Если вы хотите, чтобы завтра я пришел к вам в эфир, я приду и объясню, почему правильно будет проголосовать за

– По-моему, они ничего такого не обещали. Я полагаю, что они имели в виду лишь возможность парламентского голосования по этому вопросу. Но я не буду делать прогнозы о результатах референдума. У нас есть четкое законодательство о референдуме, в котором написано, что после того, как результаты становятся известны, правительство должно заново рассмотреть вопрос, который выносился на референдум. Вот мы тогда и будем его рассматривать. Мы не будем судить заранее. Это демократический инструмент, я отношусь к нему с большим уважением. Со своей стороны, я буду продолжать разъяснять важность вопроса перед населением и в парламенте.

– Но как вы прокомментируете сам факт, что правительство решило не проводить официальной агитационной кампании в поддержку ассоциативного соглашения?

– Это неправда. Я лично постоянно выступаю на эту тему в парламенте, на встречах, по телевидению. И не только я, другие министры тоже. Если вы хотите, чтобы завтра я пришел к вам в эфир, я приду и объясню, почему правильно будет проголосовать за.

– Но официальной кампании не проводится, в правительстве заявляли об этом.

– Произошла путаница из-за слова "кампания". У нас есть комиссия, у которой есть бюджет, и этот бюджет может быть потрачен на агитацию, будь то "за" или "против". Мы сказали, что само правительство Нидерландов, естественно, не станет брать деньги из этого бюджета – в этом смысле мы, действительно, не проводим кампанию. Но мы все равно активно доносим до населения нашу позицию по референдуму. Правительство не может снимать агитационных роликов. Но мы пишем в газеты, приходим в эфиры передач, отвечаем на вопросы журналистов. То есть мы активно в кампании участвуем.

– У меня имеется инсайдерская информация, что обе правящие в Нидерландах партии расколоты изнутри на сторонников и противников разделения Европы на "сферы влияния".

– Ваша инсайдерская информация абсолютно неверная, говорю вам это без тени сомнения! Правительство на самом деле полностью поддерживает это ассоциативное соглашение. И мы активно используем любую возможность заявить об этом.

Вопрос журналистки из Швейцарии: – Но разве ваша партия не сказала, что примет результаты голосования?

– Я здесь говорю от лица правительства.

Вопрос немецкой журналистки: – Газета Volkskrantвышла со статьей о том, как люди собираются голосовать против соглашения, даже не прочитав, о чем оно. Не кажется ли вам, что первостепенная задача правительства сегодня – проинформировать население по существу вопроса, провести ликбез?

– Повторю, что у нас есть специальная комиссия, которая этим занимается. Это личное дело каждого, читать ли соглашение. Дело не в этом. Дело в активной кампании об аргументах "за" и "против", о преимуществах и недостатках подписания соглашения, и мы как правительство будем активно вовлечены в эту кампанию. С очень четко сформулированной позицией.

Мне неизвестно, когда будет опубликован их отчет

Корреспондент Радио Свобода также обратилась к министру с вопросами о продолжении расследования катастрофы "Боинга" Малайзийских авиалиний, сбитого под Донецком: – Когда в скором времени Международная следственная группа обнародует результаты уголовного расследования, насколько будет привязано решение о возможном продлении санкций против России с желанием или нежеланием Кремля сотрудничать с нидерландской прокуратурой?

– На сегодня мы завершили вывоз останков, и Совет Безопасности огласил результаты расследования причин катастрофы. Независимая следственная группа в настоящее время занимается уголовным расследованием, но мне неизвестно, когда будет опубликован их отчет.

– В этом году, насколько они обещали.

– Хорошо, в таком случае вам известно больше, чем мне. У меня нет никакой конкретной информации на этот счет.

– Может быть, вы тогда дадите более общий прогноз по российским санкциям?

– Сама по себе политика санкций против России привязана к Минским соглашениям. Эта дискуссия ведется на европейском уровне.

Министр Кундерс также ответил на вопрос о том, какие варианты трибунала по делу о нападении на рейс MH17 представляются наиболее вероятными:

Я очень надеюсь, что этот выбор мы сможем сделать в течение полугода. Конечно, всем хотелось бы, чтобы это случилось быстрее

– Нидерландское правительство и наши партнеры выступали за создание трибунала при ООН, но, как вы помните, Россия наложила на эту резолюцию свое вето, поэтому такой вариант трибунала сегодня не представляется возможным. Несмотря на подавляющее большинство участников Совбеза ООН, которые высказывались за. Посовещавшись со странами – участницами Международной следственной группы, мы пришли к выводу, что наиболее реалистичными вариантами судебного разбирательства по делу MH17 могут быть либо уголовное преследование в одной из пострадавших стран, либо совместный трибунал стран – участниц Международной следственной группы (Joint Investigation Team).

Мы с нетерпением ждем того времени, когда сможем сделать окончательный выбор в пользу одного из этих сценариев. Окончательный выбор будет зависеть от того, как далеко продвинется уголовное расследование. Я очень надеюсь, что этот выбор мы сможем сделать в течение полугода. Конечно, всем хотелось бы, чтобы это случилось быстрее, но в уголовном преследовании важно собрать доказательную базу, инструменты для того, чтобы посадить виновных за решетку. Эти инструменты обсуждаются в Международной следственной группе на высшем уровне, но окончательного решения по выбору варианта суда не принято.

Министр Кундерс коснулся темы России и в вопросе о том, в чьих руках находится сегодня основная инициатива по Сирии:

Проведение этих бомбардировок – негативное развитие событий, учитывая последствия для мирного населения

– В том, что касается событий последних дней, полагаю, мы должны занять сильную позицию против бомбардировок, которые проводят режим Асада и Российская Федерация в Алеппо. В настоящий момент мы проводим переговоры о возможности прекращения огня. Очевидно, что проведение этих бомбардировок – негативное развитие событий, учитывая последствия для мирного населения и очереди беженцев у турецкой границы. Но давайте не будем торопиться с выводами. То, что происходит, – это нежелательный сценарий, но одновременно мы впервые за пять лет наблюдаем начало мирных переговоров. Это сложный конфликт, и участники занимают разные стороны в этих переговорах, что рискованно. Но я бы не сказал, что эти переговоры поэтому обречены на провал. Наоборот, тем более важно продолжать диалог. Например, на неделе в Германии состоится встреча международной группы поддержки, и последние события станут повесткой дня переговоров министров Лаврова и Керри, и ЕС, разумеется, также примет участие.

Берт Кундерс подчеркнул, что во время своего председательства в Евросоюзе в качестве приоритетных задач Нидерланды рассматривают укрепление границ Шенгенской зоны и выработку общеевропейской политики по распределению беженцев, которая будет включать поддержку Греции и Италии, а также тесное сотрудничество с Турцией, куда прибыло уже более 2 миллионов беженцев. ПрезидентТурции Реджеп Эрдоган на этой неделе приедет в Нидерланды с официальным визитом.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG